Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция модульных систем в проектной практике ХХ века





История применения сетки имеет свои этапы: становление и два этапа развития. Рождение метода модульного проектирования приходится на конец 1930 — начало 1940-х гг. Именно в это время швейцарский дизайнер М. Билл использовал первые образцы сеток для книжной продукции. Первые примеры изданий, разработанных на основе сетки, показали новые тенденции расположения текста и иллюстраций, основанные на строгих принципах однородности в дизайне всех страниц. Через несколько лет сетка становится непременным атрибутом швейцарской типографики.

Простейшая сетка в 1940-е гг. — годы становления порядка её использования, — представляла собой композицию равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий, образующих таблицу с квадратными полями. Такие равномерные сетки стали первоосновой для дизайна полиграфической продукции международного стиля.

Усложнение сеток происходило в основном на следующем этапе развития. Первые эксперименты нарушения геометрически чёткого и равномерного порядка модульных систем было сделано Р. П. Лозе (R. P. Lohse), который впервые создал т. н. прогрессивную или иерархическую сетку. В ней ширина каждой колонки находилась в пропорциональной зависимости от ширины соседней.

Тем не менее, равномерная квадратная сетка продолжала доминировать на типографской сцене на протяжении всех 1950-х гг. В качестве примера можно привести журнал «Ульм» (Ulm), основанный в 1958 г., журнал «Новая графика» (Neue Grafik), вышедший впервые в том же году в Цюрихе.

В 1962 г. К. Герстнер разработал принцип подвижной сетки, с помощью которой предоставлялась возможность вёрстки в две, три, четыре, пять и шесть колонок. В этой сложной сетке удивительная математическая красота расчётов сочеталась с богатством вариантов художественного оформления изданий. Спустя несколько лет Г.Р. Босхард спроектировал свою книгу «Форма и цвет» (Form ünd Farbe, 1968) с помощью сложной модульной конструкции, состоявшей из трёх сеток (4х4, 5х5, 6х6), наложенных друг на друга. В каждом случае для лучшего визуального восприятия были применены пропорциональные интервалы, т. е. средник и пустая строка для каждой сетки были различными или «подвижными».

На период 1950–1970-х гг. приходится расцвет модульных систем в корпоративном дизайне. Их применение стало точкой соприкосновения айдентики и рационализма на платформе под названием «узнаваемость». Это дало возможность шире использовать сетки в коммерческом дизайне, а значит получать финансовую основу и стимул для тщательного изучения.

В отечественной проектной практике модульные сетки достигли расцвета в 1970–80-е гг. На основании лучших образцов швейцарской дизайна молодые художники-графики М. Жуков, М. Аникст, А. Троянкер, Н. Калинин, А. Коноплёв и др. внедрили комплексной подход к оформлению книжной продукции. Центрами развития модульной системы являлись издательства «Искусство» и «Книга», где были реализованы многие проекты книжного дизайна в духе типографики модернизма.

В противовес международному стилю с непременным атрибутом — модульной сеткой, — в 1960-е гг. начинает зарождаться новое течение в типографике. Ключевой фигурой «новой волны» стал дизайнер-самоучка, типограф В. Вайнгарт (W. Weingart). Наивысший символ швейцарской типографики — модульная сетка — использовалась в его работах с целью нарушить её собственную логику и принципы построения. Он выставлял напоказ отдельные секции модульной сетки, нарушая её чистоту зубчатыми переходами, разорванными гранями, случайными формами. Его эксперименты с модульными структурами привели к появлению целой группы деконструктивных сеток.

Ученик Вайнгарта и последователь «новой волны» В. Кунц начал использовать сетки для создания особого художественного языка. Он обращается с типографикой как с живописью. Модульные сетки у Кунца предназначены не для выполнения их функций, а скорее для создания чувственного эффекта. Сложносоставные сетки стали основой не только конструкции печатной полосы, но и самого дизайна. В его работах наиболее ярко проявилась эстетическая сторона использования модульных систем.

Отход от применения сеток совпал с цифровой революцией в области издательского дела. На смену модульным принципам проектирования, казалось навсегда, пришёл так называемый «интуитивный дизайн». Но уже с середины 1990-х гг. начинают звучать голоса известных дизайнеров и типографов, встревоженных повсеместным и полным отказом от правил типографики, на которых, по их мнению, держится вся профессия. Стало очевидным, что графический дизайн без правил прекратит быть самим собой и одной интуиции недостаточно. Поэтому энтузиазм новой дробной цифровой типографики в проектировании многополосных изданий быстро пошёл на убыль.

Всё же этот период инициировал взрыв творческой активности в визуальных коммуникациях, поскольку дизайнеры заново исследовали существующий порядок и создали новые подходы. Исподволь сформировались дополнения к правилам типографики модернизма, которая стала более напористой, раздвинула границы диапазона стилистических возможностей. В настоящее время всё больше дизайнеров проектируют печатную продукцию с использованием модульных сеток в условиях применения цифровых технологий. Настал период ренессанса модульных систем на новом этапе развития технологий.

Таким образом, развитие модульных систем можно разделить на два этапа: применение сеток в проектной практике в период международного стиля и в эпоху постмодернизма. Усложнение модульных систем многополосных изданий происходило на всех этапах эволюции. Если в 1950–70-е гг. шёл процесс дифференцирования структурного деления печатной полосы, то в период постмодернизма сетки в дополнение к своим инженерным функциям наделяются особыми эстетическими свойствами. Изучение особенностей развития модульных систем позволило выявить основные типологические признаки сетки, необходимые для дальнейшей их классификации.

Глава II. Дифференцирование сеток с учётом типологии печатной полосы







Date: 2015-11-14; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию