![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Личностные особенности учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья
Задачу исследования по выявлению личностных особенностей учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, мы будем решать по такому же алгоритму, как и в предыдущей выборке подростков. Рассмотрим коэффициенты корреляции, полученные в этой выборке учащихся (см. таблицу 3.10.). Таблица 3.10.
Корреляционные взаимосвязи между показателями исследования в группе учащихся с второй группой психосоматического здоровья
Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05
Где: 1 – показатели интро-экстраверсии; 2 – показатели нейротизма.
Из данной таблицы видно, что выраженность «экстра - интроверсии» (по Айзенку) обуславливает застреваемый и экзальтированный тип акцентуаций характера - (r=0,43 и r=0,93) и такие личностные черты, как: уверенность в себе (или тревожность) - фактор «О» - (r=0,45) и низкое или высокое рабочее напряжение (фактор «Q4») - (r=0,54). Выраженность показателя нейротизма (по Айзенку) объясняет выраженность показателя «проблемы и страхи в отношении с учителями» - (r=0,49), сферу общительности подростков (фактор «А») - (r=0,49), степень доминантности (фактор «Е») - (r=0,51) и фактор «Н» (робость/смелость) - (r=0,49) подростков. Таблица 3.11. представляет корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера, личностных характеристик и школьной тревожности подростков этой группы, где степень выраженности доминантности объясняет «фрустрацию потребности в достижении успеха» - (r=0,41), «низкую физиологическую сопротивляемость к стрессу» - (r=0,42) и акцентуацию характера по возбудимому типу - (r=0,42).
Таблица 3.11.
Корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера, личностных характеристик и школьной тревожности
Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05
Где: 3 - общая тревожность; 4 - переживание социального стресса; 5 – фрустрация потребности в достижении успеха; 6 - страх самовыражения; 7 – страх ситуации проверки знаний; 8 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 9 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 11 – гипертимный тип; 12 – возбудимый.
Общая «школьная тревожность» ребят этой группы обусловлена выраженностью прямолинейности, а её отсутствие дипломатичностью подростков (фактор N) - (r=0,48). «Переживание социального стресса» лицеистов связано с факторами «В» (степень интеллектуальности)и «Q1» -(консерватизм - радикализм) - (r=-0,43 и r=-0,47), а также «циклотимным» и «застреваемым» типами акцентуаций характера - (r=0,55 и r=0,45). «Фрустрация потребности в достижении успеха» обусловлена дистимным типом акцентуации характера - (r=-0,52) и степенью доминантности (фактор «Е») - (r=0,41). Видимо, подростки, имеющие вторую группу психосоматического здоровья, отличающиеся серьёзностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий, сниженной самооценкой, добросовестностью и справедливостью, не позволяют себе проявлять самоуверенность и независимость, при этом отмечается неблагоприятный психический фон, не позволяющий подросткам развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и, как следствие, фрустрация потребности в достижении успеха. Страх самовыражения также обусловлен степенью интеллектуальности - (r=0,45) и некоторым консерватизмом подростков - (r=0,47), то есть убежденностью в правильности того, чему их учили, принимая всё как проверенное, несмотря на противоречия, а также склонности к осторожности в отношении новых людей. «Страх ситуации проверки знаний» обусловлен у подростков с второй группой психосоматического здоровья, дипломатичностью (фактор «N») - (r=0,46), а «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», нормативностью поведения (фактор «G») - (r=-0,46), то есть излишней требовательностью к себе, когда подросток руководствуется чувством долга, берёт на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию. Таблица 3.12. Корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера и личностных характеристик подростков
Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05
Где: 13 - эмотивный; 14 - педантичный; 15 – тревожный; 16 - циклотимный тип; 17 – демонстративный тип; 19 - дистимный;20 – экзальтированный тип акцентуаций характера.
В таблице 3.12. представлено большое количество коэффициентов корреляции между показателями акцентуаций характера и личностных характеристик подростков этой группы. В частности тревожный тип акцентуаций подростков этой группы обусловлен подозрительностью (фактор «L») - (r=-0,51), а дистимный тип акцентуации характера - низкой степенью доминантности (фактор «Е») - (r=-0,43). Демонстративный тип акцентуации характера подростков этой группы объясняется нормативностью поведения (фактор «G») - (r=0,51), жёсткостью - мягкостью (фактор «L») - (r=0,56) и выраженностью самооценки (фактор «Q2») - (r=-0,46). Циклотимный тип акцентуации характера объясняет проявление консерватизма (или радикализма) - (фактор «Q1») - (r = -0,45). Рассмотрим факторную структуру, выявленную в группе учащихся лицея (см. таблицу 3.13). Так в структуру первого фактора вошли с большими факторными нагрузками показатели опросника Леонгарда, Айзенка и Кеттелла. Наибольшей факторной нагрузкой обладает показатель самооценки (фактор «Q2») – (0,704). Поэтому мы идентифицировали первый фактор как: «Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность лицеистов». Он характеризует 26% подростков этой группы. Второй фактор мы назвали как: «Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков». Он характеризует 13% учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья. Третий фактор мы назвали как: «Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застреваемым типами акцентуаций характера». Этот фактор характеризует 11% подростков этой группы.
Таблица 3.13. Эмпирическая факторная структура показателей исследования в группе учащихся, имеющий вторую группу психосоматического здоровья
Итак, в группе учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, факторный анализ выявил:
Date: 2015-11-14; view: 284; Нарушение авторских прав |