Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения модульных систем
Истоки возникновения структурного деления пространства многополосных изданий уходят в допечатные времена, когда положение полосы на листе и строк определялись писцом по принятым канонам. Известно, что структура в типографике является прямым наследником конструкции рукописных книг. Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура расчёта формата полосы и её расположения справедлив как для манускриптов, так и для инкунабул. Деление страницы книги на полосу и поля предопределили появление самой простой сетки, которую Т. Самара назвал манускриптной. Главный печатный труд И. Гутенберга, 42-строчная Библия, имела дополнительное внутреннее деление полосы на колонки. Эта форма расположения строк также была заимствована у средневековых писцов. К примеру, одна из самых древнейших книг — «Codex Sinaiticus», — хранящихся в Британском музее, была написана в четыре столбца. Таким образом, колонное членение полосы сеткой линий было известно с давних времён. Р. Розариво (R. Rosarivo), исследовав классические методики получения формата полосы и её расположения, описал другой алгоритм определения формата и положения полосы — разделение всего размера листа на модули, подобные самой странице. Эти прямоугольные части, имеющие меньшие размеры, становились элементарными для построения полосы. По сути, такое деление являлось прообразом безинтервальной сетки. Конструктивисты 1920-х гг. определяли эстетичность визуальных отношений через геометрию, когда аскетизм линий противопоставлялся буржуазной роскоши. Они во всём искали применение конструктивистской концепции формообразования: создание художественных композиций из утилитарных элементов набора, структуризация типографского пространства, выявление его функциональности. В основе рационального подхода — отношение к искусству, как к хорошо отлаженному механизму. Ведь конструктивистов интересовала вещь как таковая, её пространственные формы, фактура поверхности, её назначение и функция. Художественные приемы обуславливались техникой печатного процесса, а сам производственный процесс признавался актом художественной деятельности. Единение производства и искусства стало лейтмотивом всех 1920-х гг. В поисках этого органического единства конструкторы книг России, Германии, Голландии прибегали к композиционному подчёркиванию сторон прямоугольников (т. н. блочный набор), выделению углов наборным материалом и активными диагоналями, фиксированию пространства полосы рамкой формата. Существенное влияние на формирование новых принципов организации печатной полосы оказали работы голландского художника П. Мондриана (P. Mondrian), который через опыт аналитического кубизма пришёл к беспредметным построениям неопластицизма. Естественным базисом для этого был постулат: «Первичное и исходное должно быть всегда элементарным и простым». Табличная структура живописных полотен Мондриана из чёрных линий, разграничивающих плоскость, несла на себе печать конструктивного скелета картин. Существует мнение, что именно композиции П. Мондриана и применение дизайнерами максимально контрастных жирных линеек-плашек в целях членения полосы подтолкнули швейцарских дизайнеров на создание модульной структуры для типографических работ. Другим источником возникновения модульных систем являлось абстрактное искусство. Как конструктивизм вырос из супрематических экспериментов Малевича и кубо-футуристических исканий художников «левого фронта», так и международный (швейцарский) стиль берёт начало в «конкретном» искусстве абстракционизма. В Швейцарии 1930–1940-х гг. сформировался круг художников-абстракционистов, объединённых идеями конкретного искусства. Идеологом движения стал швейцарский художник, дизайнер, типограф М. Билл. Он воплотил на практике слова Т. ван Дусбурга (T. van Doesburg), сказанные им в манифесте конкретного искусства (1930): «Если не под силу провести прямую от руки, берут линейку. Если не удаётся вручную очертить точный круг, берут циркуль». В основу конкретного искусства был положен контроль над формой и цветом. «Хорошая форма» становится творческим кредо художника. Неслучайно в плакатах 1930-х гг. швейцарских художников-абстракционистов Т. Балмера (T. Balmer), Г. Нойбурга и М. Билла начинает проявляться привязка исходного макета-структуры к геометрическим формам — это были истоки модульной сетки, когда через разделение материала на модульные блоки начались демонстрироваться приёмы, позволяющие достигнуть математической чистоты пропорций и сбалансированности общей композиции. Впоследствии М. Билл в своих работах наглядно показал связь между упорядоченными структурами простых и геометрически правильных элементов и модульной организацией пространства печатной полосы. Математическую строгость и аскетизм абстрактного «конкретного» искусства он перенёс в типографику. Date: 2015-11-14; view: 430; Нарушение авторских прав |