Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Уже в те далекие времена, когда некоторые категории людей приобретали первые навыки оказания помощи больному





Уже в те далекие времена, когда некоторые категории людей приобретали первые навыки оказания помощи больному, приемы врачевания сопровождались определенными ритуалами, в применении которых предусматривалось усиление их действенности. Так, древние представители народной медицины, знахари, ведуны широко пользовались в лечебных целях уговорами больного, нашептываниями, активным внушением. Рассмотрение медицинской этики и деонтологии в историческом аспекте показывает, что первые и основные этические нормы, формировавшиеся в процессе оказания медицинской помощи больным и пострадавшим, были обобщены и сформулированы учеными врачами разных исторических эпох.

Они были адресованы только врачам, которые длительное время сами, без обученных помощников средней квалификации, выполняли весь объем лечебной и фармацевтической работы. Подготовка и приобщение к занятиям медициной помощников врачей (фельдшеров, лекарских помощников, медицинских сестер, акушерок, фармацевтов и др.) начались в более поздний период. Поэтому, соблюдая историческую последовательность, мы считаем правомерным вначале коротко изложить основные положения врачебной этики, преломляя ее требования применительно к работе среднего медицинского персонала.

 

2. Исторический очерк этико – деонтологических концепций.

Врачи древности, оставившие нам ценные сведения из истории врачевания, обращали серьезное внимание на вопросы медицинской этики. Так, в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни»), относящейся к V—IV вв.до н.э., мы находим весьма четкий этический портрет врача: «Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».
Первые научные обобщения народного опыта врачевания и правил поведения врача у постели больного мы находим в трудах Гиппократа — V—IV вв. до н. э,— и других ученых Древней Греции и Рима. В известной клятве Гиппократа, которую чтили и принимали врачи многих поколений, были заложены основные морально-этические принципы врачебной деятельности - честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях «воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости».
Там мы впервые встречаемся с требованием соблюдения медицинской тайны. Клятва Гиппократа для многих поколений врачей всего мира стала этическим гимном врачевания, в разных вариантах она выдержала проверку временем и до настоящего времени обладает силой воспитательного воздействия.
Врачи средневековья. Из представителей средневековой медицины большие заслуги принадлежат арабскому философу и врачу Авиценне (IX—X вв. нашей эры).

В своем капитальном труде «Канон врачебной науки», который был многократно переиздан во многих странах мира, Авиценна излагает не только методы диагностики и лечения заболеваний человека, но и вопросы, касающиеся профессиональных качеств врача и их влияния на взаимоотношения с больными. Он считал, что врач должен обладать особенными физическими и духовными качествами — глазами сокола руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

В развитие этических идей Гиппократа, Галена, Авиценны и других передовых ученых большой вклад внесли представители отечественной медицинской науки XVIII—XIX вв. Д. С. Самойлович (1744-1805), призывавший к бескорыстию, искренности, вежливости и простоте. По его словам, врачи должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, должны любить своего ближнего, как самого себя. М. Я. Мудров (1776—1831) — основоположник отечественной клинической медицины, был убежденным пропагандистом гуманных принципов Гиппократа. Он считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности и бескорыстия, был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по призванию, а не из побуждения к наживе.

Вторая половина XIX в. выдвинула из среды отечественных врачей целую плеяду ученых-медиков, внесших заметный вклад в развитие этических принципов медицины. В трудах Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова мы находим много разных материалов, касающихся этических норм взаимоотноше-ний врача и больного, основанных на понимании роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании и разрешении болезненных процессов. На формирование морально-этических норм большое влияние оказали прогрессивные общественные деятели и философы России — Н. А. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, И. А. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др. Не случайно характерной чертой нашей отечественной медицины дореволюционного периода был гуманизм.

Заканчивая краткое рассмотрение истории зарождения и становления преиму-щественно врачебной этики, следует подчеркнуть, что все ее основные положения могут и должны быть распространены на средних медицинских работников, роль которых в обеспечении медицинской помощи больным исключительно велика.

 







Date: 2015-11-14; view: 2521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию