Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважаемые члены государственной комиссии.





 

В теоретической части своего исследования я, прежде всего, рассмотрела влияние хронического соматического заболевания на индивидуально-психологические особенности человека и на характер его психического развития, где за основу взяла психосоматический подход и особенности отношения к заболеванию (..........................................................).

Также в теоретической части исследования представлен возрастной кризис 13-15 лет и индивидуально-психологические особенности подростков (......................................................................................).

Теперь перейду к практической части исследования.

Описательную характеристику выборки испытуемых подростков я провела, выполняя сравнительный анализ личностных профилей учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья показал явные различия в выраженности исследуемых характеристик (1 ЗАДАЧА):

(Провести сравнительный анализ личностных профилей учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья (ПРОВЕЛА В ОПИСАТЕЛЬНОЙ ВЫБОРКЕ ПОДРОСТКОВ).

 

Ряд 1 - учащиеся, имеющие 2группу здоровья;

Ряд 2 - учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

 

Рисунок 1. Гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков (по методике Г.Айзенка).

 

Где: 1 – показатели интро-экстраверсии; 2 – показатели нейротизма.

 

 

Ряд 1 - учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 - учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

Рисунок 2. Гистограммы среднестатистической выраженности показателей школьной тревожности испытуемых подростков (по методике Филлипса).

 

Где:1 - общая тревожность; 2 - переживание социального стресса; 3 – фрустрация потребности в достижении успеха; 4 - страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

Ряд 1 - учащиеся, имеющие 1 группу здоровья;

Ряд 2 - учащиеся, имеющие 2 группу здоровья.

 

Рисунок 3. Гистограммы выраженности акцентуаций характера по методике К. Леонгарда

 

Где: 1 – гипертимный тип; 2 – возбудимый; 3 - эмотивный; 4 - педантичный; 5 – тревожный; 6 - циклотимный тип; 7 – демонстративный тип; 8 - застреваемый; 9 - дистимный; 10 - экзальтированный.

 

Ряд 1 – учащиеся, имеющие 2 группу здоровья;

Ряд 2 – учащиеся, имеющие 1 группу здоровья.

 

Рисунок 4. Среднестатистический личностный профиль учащихся обеих групп по методике Кеттелла.

Где: 1 – шкала достоверности; 2 - «А» - сфера общительности; 3 - «В» - степень интеллектуальности; 4 - «C» - эмоциональная неустойчивость/устойчивость; 5 - «E» - степень доминантности; 6 -«F»-степень озабоченности/беспечности; 7 - «G» - нормативность поведения; 8 - «Н» - робость-смелость; 9 - «I»- жесткость-мягкость (сензитивность); 10 - «L» - внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/; 11 - «М» - практичность-мечтательность; 12 - «N» - прямолинейность-дипломатичность;13 - «O» - уверенность в себе-тревожность; 14 - «Q1» - консерватизм - радикализм; 15 - «Q2» - высокая самооценка-низкая самооценка; 16 - «Q3» - низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль; 17 - «Q4» - низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение.

 

Задачу исследования по определению наиболее значимых различий в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья (2 ЗАДАЧА), нам помог t - критериальный анализ Стьюдента.

Таблица 3.1.

Т - критериальные различия показателей исследования испытуемых учащихся, отличающихся «группой здоровья»

 

Показатели исследования Х ср. уч.1 гр.зд. Х ср. уч.2 гр.зд. t-критерий Стьюдента р – вер.ош.
Фрустр.потреб.в дост.успеха 4,5 10,0 -2,71 0,01*
Страх не соответ.ожид.окр. 1,9 5,0 -2,13 0,03*
Пробл. и страхи в отн. с учител. 3,6 7,0 -2,28 0,02*
Возбудимый тип акцентуации 6,0 13,6 2,05 0,04*
«F»-степень озабоч./беспечности 5,4 2,0 2,03 0,04*
«Q2» - выс.самооц.-низ. самооц. 10,0 5,4 -2,15 0,03*

 

В целом t - критериальный анализ Стьюдента подтвердил ПЕРВУЮ гипотезу исследования о том, что существуют различия в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разной группой психосоматического здоровья.


Различия заключаются в следующем:

· Подростки, имеющие определённые соматические заболевания, то есть вторую группу здоровья, отличаются выраженностью акцентуации характера по возбудимому типу.

· В группе учащихся, имеющих вторую группу здоровья более выражены: «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «проблемы и страхи в отношениях с учителями».

· Подростки с определёнными соматическими заболеваниями в большей степени проявляют осторожность (при этом они вполне могут быть серьёзными, молчаливыми, пессимистично настроенными и осмотрительными).

· Подростки с первой группой здоровья, наоборот, веселы, полны энтузиазма. Они активны, иногда могут быть безалаберными и импульсивно-живыми.

· Подростки с первой группой здоровья независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Они могут не считаться с общественным мнением, но не обязательно играют при этом доминирующую роль в отношении других (они просто не нуждаются в их согласии и поддержке).

· Подростки со второй группой здоровья в большей степени проявляют зависимость от группы, то есть они «присоединяющиеся» и ведомые.

Задачу исследования по определению личностных особенностей учащихся с первой группой психосоматического здоровья (3 ЗАДАЧА) мы решили с помощью корреляционного анализа Пирсона, при котором выявили взаимосвязи между показателями исследования при критическом значении р=0,05. Обратимся к таблице 3.6., которая отражает корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера и школьной тревожности учащихся.

Таким образом, факторный анализ выявил:

· «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся».

· «Фактор акцентуаций характера, обусловленных экстра-интроверсией».

· «Фактор сферы общительности, объясняющей проявления школьной тревожности учащихся».

 

Задачу исследования по выявлению личностных особенностей учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья (4 ЗАДАЧА), мы решали по такому же алгоритму, как и в предыдущей выборке подростков.

Итак, в группе учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, факторный анализ выявил:

  • «Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность подростков».
  • «Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков».
  • «Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застревающим типами акцентуаций характера».

Задачу исследования по сравнению факторных структур, полученных в выборках учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья (5 ЗАДАЧА), мы решили с помощью сравнительного анализа факторных структур.

Рассматривая факторные структуры, полученные в исследуемых группах учащихся, мы уже заметили различия, как впрочем, и сходства по некоторым взаимосвязям.

Рассмотрим структуры факторов в общей таблице 3.15. Так, если у учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья, мы определили такие факторы как:

· «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся».

· «Фактор акцентуаций характера, обусловленных экстра-интроверсией».

· «Фактор сферы общительности, объясняющей проявления школьной тревожности учащихся».


В группе учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, факторный анализ показал другие структуры:

  • «Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность подростков».
  • «Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков».
  • «Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застревающим типами акцентуаций характера».

Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ, проведённые в обеих выборках учащихся, подтвердили ВТОРУЮ гипотезу исследования о том, что уровень психосоматического здоровья оказывает влияние на выраженность личностных свойств (в частности, тревожность) учащихся.

Новизна исследования состоит в установлении индивидуально - психологических особенностей здоровых подростков и имеющих соматическую патологию, а также в разработке новых подходов в психосоциальной адаптации школьников-подростков, для определения будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования могут быть использованы при разработке подходов к психологической коррекции состояний детей в рамках психопрофилактических программ.







Date: 2015-11-14; view: 318; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию