Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения модульных систем





Истоки возникновения структурного деления пространства многополосных изданий уходят в допечатные времена, когда положение полосы на листе и строк определялись писцом по принятым канонам. Известно, что структура в типографике является прямым наследником конструкции рукописных книг. Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура расчёта формата полосы и её расположения справедлив как для манускриптов, так и для инкунабул. Деление страницы книги на полосу и поля предопределили появление самой простой сетки, которую Т. Самара назвал манускриптной.

Главный печатный труд И. Гутенберга, 42-строчная Библия, имела дополнительное внутреннее деление полосы на колонки. Эта форма расположения строк также была заимствована у средневековых писцов. К примеру, одна из самых древнейших книг — «Codex Sinaiticus», — хранящихся в Британском музее, была написана в четыре столбца. Таким образом, колонное членение полосы сеткой линий было известно с давних времён.

Р. Розариво (R. Rosarivo), исследовав классические методики получения формата полосы и её расположения, описал другой алгоритм определения формата и положения полосы — разделение всего размера листа на модули, подобные самой странице. Эти прямоугольные части, имеющие меньшие размеры, становились элементарными для построения полосы. По сути, такое деление являлось прообразом безинтервальной сетки.

Конструктивисты 1920-х гг. определяли эстетичность визуальных отношений через геометрию, когда аскетизм линий противопоставлялся буржуазной роскоши. Они во всём искали применение конструктивистской концепции формообразования: создание художественных композиций из утилитарных элементов набора, структуризация типографского пространства, выявление его функциональности. В основе рационального подхода — отношение к искусству, как к хорошо отлаженному механизму. Ведь конструктивистов интересовала вещь как таковая, её пространственные формы, фактура поверхности, её назначение и функция.

Художественные приемы обуславливались техникой печатного процесса, а сам производственный процесс признавался актом художественной деятельности. Единение производства и искусства стало лейтмотивом всех 1920-х гг. В поисках этого органического единства конструкторы книг России, Германии, Голландии прибегали к композиционному подчёркиванию сторон прямоугольников (т. н. блочный набор), выделению углов наборным материалом и активными диагоналями, фиксированию пространства полосы рамкой формата.



Существенное влияние на формирование новых принципов организации печатной полосы оказали работы голландского художника П. Мондриана (P. Mondrian), который через опыт аналитического кубизма пришёл к беспредметным построениям неопластицизма. Естественным базисом для этого был постулат: «Первичное и исходное должно быть всегда элементарным и простым». Табличная структура живописных полотен Мондриана из чёрных линий, разграничивающих плоскость, несла на себе печать конструктивного скелета картин.

Существует мнение, что именно композиции П. Мондриана и применение дизайнерами максимально контрастных жирных линеек-плашек в целях членения полосы подтолкнули швейцарских дизайнеров на создание модульной структуры для типографических работ.

Другим источником возникновения модульных систем являлось абстрактное искусство. Как конструктивизм вырос из супрематических экспериментов Малевича и кубо-футуристических исканий художников «левого фронта», так и международный (швейцарский) стиль берёт начало в «конкретном» искусстве абстракционизма.

В Швейцарии 1930–1940-х гг. сформировался круг художников-абстракционистов, объединённых идеями конкретного искусства. Идеологом движения стал швейцарский художник, дизайнер, типограф М. Билл. Он воплотил на практике слова Т. ван Дусбурга (T. van Doesburg), сказанные им в манифесте конкретного искусства (1930): «Если не под силу провести прямую от руки, берут линейку. Если не удаётся вручную очертить точный круг, берут циркуль». В основу конкретного искусства был положен контроль над формой и цветом. «Хорошая форма» становится творческим кредо художника.

Неслучайно в плакатах 1930-х гг. швейцарских художников-абстракционистов Т. Балмера (T. Balmer), Г. Нойбурга и М. Билла начинает проявляться привязка исходного макета-структуры к геометрическим формам — это были истоки модульной сетки, когда через разделение материала на модульные блоки начались демонстрироваться приёмы, позволяющие достигнуть математической чистоты пропорций и сбалансированности общей композиции.

Впоследствии М. Билл в своих работах наглядно показал связь между упорядоченными структурами простых и геометрически правильных элементов и модульной организацией пространства печатной полосы. Математическую строгость и аскетизм абстрактного «конкретного» искусства он перенёс в типографику.








Date: 2015-11-14; view: 70; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию