Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика и наука





6.1. Формирование эволюционных идей в науке.

Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. Как уже указывалось, в науке 17–18 веков практически безраздельно господствовал метафизический подход, отстаивавший идею неизменности основных видов и форм бытия. Хотя отдельные эволюционные представления существовали, еще начиная с античности.

Впервые принцип развития получил фундаментальную разработку в рамках биологии. Первая попытка создания целостной эволюционной теории развития принадлежит французскому ученому Жану Батисту Ламарку в его труде «Философия зоологии» (1809). Жан Батист Ламарк считал, что Бог создал только материю (пассивная, инертная масса, из которой возможно возникновение любых предметов) и природу (энергия, необходимая для упорядочивания материи); все конкретные неживые и живые объекты, по его мнению, возникли из материи под воздействием природы. Движущей силой эволюции живых организмов провозглашалось внутренне свойственное природе постоянное стремление к совершенствованию своих форм в результате приспособления к условиям внешней среды.

Для объяснения механизмов эволюции в живой природе Жан Батист Ламарк сформулировал несколько законов. Основным из них был закон упражнения и неупражнения органов. Суть его заключается в том, что частое использование («упражнение») некоторого органа у животного приводит к его развитию, а неиспользование («отсутствие упражнения») – к постепенному отмиранию. Жан Батист Ламарк приводил ряд примеров действия данного закона: жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой, поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются; муравьеду, чтобы ловить муравьёв в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким; в то же время, кроту под землёй глаза только мешают, и они постепенно исчезают. Также был сформулирован закон наследования приобретённых признаков, суть которого заключается в том, что полезные признаки, приобретённые животным, передаются потомству.

Жан Батист Ламарк отстаивал идею о том, что эволюционное развитие в живой природе имеет постепенный, количественный характер; он отрицал возможность эволюции в результате качественных скачков. Идеи Жана Батиста Ламарка поддерживали французский биолог Этьен Жоффруа Сент-Илер, а также ряд других ученых первой половины 19 века. Однако в тот период эволюционная теория не получила еще всеобщего признания. Причинами этого были ее абстрактность и отсутствие серьезной эмпирической базы.

В то же время эволюционные идеи в биологии уже в первой половине 19 века стали оказывать воздействие и на другие области естествознания. В рамках геологии английский ученый Чарльз Лайель в своем труде «Основные начала геологии» (1830-1833) разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов. По его мнению, любые, даже самые кардинальные изменения облика земной поверхности стали возможными лишь в результате крайне медленного процесса взаимодействия бесчисленных мелких явлений, которые последовательно происходили на протяжении целых геологических эпох. К середине 19 века эволюционная теория стала в геологии господствующей.

Важнейшую роль в утверждении эволюционных идей в биологии сыграла теория Чарльза Дарвина, изложенная в его труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). В отличие от теории Жана Батиста Ламарка данная теория опиралась на многочисленные эмпирические факты. По мнению Чарльза Дарвина, основной движущей силой эволюции в живой природе является естественный отбор, то есть процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью к среде обитания, в то время как количество особей с признаками, недостаточно способствующими приспособлению, уменьшается. Вместе с тем Чарльз Дарвин признавал также роль таких факторов эволюции как наследственная изменчивость и борьба за существование.

В процессе естественного отбора, по мнению Чарльза Дарвина, наследственным путем закрепляются мутации, увеличивающие приспособленность организмов. В процессе борьбы за существование выживают особи, использующие разную пищу, обладающие различными средствами защиты и тому подобное, иными словами, приобретающие разные свойства и максимально способные приспосабливаться к среде обитания. Постепенное изменение строения организмов в соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к становлению новых видов.

Развитие и дополнение теории Чарльза Дарвина другими учеными привели к утверждению концепции биологической эволюции в научном сообществе. Эволюционные представления в биологии были скорректированы развитием такой научной дисциплины как генетика, которая появляется в начале 20 века. В середине 20 века в результате взаимодействия дарвинистской эволюционной теории и генетики сформировалась синтетическая теория эволюции, которая является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Ее родоначальниками являются английские ученые Джулиан Хаксли, Джон Холдейн, Рональд Фишер, американский ученый Феодосий Добржанский и другие.

Синтетическая теория эволюции включает в себя следующие основные положения:

· популяция – это наименьшая, элементарная эволюционная единица

· элементарным эволюционным событием является изменение генетического состава популяции

· материалом для эволюции служат, как правило, мелкие изменения наследственности – мутации

· единственный направляющий фактор эволюции – естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование; его действие основывается на сохранении и накоплении случайных мелких мутаций

· эволюция – постепенный и длительный процесс; видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену временных популяций

· эволюция непредсказуема и имеет ненаправленный характер, то есть не идет в направлении какой-то конечной, заранее заданной цели.

Со второй половины 19 века эволюционная методология активно внедряется в социально-гуманитарные науки. Истоки понимания истории человеческого общества в качестве процесса, предусматривающего переход от одних этапов развития к другим, возникают в трудах представителей просветительской и немецкой классической философии в конце 18 – начале 19 века (Адам Фергюсон, Мари Жан Кондорсе, Георг Гегель и др.). В середине второй половине 19 века в обществоведении возникли классические теории социальной эволюции и социального прогресса, связанные с творчеством Огюста Конта, Герберта Спенсера, Льюиса Моргана, Карла Маркса. Представления о поэтапном развитии человеческого общества к концу 19 века закрепились в большинстве влиятельных подходов и концепций в области социально-гуманитарного знания.

В 20 веке эволюционные идеи широко распространились в различных науках. Однако физика, которая являлась долгое время своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, продолжительное время оставалась привержена неэволюционным подходам. Проникновение эволюционной методологии в физику начинается со времени формирования релятивистской космологии в 1920-е годы. Данная новая дисциплина поставила под сомнение постулат о неизменности Вселенной во времени и утверждала наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени.

Таким образом, накопление эволюционных идей в различных областях научного знания сделало необходимым формирование общенаучной картины мира, которая бы закрепила представления об универсальности развития в живой и неживой природе, а также в обществе. Для этого в научном мышлении должна была утвердиться концепция глобального (универсального) эволюционизма.

 

6.2. Концепция глобального эволюционизма.

Концепция глобального эволюционизма сформировалась в современной науке во второй половине 20 века. В ее основе находятся общенаучные принципы системности и развития. Это открывает возможность подобным образом объяснять и описывать процессы, происходящие в неживой и живой природе, а также в обществе.

На формирование данной концепции оказали влияние ряд общенаучных теорий, возникших в середине – второй половине 20 века. Среди них выделяются эволюционные теории происхождения Вселенной, теории биосферы и ноосферы, общая теория систем, кибернетика, синергетика.

 

Date: 2015-11-14; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию