Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные и этические нормы





Этические элементы принятой философии и раньше считались незаменимыми для сестринской работы. Моральные и нравствен­ные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее зна­чение в её профессиональной деятельности, чем практические на­выки. Этическими элементами философии сестринского дела являют­ся этические обязанности, ценности и добродетель (совершенство).

Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сест­ринского дела, принимает на себя следующие этические обязанно­сти: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других (членов бригады), держать слово, быть преданной своему делу, уважать право (паци­ента) на самостоятельность.

Этическими ценностями (на которых также основана филосо­фия), определяю-щими цели, к которым стремится медицинская се­стра, являются профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Добродетель (совершенство) определяет личные качества, кото­рыми должна обладать хорошая медицинская сестра. Доброде­тель — это черты характера, которые располагают человека к хоро­шим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустрем­леность, гуманность, доброта.

Частью сестринской этики является деонтология (от греч. deontos — нужное, должное и logos — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и дол­жного. Этот термин был впервые введен И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Де­онтология учит, как с точки зрения сестринской этики должна поступать медицинская сестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе её профессиональной деятельности.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ (460—377 до н.э.): «Должно обращать внимание, чтобы всё, что принимается, приносило пользу». Он писал: «Лицо, посвя­тившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием...»

Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996 г. Ассоциацией ме­дицинских сестёр России, отражает современные этические прин­ципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной дея­тельности медицинских сестёр.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПРАВИЛА)
Правило справедливости Означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен. В условиях дефицита дистрибутивная (распределительная) несправедливость становится обыденным явлением и наносит моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию. Правило правдивости. Правило правдивости требует сообщения полной и достоверной информации как медицинским работником пациенту, так и пациентом медицинскому работнику. Правило конфиденциальности. Та информация о пациенте, которую он передает медработнику или сам медработник получает в результате обследования не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента. Правило информированого согласия. Добровольное информированное согласие означает, что пациент получил полную, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, предполагаемом медицинском вмешательстве, рисках причинения ему вреда, альтернативных методах лечения в доступной для него форме, и на основе этой информации дал добровольное согласие на проведение планируемого медицинского вмешательства.

Таб.1 Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.

 

В настоящее время все более утверждается мнение, что нельзя считать справедливой систему здравоохранения, если она не обеспечивает доступной и качественной медицинской помощью всех нуждающихся в ней граждан.

Правило правдивости определяется ст. 6 Этического Кодекса медицинской сестры России: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной». И в то же время она имеет «моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом» (здесь и далее см. Этический Кодекс медицинской сестры России). Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться только по решению суда. В настоящее время остается дискуссионным вопрос о целесообразности информирования пациента в случаях наличия у него смертельно опасного заболевания. В зарубежной практике принято сообщать пациенту диагноз, независимо от его содержания. В отечественной – господствует принцип «святой лжи».


Профессиональная тайна. Ст. 13 «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПРИЛОЖЕНИЕ А) гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья...». Если пациент не хочет знать правды о диагнозе и (или) прогнозе, медицинский работник имеет право придерживаться правила «святой лжи». Если пациент хочет знать правду информация должна сообщаться в деликатной форме пациенту и его близким. Дополненная в 1995 г. «Лиссабонская декларация о правах пациентов» гласит, что в исключительных случаях информация может скрываться от пациента, когда есть основания полагать, что эта информация может причинить серьезный ущерб жизни или здоровью пациента. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи (ст.13 ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично.

Конечная цель сестринского дела — это помощь пациенту и/или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели явля­ются забота, уход и выхаживание.

 







Date: 2015-11-14; view: 3434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию