Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования





Аспиранты (и соискатели), не имеющие четкого представления о целях, задачах своего исследования, уподобляются трудолюбивому коллекционеру, собирающему все, что имеет малейшее отношение к теме диссертации. Это приводит к неоправданному увеличению объема работы и сроков ее выполнения. Задачи диссертационного исследования должны вытекать из поставленной цели и строго ей соответствовать. Алгоритм выработки целей и определения задач исследования включает следующие этапы.

Первый. Выявление потребности в решении конкретной научной или технической задачи.

Всегда с различной степенью остроты возникает потребность изменения существующей ситуации. Это может быть в некоторой области знания, на уровне локальной теории, например при необходимости объяснения эмпирического факта или предсказания результата воздействия. Это может быть на уровне технического или административного противоречия, когда известные технологии не позволяют достичь желаемого эффекта. Наконец, это может выражаться в большом желании каким-то образом изменить положение при незнании, как это сделать, когда никто не в силах помочь.

Второй. Установление потребности в проведении научного исследования.

Проведение научного исследования не требуется, если оно известно и общедоступно. Первооткрывателем научного факта, теории, процесса, как правило, признается только один ученый или немногочисленная группа ученых-коллег, сделавших новые научные знания общедоступными. При этом следует иметь в виду исторические факты, состоящие в том, что открытия, хотя и сделанные впервые, но не ставшие общедоступными, часто не приносят научной славы их авторам. Этот вопрос актуален и сегодня. Трудно рассчитывать на то, что научные труды, опубликованные издательствами периферийных регионов, становятся общедоступными и известными научной общественности центральных районов страны. Для того чтобы научные факты, полученные Вами, стали известны всем вашим коллегам по отрасли знания, их следует публиковать в центральных научных изданиях, переводимых на иностранные языки, проявляя при этом достаточно смелости и упорства.

Ученому следует привыкать к тому, что в науке существует серьезная конкуренция, и если Вы на рубежах нового знания, то часто слышится дыхание конкурента за плечом. Это выражается в том, что Вы начинаете натыкаться в различных, особенно центральных, изданиях на решения задач, близких к той, которой Вы занимаетесь, и при этом не обязательно в той же отрасли науки, или, например, в научно-популярных журналах. В то же время, методы и результаты решения одной и той же научной задачи могут существенно различаться по форме и существу у различных авторов. Последнее следует правильно использовать для критики и обоснования собственной точки зрения.

После того, как проведен тщательный обзор литературы по центральным научным, а часто и научно-популярным изданиям и не найдены аналогичные решения, ученому следует строить планы по развертыванию полноценного научного исследования для получения оригинального решения.

Третий. Определение и ранжирование целей научного исследования.

Потребность в решении научной задачи органично воплощается в цели научного исследования. Цель – продукт потребности. Четко сформулированная потребность во многом определяет цель. Здесь, по-видимому, уместно остановиться и пояснить, что может быть целью научного исследования. Главной целью, определяющей научную деятельность, является получение знания о реальности. Знания приобретаются человеком во всех сферах его разумной деятельности: в обыденной жизни, в экономике, в политике, в искусстве, но нигде, кроме науки, получение знания не является главной целью. Продукт инженерной деятельности – проект, разработка технологии, изобретение. Они все больше каким-то образом связаны с наукой, однако, и они интересуют человечество с точки зрения практического результата, а не по количеству и качеству полученных знаний. Новое знание, получаемое в результате технических разработок, – вот основная цель научного диссертационного исследования, представляемого для защиты.

При проведении научного исследования основная цель распадается на подцели, вытекающие из основной и составляющие практическую полезность, выливающиеся в совокупности в научно-техническую работу. Их следует правильно расставить по своим местам, чем достигается ранжирование целей и определенная последовательность в научном поиске.

Четвертый. Систематизация предметной области диссертации.


Системность – один из существенных признаков научности. Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерны стремление к полноте, ясное представление об основах систематизации и их непротиворечивости. Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины.

Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация не только сделает исследование системным, но и точно определит ту научную нишу, разработкой которой занимается диссертант.

Классификация – особый тип деления понятия, представляющий собой систему подчиняющих и подчиненных понятий, отражающих деление предметов на классы по наиболее существенным признакам. Удачная классификация всегда уникальна, но основные логические правила деления, не раскрывая их, имеет смысл здесь привести:

- деление должно быть соразмерным;

- в каждом акте деления необходимо применять только одно основание;

- члены деления должны взаимно исключать друг друга;

- деление должно быть последовательным.

Классификации могут быть иерархическими и фасеточными или матричными. Последние получаются при выделении более одного равнозначного признака.

Удачными можно признать классификации, обладающие свойствами системы, что позволяет их назвать системами-классификациями. Признаки системы-классификации проявляются, прежде всего, в том, что у такой классификации возникают новые интегративные свойства, например эвристические, позволяющие предсказывать или изобретать новые элементы системы, которые ранее были неизвестны, и нахождение их – лишь дело времени. Истории науки известно немало таких примеров. Типичный пример матричной системы классификации – так называемая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Желательно выполнение следующих требований, предъявляемых к классификации: классификация считается удовлетворительной, если делит предметную область по трем-шести существенным признакам. Оригинальность при этом достигается в том случае, если автору удается сделать классификацию при прочих ее достоинствах, которые сочетаются с возможно более полным охватом систематизируемой предметной области, обозримой и наглядной.

Пятый. Определение условий и ограничений.

Ограничения могут быть во времени, материальные, информационные, энергетические. Опускаясь на уровень ниже, до более глубокого содержания Вашего научного поиска, можно выявить особенности, которые будут отличать от других лично Вашу концепцию, методологию, структуру, технологию, конструкцию и т.д.

Шестой. Уточнение задач научного исследования.

На данном этапе уточняется формулировка задач научного исследования, которые представляют собой цели исследования при некоторых исходных данных, ограничениях и условиях в пространстве и времени, в материальных средствах, энергии и информации.

В работе, как правило, формулируется несколько задач, что связано с различными аспектами общей проблемы, с необходимостью развития теоретических положений предмета исследования, проведением испытаний, разработкой новых методов проверок, определением рекомендаций по использованию новых знаний.

 

 







Date: 2015-11-14; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию