Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического здоровья





Задачу исследования по определению личностных особенностей учащихся с первой группой психосоматического здоровья мы решили с помощью корреляционного анализа Пирсона, при котором выявили взаимосвязи между показателями исследования при критическом значении р=0,05. Обратимся к таблице 3.6., которая отражает корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера и школьной тревожности учащихся.

Таблица 3.6.

Корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера и школьной тревожности

Показатели исследования              
Гипертимный тип акцентуац 0,49   -0,34   -0,33    
Возбудимый тип акцентуации       -0,44   -0,34 -0,42
Педантичный тип акцентуации         -0,36 -0,42  
Демонстратив. тип акцентуац. 0,47            
Застреваемый тип акцентуац.   0,37          

Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05

Где: 2 – показатели нейротизма; 3 - общая тревожность; 4 - переживание социального стресса; 5 – фрустрация потребности в достижении успеха; 7 – страх ситуации проверки знаний; 8 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 10 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

Так, можно отметить, что гипертимный тип акцентуации характера обусловлен выраженным нейротизмом - (r=0,49), отсутствием «переживания социального стресса» - (r=-0,34) и «страха в ситуации проверки знаний» - (r = -0,33).

При акцентуации характера по возбудимому типу отмечается отсутствие «фрустрации потребности в достижении успеха» - (r = -0,44), «страха не соответствовать ожиданиям окружающих» - (r = -0,34) и «проблем и страхов в отношениях с учителями» - (r = -0,42). При выраженной акцентуации характера по педантичному типу отсутствуют (или слабо выражены) «страх ситуации проверки знаний» - (r = -0,36) и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - (r = -0,42).

Демонстративный тип акцентуации характера обусловлен выраженностью нейротизма (неустойчивости, неуравновешенности) - (r=0,47), а застреваемый тип акцентуаций выраженностью общей школьной тревожности, то есть общим эмоциональным состоянием учащихся, связанным с различными формами его включения в жизнь школы - (r=0,37).

Таблица 3.7. отражает корреляционные взаимосвязи между показателями опросников Кеттелла, Айзенка и теста школьной тревожности Филипса.

Таблица 3.7.

Корреляционные взаимосвязи между показателями опросников Кеттелла, Айзенка и школьной тревожности Филипса

Показатели исследования            
«А» - сфера общительности 0,41          
«C» - эмоц. неустойч./устойчив.   -0,32        
«G» - нормативность поведения 0,35 -0,33 -0,34      
«Н» - робость-смелость 0,53          
«L» - доверчив.-подозрительн. -0,35          
«М» - практичн.-мечтательность     0,32      
«O» - уверен. в себе-тревожность     0,35      
«Q1» - консерватизм – радикал.     -0,39 -0,33   0,32
«Q3» - низ.- выс.самоконтр. «Я» 0,35       -0,33  

Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05

 

Где: 2 – показатели нейротизма; 3 - общая тревожность; 4 - переживание социального стресса; 5 – фрустрация потребности в достижении успеха; 7 – страх ситуации проверки знаний; 11 – гипертимный тип.

 

Как видно из таблицы 3.7., наибольшее влияние на проявление характерологических черт оказывает показатель нейротизма: общительность - (r=0,41), нормативность поведения - (r=0,35), смелость - (r=0,53), подозрительность - (r=-0,35) и уровень выраженности самоконтроля - (r=0,35).

Общая школьная тревожность обусловлена эмоциональной неустойчивостью - (r=-0,32) и нормативностью поведения - (r=-0,33).

Переживание социального стресса также обусловлено нормативностью поведения - (r=-0,34), факторами: «М» (практичность/мечтательность) - (r=0,32), «O» (уверенность в себе/тревожность) - (r=0,35) и «Q1» (консерватизм/радикализм) - (r=-0,39).


Таким образом, эмоциональное со­стояние учащихся, на фоне которого развиваются социальные контракты, обуславливает проявление вышеперечисленных личностных черт.

Так как, в рамках дипломного проекта невозможно описать все полученные коэффициенты корреляции (см. таблицы в приложении 3), то ограничимся общим выводом о том, что акцентуации характера, личностные черты, особенности темперамента и показатели школьной тревожности имеют очень тесную связь между собой.

Для того чтобы выявить самые значимые показатели исследования, имеющие при этом высокие факторные нагрузки, мы провели факторный анализ, из которого видно общие закономерности, полученные на выборке учащихся с первой группой психосоматического здоровья.

Так, например, мы выявили в первом факторе то, что выраженность определённых личностных черт детерминирует школьную тревожность учащихся. К этим личностным характеристикам относятся, прежде всего, факторы: «C» - (-0,548), «G» - (-0,673), «Q2» - (0,504) и «Q3» - (-0,567). Из всех показателей школьной тревожности большие факторные нагрузки принадлежат показателям: «страх ситуации проверки знаний» - (0,660), «переживание социального стресса» - (0,631), «фрустрация потребности в достижении успеха» - (0,535) и общий показатель школьной тревожности - (0,696).

Таким образом, мы назвали первый фактор как: «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся». В целом, он характеризует 27% учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья.

Таблица 3.8.

 

Эмпирическая факторная структура показателей исследования

учащихся 1-й гр. здоровья.

 

Показатели исследования Фактор Фактор Фактор
Интро-экстраверсия   -0,822  
Общая тревожность 0,696    
Пережив. социального стресса 0,631    
Фрустр.потреб.в дост.успеха 0,535   -0,518
Страх самовыражения     -0,517
Страх сит. проверки знаний 0,660    
Страх не соответ.ожид.окр.     -0,553
Низкая физиол.сопр.стрессу     -0,556
Возбудимый тип акцентуации   -0,601  
Эмотивный тип акцентуации   -0,682  
Тревожный тип акцентуации   -0,619  
Циклотим. тип акцентуации   -0,736  
Демонстратив. тип акцентуац.     -0,578
Экзальтирован/ тип акцент.   -0,789  
«А» - сфера общительности     -0,701
«C» - эмоц. неустойч./устойчив. -0,548    
«G» - нормативность поведения -0,673    
«Q2» - выс.самооц.-низ. самооц. 0,504    
«Q3» - низ.- выс.самоконтр. «Я» -0,567    
Удельный вес фактора 6,3 5,0 4,36
Д О Д 0,27 0,16 0,11

 

Второй фактор вобрал в свою структуру только показатели методики Леонгарда и один показатель «экстра-интроверсии» по Айзенку - (-0,822), причём с очень большими факторными нагрузками. Таким образом, можно сказать, что Экстра-интроверсия обуславливает выраженность таких акцентуаций характера учащихся, как: экзальтированность - (-0,789), циклотимность - (-0,736), эмотивность - (0,682), тревожность - (-0,619) и возбудимость - (-0,601).


Второй фактор мы идентифицировали, как: «Фактор акцентуаций характера, обусловленных экстра-интроверсией». Этот фактор характеризует 16% учащихся данной выборки испытуемых подростков.

Третий фактор показался самым облигатным, так как объединил в себе показатели трёх методов исследования: Леонгарда, Филипса и Кеттелла. Так как наибольшую факторную нагрузку показал фактор «А» - общительность - (-0,701), то, мы назвали этот третий фактор как: «Фактор общительности, объясняющей проявления школьной тревожности». В частности таких показателей, как: «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» - (-0,556), «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - (-0,553), «страх самовыражения» - (-0,517) и «фрустрация потребности в достижении успеха» - (-0,518). Этот фактор характеризует 11% учащихся данной выборки.

Таким образом, факторный анализ выявил:

· «Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся».

· «Фактор акцентуаций характера, обусловленных экстра-интроверсией».

· «Фактор сферы общительности, объясняющей проявления школьной тревожности учащихся».

 







Date: 2015-11-14; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию