Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вѣра





 

Послѣ того, какъ выяснена дѣйствительная сущность спасенія, становится самоочевиднымъ и отвѣтъ православнаго на вопросъ о, такъ называемыхъ, условіяхъ спасенія, т. е. ο томъ, что нужно человѣку имѣть, чтобы спастись, одну ли вѣру или при вѣрѣ еще и дѣла.

Инославные никакъ не могутъ примирить эти два, такъ называемыхъ, условія потому, что ложно понимаютъ смыслъ жизни человѣка, а отсюда и спасеніе. Они думаютъ, что человѣкъ могъ бы быть спасенъ и безъ его личнаго участія, если бы не требовала этого участія правда Божія. И это не кажется имъ нелѣпымъ, потому что они позабыли истинный смыслъ жизни и спасенія: смыслъ жизни не въ наслажденiи, а въ святости, и сущность спасенія—въ освобожденіи отъ грѣха. Разъ позабыта эта истина, тогда весь вопросъ только въ томъ, чтобы удовлетворить правдѣ Божіей, которая, какъ бы вопреки желанію и способности человѣка, налагаетъ на него проклятіе. Отсюда внѣшнее представленіе ο заслугѣ Христа и пр. Удовлетворить правдѣ Божіей человѣкъ можетъ своими жертвами, которыми онъ и заслужитъ помилованіе и входъ въ небесное царство для безконечнаго самоуслажденія. Но этотъ путь въ Св. Писаніи признанъ недостаточнымъ. Пришествіе въ міръ Сына Божія и восполняетъ этотъ недостатокъ, т. е., поясняютъ инославные со своей точки зрѣнія, Христосъ принесъ за насъ такую плату, которая обезпечила намъ предъ правдой Божіей прощеніе. Но, вѣдь, не всѣ люди спасаются? Гдѣ же преизлишествующее удовлетвореніе правдѣ Божіей? Очевидно, эта правда не вполнѣ удовлетворена за всѣхъ, а только за нѣкоторыхъ. Нужно усвоить себѣ заслугу Христа, отвѣчаютъ западные. Какъ же

 

— 219 —

происходитъ это усвоеніе? На это они отвѣчають ученіемъ ο вѣрѣ, какъ объ орудіи воспріятія заслуги Христовой. Разъ человѣвъ повѣрилъ, что заслуга Христа принесена и за него, тогда эта заслуга и считается какъ бы его. Съ такой вѣрой, конечно, плохо мирятся собственныя дѣла человѣка, и мы выше видѣли, къ какимъ уловкамъ должно прибѣгать западное христіанство, чтобы избѣжать вывода, къ которому роковымъ образомъ оно идетъ - избѣжать именно, упрека, что оно отрицаетъ самодѣятельность человѣка въ его спасеніи.

Православію такой выводъ совсѣмъ не сроденъ. Признавая смыслъ жизни человѣка и содержаніе будущаго блаженства въ святости, православіе не можетъ по этому самому признать спасенія какимъ-нибудь внѣшне-судебнымъ или магическимъ, вообще лишеннымъ самодѣятельности человѣка, событіемъ. Какими бы искуственными мѣрами мы ни пользовались, помимо свободнаго согласія человѣка мы не можемъ сдѣлать его святымъ, не можемъ насильно заставить его полюбить добро настолько, чтобы ради добра онъ позабылъ и ο себѣ самомъ. Съ православной точки зрѣнія это прямая нелѣпость. Α разъ спасеніе теряетъ навязанную ему западомъ внѣшность; разъ оно есть дѣйствіе или лучше извѣстное переживаемое настроеніе, зарождающееся и развивающееся въ душѣ при непремѣнномъ участіи свободы;—тогда и вопросъ объ условіяхъ спасенія получаетъ иной и болѣе естественный смыслъ. Нельзя спрашивать, за что человѣкъ получаетъ спасеніе, а нужно спрашивать, какъ человѣкъ содѣваетъ свое спасеніе. Тогда вѣра и дѣла получаютъ значеніе не внѣшнихъ основаній, сила которыхъ только въ томъ, что они привлекаютъ къ человѣку доселѣ закрытую отъ него милость Божію; а становятся причинами, производящими то расположеніе души, которое дѣлаетъ человѣка способнымъ къ воспріятію милости Божіей, къ общенію со всесвятымъ Богомъ. Въ такомъ случаѣ обѣ эти производящія причины не только не противорѣчатъ и не исключаютъ одна другую, но взаимно дополняются и въ нѣкоторомъ отношеніи даже совпадаютъ.

Если мы въ вопросѣ объ условіяхъ спасенія захотимъ основаться только на буквѣ Св. Писанія или Преданія, то поставлены будемъ въ нѣкоторое затрудненіе. И въ Св. Писаніи, и въ Св. Преданіи мы откроемъ два ряда данныхъ, изъ которыхъ одни силою утверждаютъ спасеніе единой

 

— 220 —

вѣрой во Христа, а не дѣлами или съ дѣлами, другія же также рѣшительно говорятъ, что одной вѣры недостаточно, необходимы непремѣнно дѣла.

Такъ, не будетъ слишкомъ сильнымъ сказать, что проповѣдь ο единой спасающей вѣрѣ проникаетъ собою весь Новый Завѣтъ и составляетъ его главное и наиболѣе утѣшительное содержаніе. „Кто будетъ вѣровать и крестится, говоритъ Господь, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ" (Мѳ. XVI, 16). Христосъ, Свѣтъ истинный, далъ тѣмъ, которые приняли Его, вѣрующимъ во имя Его, власть быть чадами Божіими" (Іо. I, 12), и смыслъ всего домостроительства въ томъ и состоитъ, „дабы всякій вѣрующій въ Сына Божія не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную" (Іо. III, 15. 16, 18. 36 и т. д.). Евангеліе цѣль свою имѣетъ въ томъ, чтобы люди „увѣровали, что Іисусъ есть Христосъ, Сынъ Божій, и вѣруя имѣли жизнь во имя Его" (Іо. XX, 31). „Вы, пишетъ христіанамъ апостолъ Петръ, доселѣ не видя (I. Христа), но вѣруя въ Него, радуетесь радостію неизрѣченною и преславною, достигая, наконецъ, вѣрою спасенія душъ" (1 Петр. I, 8—9). Наконецъ, въ Новомъ завѣтѣ находятся посланія св. апостола Павла, который всю свою жизнь отдалъ на проповѣдь ο единой спасающей вѣрѣ. „Благовѣствованіе Христово, говоритъ онъ, есть сила Божія ко спасенію всякому вѣрующему, во первыхъ іудею, потомъ и Эллину. Въ немъ открывается правда Божія отъ вѣры въ вѣру, какъ написано: праведный вѣрою живъ будетъ" (Римл. I, 16=16). „Если устами твоими будешь исповѣдывать Іисуса Господомъ, и сердцемъ твоимъ вѣровать, что Богъ воскресилъ Его изъ мертвыхъ, то спасешься. Потому что сердцемъ вѣруется въ правду, а устами исповѣдуется ко спасенію" (X, 9—10). „Узнавъ, что человѣкъ оправдывается не дѣлами закона, а только вѣрою во Іисуса Хрпста, и мы увѣровали во Христа Іисуса, чтобы оправдаться вѣрою во Христа, а не дѣлами закона (Гал. II, 16). „Всѣ сыны Божіи по вѣрѣ во Христа Іисуса" (III, 26). „Благодатію есте спасени чрезъ вѣру" (Еф. II, 8) и много другихъ мѣстъ.

Но рядомъ съ апостоломъ Павломъ въ томъ же Новомъ Завѣтѣ мы находимъ апостола Іакова съ его обличеніями мертвой, т. е. недѣятельной вѣры, — апостола, который

 

— 221 —

прямо говоритъ, что „человѣкъ оправдывается дѣлами, а не вѣрою тоіько" (II, 24). „Что пользы, братія мои, если кто говоритъ, что онъ имѣетъ вѣру, а дѣлъ не имѣетъ? можетъ ли эта вѣра спасти его? Если братъ или сестра наги и не имѣютъ дневнаго пропитанія, а кто-нибудь скажетъ: идите съ миромъ, грѣйтесь и питайтесь, но не дастъ имъ потребнаго для тѣла: что пользы? Такъ и вѣра, если не имѣетъ дѣлъ, мертва сама по себѣ" (II, 14—17). „Ты вѣруешь, что Богъ единъ: хорошо дѣлаешь; и бѣсы вѣруюгь и трепещутъ" (ст. 19). Рядомъ съ проповѣдію ο единой спасающей вѣрѣ во всемъ Новомъ Завѣтѣ идетъ проповѣдь ο ея недостаточности для спасенія. „Не всякій, говорящій Мнѣ: Господв, Господи, войдехъ въ царство небесное, но исполняющій волю Отца Моего" (Мѳ. VII, 21— 23). „Если, говоритъ тотъ же апостолъ Павелъ, имѣю всякое познаніе и всю вѣру, такъ что могу и горы переставлять, а не имѣю любви, то я ничто" (1 Кор. XIII, 2). Необходимы два начала, другъ друга обусловливающія и дополняющія, вѣра и любовь. „Во Христѣ Іисусѣ не имѣетъ силы ни обрѣзаніе, ни необрѣзанiе, но вѣра, дѣйствующая любовію" (Гал. V, 6). „Обрѣзаніе ничто, а все въ исполненіи заповѣдей". (1 Кор. VII. 19). Главное въ томъ, чтобы вѣрующіе „жили достойно благовѣствованія Христова" (Фил. I, 27), потому что только при этомъ условіи жизнь членовъ тѣла Христова будетъ полнымъ слѣдованіемъ завѣту Христову. „Заповѣдь Его та, чтобы мы вѣровади во имя Сына Божія Іисуса Христа и любили другъ друга, какъ Онъ заповѣдалъ намъ" (1 Іо. III, 23).

Въ святоочеческихъ твореніяхъ тоже какъ бы два теченія. Съ одной стороны идея единой спасающей вѣры есть одна изъ самыхъ обычныхъ и самыхъ любимыхъ отеческихъ идей. Спасеніе вѣрою являлось для нихъ той благою вѣстью, которая переродила міръ и привела его къ познанію Бога. „Эта вѣра, говоритъ Климентъ Александрійскій, есть единое всеобщее спасеніе человѣчества" 1). Св. Іоаннъ Златоустъ въ древней церкви, св. Тихонъ Задонскій у насъ могутъ быть названы такими же глашатаями единой спа-

 

1) Педагогъ. I, IV. bibrarv CIark'a. vol. IV, 135.

— 222 —

сающей вѣры, какимъ въ апостольскій вѣкъ былъ св. апостолъ Павелъ 1). Другіе хотя и не такъ постоянно, однако проводили ту же мысль, доказывая тѣмъ единство ученія у всѣхъ 1).

 

1) «Богь, говоритъ св. 1. З.іатоустъ, не только спась, но и оправдалъ и привелъ къ похвалѣ, не нуждаясь въ дѣлахъ нашихъ, а требуя одной вѣры только (ln Rom. Hom. VII 4. Migne t. LX, 446 стр. 134). «He говори мнѣ: опять надежды, опять ожиданія, опять вѣра (послѣ крещенія). Чрезъ это спасся ты въ началѣ, это есть единственное вѣно, принесенное тобою Жениху. Итакъ соблюди его и храни» (Нот. XIV, 6. Ibid col. 532. Стр. 349). Св. Тихонъ Задонскій: «Пріиде Сынъ Божій грѣшники спасти, не такіе и такіе, а всякіе, какіе бы ни были, только бы покаялись и вѣровали въ пришедшаго грѣшникн спасти Іисуса Христа: и рай имъ отверзется рукою на крестѣ распятаго Христа. Покайся убо и ты, грѣшниче, и вѣруй во святое и сладчайшее евангеліе сіе, и безъ сумнѣнія внидеши съ разбойникомъ въ рай» (т. IV, стр. 18).

2) Василій Великiй: «Это совершенная и всецѣлая похвала ο Богѣ, когда человѣкъ не превозносится своею праведностію, но знаеть, что онъ не имѣетъ праведности истинной, и оправданъ одною вѣрою во Христа (Бес. XX. т. IV, 290). Григорій Богослоеъ. «Подлинно, ничего нѣтъ богаче благодати. Не нужно тебѣ, говоритъ Писаніе, восходитъ на небо, чтобы совлечь оттуда Христа, ни сходитъ въ бездну, чтобы вынеоти Его оттуда изъ мертвыхъ, любопытствуя или ο первомъ естествѣ или ο послѣднемъ домостроительствѣ. Близь ти сказано, глаголъ есть. Сіе сокровище имѣютъ умъ и языкъ: первый, если вѣруетъ, послѣдній, если исповѣдуетъ. Что удобоносимѣв сего богатства? какой даръ легче пріобрѣсть? Исповѣдуй Христа и вѣруй, что онъ воскрешенъ изъмертвыхъ; и ты спасешься. Ибо и вѣровать только есть уже оправданіе, исповѣдывать же и къ познаыію присоединять дерзновеніе есть совершенное спасеніе» (т. III, стр. 156). Григopiй Нисскій; „Тогда мы за преслушаніе изгнаны изъ рая, теперь же вѣрою вселяемся въ рай» (ln Chtisti resurr. or. IV. Migne. t. XLVI, col. 684. τ. VIII, стр. 90). Или еще рѣшительнѣе: Нельзя быть участникомъ въ благахъ иначе, какъ если вѣра во Христа дастъ вождѣленное» (Contra Eunom. lib. XII. Migne t. XLV, col. 925. τ. VI, 284). Кирнллъ Аленсандрійскій: «Удаляющихся отъ мірской жизни и демонскаго владычества, какъ бы отъ какой-то Египетской земли, приводитъ къ освященію и надеждѣ на Бога прямой и совершенно краткій путь—вѣра во Христа иоправданіе въ «Немъ (т. 1, 138). Нилъ Синайскій: «Въ день суда сами будемъ своимн обвинителями, обличаемые собственнсвэ совѣстію. Посему въ этой крайности найдемъ ли иную какую защиту или помощь, кромѣ одной вѣры въ человѣколюбивѣйшаго Господа Христа? Вѣра сія великая наша защита, великая по-

 

— 223 —

Но этой единой спасающей вѣрѣ въ твореніяхъ Св. Отцевъ постоянно противостоитъ ученіе ο ея недостаточности и ο необходимости, кромѣ ея и рядомъ съ ней, еще добрыхъ дѣлъ, какъ ея необходимаго дополненія. „ВѢра безъ дѣлъ никого не спасаетъ", говоритъ бл. Августинъ 1). „Вѣра требуетъ дѣлъ, говоритъ преп. Исаакъ Сиринъ, и надежда на Бога обнаруживается въ злостраданіи за добродѣтели. Вѣруешь-ли, что Богъ промышляетъ ο всѣхъ тваряхъ и всесиленъ? Ди сопровождаетъ вѣру твою приличное дѣланіе; и тогда услышитъ тебя Богъ. Не старайся въ горсти своей удержать вѣтеръ, т. е. вѣру безъ дѣлъ" 2). Тотъ же самый I. Златоустъ и съ такою же настоятельностью внушалъ своимъ слушателямъ мысль ο недостаточности вѣры и убѣждалъ ихъ стараться творить дѣла 3). Точно тоже замѣчается и въ твореніяхъ другихъ отцевъ церкви 4).

 

мощь, безопасность и дерзновеніе и отвѣтъ для содѣлавшихся—безъотвѣтными по несказанному множеству грѣхопаденій. Ибо во время нашего боренія и безмѣрнаго страха, памятованіе ο возлюбленномъ Владыкѣ Христѣ и твердо укоренившаяся и непоколебимая вѣра въ Него, представъ подобно нѣкоему благопривѣтливому, мирному, свѣтлому и кроткому ангелу, отгоняютъ трепетъ и стыдъ, исполняютъ благодушія, отчужденнаго дѣлаютъ приснымъ Богу» (т. III, 368—369). «И вѣровать во Христа Сиасителя есть оправданіе, исповѣдывать же Его устами—совершенное спасеніе» (т. II, 261). Кипріанъ Карѳаіенскіп: «Правда стоитъ вѣрою и отсюда происходитъ жизнь» (т. II, 18).

1) УКІее въ Dogmatik. Bd. III, 22. Anm.

2) Стр. 452,

3) In Rom. Ноm. V, 4, τ. е. въ томъ самомъ сочиненіи, гдѣ учитъ ο единой спасающей вѣрѣ, св. I. Златоустъ говоритъ: «Нельзя полагаться на одну вѣру: на судилищѣ томъ будутъ взвѣшены и дѣла (Migne t. LX, col. 425. Стр. 83) «Исповѣданіе будетъ не только вѣрою, но и дѣлами, такъ что если нѣтъ послѣдняго, мы находимся въ опасности быть наказанными наряду съ отвергающими Господа» (De Аnnа. III, 5. Migne t. LIV, col. 659. Бесѣды кх Анаіохійскому народу. т. II, 64).

4) Гриюріи Богословъ:. Какъ дѣло безъ вѣры не пріемлется, потому что многіе дѣлаютъ добро ради славы и по естественному расположенію, такъ и вѣра безъ дѣлъ мертва есть. И да не льститъ васъ суетными словесы кто-либо изъ людей, которые охотно позволяютъ все подъ однимъ условіемъ, чтобы вы приложились къ нечестивымъ ученіямъ, и предлагаютъ за худшее худую награду. Итакъ, покажите вѣру отъ дѣлъ, покажите плодо-

 

— 224 —

Очевидно на одной буквѣ основаться нельзя: скажемъ ли мы, что спасаемся одной вѣрой или будемъ утвержать, что при вѣрѣ необходимы и дѣла, и въ томъ, и въ другомъ случаѣ одинаково можемъ найти себѣ оправданіе въ Св. Писаніи и творевіяхъ отцевъ церкви. Необходимо, слѣдовательно, внимательно различить, ο чемъ говоритъ въ извѣстномъ мѣстѣ тотъ иди другой писатель. Этимъ путемъ мы устранимъ весьма много изрѣченій, которыя по буквѣ, какъ будто, касаются вопроса именно ο личномъ спасеніи, на самомъ же дѣлѣ къ нему не относятся.

 

родіе земли вашей (т. II, 289). Григорiй Нисскій: въ томъ же Contra Еunom. lib III: „Камни дѣлаются чадами Авраама, когда вѣрою и дѣлами устрояютъ себѣ сродство съ нимъ» (Migne t. ХLV, 605). «Вѣра требуетъ сопутствія сестры своей доброй жизни, которой да удостоимся по благому произволенію и помощи Божіей» (De Baptism. Migne t. XLVI, col. 432. τ. VII, 450). Кириллъ Александрійскій: «Какъ вѣра безъ дѣлъ мертва есть, такъ и наоборотъ мертво совершенно благоукрашеніе и честность въ дѣлахъ, если при томъ нѣтъ Богопознанія и слово, сообразное съ благочестіемъ, не вселилось въ душахъ нашихъ» (т. III, 88). Кириллъ Іерусалимскій: «Авраамъ оправдался не дѣлами только, но и вѣрою» (Catech. V, S). Migne t. XXXIII, 512). Нилъ Синайскій «Любомудріе есть исправленіе нравовъ при истинномъ вѣдѣніи Сущаго» (т. II, 3). «За великую вѣру и добрыя дѣла вселяется въ тебя Духъ» (т. III, стр. 115). Ѳеодоритъ: «Одна. вѣра недостаточна для спасенія, но нужны для совершенства и дѣла» (т. I, 147—148). «По пришествін Спасителя сиасеніе пріемлютъ не всѣ, но вѣрующіе и жительствующіе по Его Божествеынымъ законамт·» (т. VI, 49—50). Исидоръ Пелусіотъ: «Добродѣтель не будетъ ли мертва, не одушевляемая вѣрою, вакъ бы душею? И какъ явится вѣра, не имѣя добродѣтели, которою бы она дѣйствовала? Какъ искусный музыкантъ, если нѣтъ у него лиры, не выкажетъ своего искусства, такъ и благочестіе, не выказываемое посредствомъ дѣлъ, какъ посредствомъ орудій, представляется мертвымъ и недѣйственнымъ не только до суду мірскихъ ученыхъ, но и по словамъ Божественныхъ Писаній, ибо сказано: вѣра безъ дѣлъ мертва есть» (т. III, 237—23S). Наконецъ, Тихонъ Задонскій: ·«Не должно заключать по плотскому мудрованію, что когда туне единою вѣрою, а не добрыми дѣлами, получаются благая отъ Бога, то нопотребны и дѣла добрыя. Мнѣніе такое погрѣшительно. Кто такое мнѣніе имѣетъ, въ томъ и вѣры нѣтъ, понеже гдѣ-добрыхъ дѣлъ нѣтъ, тамо и вѣры нѣтъ, Еоторая отъ добрыхъ дѣлъ, какъ древо отъ плодовъ познается,.. Того ради должно имѣть вѣру и тую добрыми дѣлами засвидѣтельствовать, да вѣрою получимъ Божіе обѣтованіе» (т. II, стр. 350).

— 225 —

Прежде всего, весъма часто въ Св. Писаніи вѣра во Христа противополагается невѣрію, т. е. косненію въ язычествѣ или іудействѣ. Вѣрующій въ такомъ случаѣ будетъ значить: человѣкъ, принявшій крещеніе и вступившій въ общество учениковъ Христа. Въ отеческое время къ этому присоединилась еще черта. Тогда въ церкви происходили почти непрерывные догматическіе споры. Поэтому истиннымъ послѣдователемъ Христа въ устахъ отцевъ церкви былъ только тотъ, кто принималъ всѣ догматы Церкви. Такимъ образомъ, вѣра во Христа въ нѣкоторомъ смыслѣ

отождествилась съ правовѣріемъ, съ тр δογμαιικον είδος της πίοτεως" 1). Нерѣдко эта вѣра, τ. е. бытіе въ церкви и принятіе церковныхъ догматовъ, называется въ Св. Писаніи и Преданіи единымъ спасеніемъ человѣка. Вѣра церковная называется „животворящей вѣрой" 2). Ho это, конечно, потому, что въ умахъ священныхъ писателей и отцевъ церкви было вполнѣ ясно отношеніе между ученіемъ и жизнію. Они знали, для чего принимали на себя послѣдованіе Христу, знали, и почему нужно было стоять за тотъ или другой догматъ. Тотъ или другой способъ мышленія былъ для нихъ знаменемъ цѣлаго уклада жизни. „Пусть, говоритъ преп. Ефремъ Сиринъ, будетъ для тебя всего предпочтительнѣе вѣра во Святую Троицу; потому что безъ сей вѣры невозможно жить истинною жизнію" 3). Неизмѣнно сохраняющій вѣру въ Отца и Сына и Святаго Духа только и можетъ быть на самомъ дѣлѣ „образованъ по таинству" 4), т. е. носить или имѣть образъ истиннаго послѣдователя Христова. Только „правильные (правые) догматы ο Богѣ освящаютъ душу" 5). Но само собою понятно, что возможенъ и совершенно другой порядокъ вещей. Весьма многіе принадлежатъ къ православію только потому, что никогда не задавали себѣ вопроса ο томъ, во что они вѣ-

 

1) Кириллъ Іерусал. Catech. V, 10 (Migne. t. XXXIII, col. 417).

2) Ириней. Противъ ересей. кн. III, тл. III, з, Library Clark'a vol. V, pag. 262.

3) τ. Π, 179.

4) Григорій Нисскій. Adveps. Maced. XV (Migne t. ХЬѴ, col. 1320): А.Щ έσΐίν ή μορφή ΐοΰ καϊά ίό μυαΐήριον με(ΐορφωμένου>.

s) Ι. Златоустъ, ln Ioan. Hom. LXXXII, 1 (Migne. t LIX, 443).

 

— 226 —

руютъ. Правовѣріе является для нихъ только наслѣдствомъ отъ предковъ, можетъ быть дорогимъ, но только потому, что оно наслѣдство предковъ. Въ сознаніи такихъ людей между догматомъ и жизнію прямой связи нѣтъ. Отсюда и правовѣріе для такихъ людей оказывается уже недостаточнымъ для спасенія. Является необходимымъ убѣждать ихъ проводитъ жизнь по закону Божію. Такимъ образомъ явилось весьма много мѣстъ въ Св. Писаніи и отеческихъ твореніяхъ, гдѣ говорится ο вѣрѣ и дѣлахъ, какъ двухъ различныхъ и равно необходимыхъ началахъ спасенія.

Этотъ рядъ данныхъ, конечно, не можетъ вліять на наши выводы: здѣсь рѣчь идетъ совсѣмъ не ο вѣрѣ и дѣлахъ, а только ο „хододвой вѣрѣ", какъ называетъ ее св. Кириллъ Александрійскій 1), ο внѣшнемъ неосновательномъ притязаніи на имя христіанина. Тогда и убѣжденіе творить при вѣрѣ и добрыя дѣла, имѣетъ тотъ лишь смыслъ, что напрасно и считать себя христіаниномъ, если не заботиться ο спасеніи. Смыслъ такого убѣжденія будетъ одинаковымъ, напр., съ подобными разсужденіями св. I. Златоуста: „Ни крещеніе, ни отпущеніе грѣховъ, ни знаніе, ни причастіе таинствъ, ни священная трапеза, ни принятіе тѣла, ни причастіе крови, ничто другое изъ этого не въ состояніи будетъ намъ помочь, если не имѣемъ жизни правой и удивительной и свободной отъ всякаго грѣха" 2). Другими словами, здѣсь говорится не ο спасеніи, не ο томъ, какъ оно совершается, а ο необходимости его совершать.

Кромѣ того, чтобы понимать отеческое ученіе, нужно всегда помнить, къ кому это ученіе направлялось. Направлялось же оно къ челсвѣку обыденному, только наполовину живущему по Христу. Вѣчная жизнь для такого человѣка представляется потусторонней мздой; блаженство ея онъ отдѣляетъ отъ ея содержанія, т. е. святости. Соотвѣтственно этому и въ дѣлѣ спасенія на первое мѣсто для него должна выступить не его нравственная сторона, не избавленіе человѣка отъ грѣха и вступленіе на путь истины, а сторона, конечная,—то рѣшительное опредѣленіе участи чело-

 

1) т. II, 341.

2) У Klee. Dogmatik. Bd. III. 22. Anm. hi dicta Pauli: nolo vos ignor...

 

— 227 —

вѣка которое совершится по смерти. Въ такомъ случаѣ. то, что сдужитъ на самомъ дѣлѣ прямымъ началомъ спасенія, предначинаетъ его, для обыденнаго человѣка представляется только нѣкоторымъ основаніемъ къ полученію еще грядущаго спасенія. Отсюда, и та сила, которая на самомъ дѣлѣ совершаетъ или приводитъ человѣка къ совершенію спасенія, съ обыденной точки зрѣнія представляется подготовляющей только спасеніе. Являются, такимъ образомъ, какъ бы два условія спасенія: сила, ироизводящая матерію. и сама матерія: вѣра, укрѣпляющая ревность человѣка, и добрыя дѣла, какъ плодъ вѣры.

Эти двѣ возможныя точки зрѣнія: строго богословскую, научную, обнимающую спасеніе со всѣхъ сторонъ, и обыденную, сосредоточивающую вниманіе на послѣднемъ рѣшеніи участи человѣка, и нужно имѣть въ виду, чтобы правильно понять библейское и святоотеческое ученіе объ условіяхъ спасенія.

Итакъ, разсуждая по существу, спасеніе есть свободо-благодатный переходъ человѣка отъ зла къ добру, отъ жизни по стихіяхъ міра и отъ вражды противъ Бога къ жизни самоотверженной и къ общенію съ Богомъ. Что служитъ условіемъ такого перехода?

Въ собственномъ и строгоиъ смыслѣ такимъ условіемъ или производящей причиной можетъ быть вѣра во Христа.

Какъ бы человѣкъ ни успѣвалъ въ дѣланіи добра, какiе бы подвиги онъ ни предпринималъ, но если нѣтъ у него вѣры во Христа, самъ онъ никогда не постигнетъ той истины, что Богъ его прощаетъ. Предъ сознаніемъ человѣка стоятъ его безчисленные грѣхи и неумолимый законъ правды, требующій удовлетворенія. Самъ Богъ представляется имъ, поэтому, только въ видѣ грознаго, карающаго Судіи, представляется враждебнымъ человѣку. Не имѣя ничего сказать въ свое оправданіе, человѣкъ только трепещетъ Бога и готовъ скорѣе бросить всякую мысль ο своемъ спасеніи и отдаться безбожію. Самъ собою любви Божіей онъ не пойметъ и къ Ней не обратится. „Какъ призывать того, въ кого не увѣровали?" (Римл. X, 14). Какъ обратиться съ мольбою ο помощи и прощеніи къ Тому, ο любви кого не знаютъ? „Преступленія и грѣхи наши на

 

— 228 —

насъ, и мы истаяваемъ въ нихъ: какъ же мы можемъ жить?" (Іео. XXXIII, 10).

Грѣшникъ можетъ просить у Бога помилованія только тогда, когда знаетъ, что Господь относится къ человѣку „по великой милости Своей и по множеству щедротъ Своихъ", только въ этомъ случаѣ человѣкъ можетъ просить объ отмѣнѣ праведнаго приговора Божія за грѣхи (Пс. L, 3. 6). Законъ правды предносится сознанію человѣка во всей своей неумолимой ясности:. „Беззаконія мои я сознаю и грѣхъ мой всегда предо мною. Тебѣ, Тебѣ единому согрѣшилъ я,лукавое предъ очами Твоими сдѣлалъ". Этого сознанія загладить нельзя. Гдѣ же спасеніе? „Жертвы ты не желаешь, къ всесожженію не благоволишь" (ст. 18). Удовлетворенія, казни грѣшника Господь не желаетъ, Онъ принимаетъ всякаго, какъ бы ни велики были его беззаконія, всякаго, кто придетъ „съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ" (ст. 19). Если грѣшникъ ждетъ отъ Бога только „обличенія въ ярости и осужденія въ гнѣвѣ", тогда нѣтъ ему спасенія: „Беззаконія его превосходятъ главу его, тяготѣютъ надъ нимъ подобно тяжкому бремени", поэтому, нравственныя силы оставляютъ человѣка, онъ „изнемогаетъ и сокрушенъ чрезмѣрно", онъ „близокъ къ паденію", удѣлъ его только „скорбь". Но „на Тебя, Господи, уповаю я; ти услышишь, Господи Боже мой". Въ этомъ сознаніи милости Божіей и состоитъ залогъ торжества надъ врагами его спасенія, оно же и даетъ человѣку рѣшимость обратиться съ мольбой ο помилованiи и помощи къ Тому же Господу, Котораго гнѣвъ праведный онъ возбудилъ своими грѣхами. „Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи отъ меня" (Пс. XXXVII).

Но какъ человѣкъ узнаетъ объ этомъ? „Бога никтоже нигдѣже видѣ"; познать, слѣдовательно, что Онъ есть любовь никто самъ собою не можетъ. Его явилъ человѣчеству „Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи". „Любовь Божію мы познали въ томъ, что Онъ положилъ за насъ, душу Свою" (1 Іоан. III, 16). Такимъ образомъ, познать любовь Божію можетъ холько тотъ, кто вѣруетъ, что Іисусъ, пострадавшій и распятый, есть дѣйствительно Сынъ Божій. Α разъ кто вѣруетъ, что Христосъ, дѣйствительно, пострадалъ ради насъ, въ томъ можетъ ли остатъся какой-нибудь

 

229

еслѣдъстраха предъ Богомъ и отчужденія отъ Него. „Если Богъ за насъ, говоритъ вѣрующій, кто противъ насъ? Тотъ, Который Сына Своего не пощадилъ, но предалъ Его за всѣхъ насъ, какъ съ Нимъ не даруетъ намъ и всего"? Человѣкъ сознаетъ себя безконечно виновнымъ предъ Богомъ, но если Богъ далъ Своего Сына, чтобы „привіечь всѣмъ къ себѣ" (Іоан. XII, 32; Кол. 1, 20—22), если для одной погибшей овцы Онъ оставилъ Своихъ девяносто девятьнепогибшихъ,—слѣдовательно, эта овца, при всей евоей грѣховности, при всей своей отчужденности отъ Бога, продолжаеть быть дорога Ему,—при всей ея грѣховности, Богъ для нея сошелъ на землю и зоветъ ее къ Себѣ. Грѣхъ, слѣдовательно, болѣе не лежитъ между Богомъ и человѣкомъ. Богъ Сына Своего отдалъ, чтобы убѣдить человѣка въ Своей любви къ нему и въ Своемъ всепрощеніи. „Кто же (послѣ этого) будетъ обвинять избранныхъ Божіихъ? Богъ, Самъ Богъ не поминаетъ ихъ грѣха, „Богъ оправдываетъ ихъ". Кто осуждаетъ? кто можетъ грозить имъ судомъ и карою? „Христосъ Іисусъ умеръ, но и воскресъ" (Римл. 31—34). Вотъ вѣчное и несомнѣннѣйшее доказательство любви Божіей къ грѣшнику. Такимъ образомъ, „чрезъ вѣру" во Христа Іисуса человѣкъ „получаетъ дерзновеніе и надежный, несомнѣнный достудъ къ Богу" (Еф. III, 12). Сынъ Божій, по выраженію преп. Ефрема Сирина, „показалъ человѣку милость Отца, возвѣстилъ ο скорби умныхъ силъ и ο враждѣ съ земнымъ. Убѣдилъ искать примиренія, сталъ посредникомъ мира, обѣщалъ примиреніе, указалъ способъ, а именно, что миръ будетъ пріобрѣтенъ крестомъ, и устроилъ дѣло такъ, что рабъ притекъ къ Владыкѣ, Сынъ позналъ Отца" 1).

Такимъ образомъ, вѣра во Христа является тѣмъ средствомъ, чрезъ воторое человѣкъ узнаетъ любовь Божію, т. е. то, что содѣянный грѣхъ отнюдь не препятствуетъ сближенію Бога съ человѣкомь, что Богъ простилъ грѣхъ и все свое домостроительство направляетъ къ тому, чтобы какъ-нибудъ возвратить къ Себѣ грѣховнаго человѣка. „Риза

 

1) Ефремі Сир. Cj. 41 на еретиковъ. т. III, 77.

 

— 230 —

христіанъ, покрывающая безобразіе нашего грѣха, есть вѣра во Христа", говоритъ св. Василій Великій 1). Разъ человѣкъ вѣруетъ во Христа, онъ, слѣдовательво, вѣруетъ въ любовь Божію, и отнюдь не боится, ради своихъ прежнихъ грѣховъ, приступать къ Богу съ мольбою ο прощеніи и помощи, зная, что любовь Божія только и ждетъ его обращенія.

Въ этомъ смыслѣ и можно православному сказать, что вѣра служитъ какъ бы органомъ воспріятія біагодати и милости Божіей. Вѣрующій знаетъ и вѣруетъ во всепрощающую благость Божію и потому не боится погибели. „Вѣрная душа, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, присвояетъ благодѣянія Божія и заслуги Христовы себѣ, которыя человѣколюбивый Богъ всей твари вообще показалъ и показуетъ" 2). Т. е, это не значитъ, чтобы вѣрующій считалъ своей заслугой дѣло, совершенное Іисусомъ Христомъ, и, ради этой платы Богу, болѣе уже не боялся Его гнѣва или суда за свои грѣхи;—это значитъ, что человѣкъ, узнавая дѣло Іисуса Христа, чрезъ это самое узнаетъ ο томъ, что Богъ—не карающій Гнѣвъ, требующій Себѣ отмщенія и не могущій даромъ простить никого, какимъ представляло Его подавленное грѣхомъ сознаніе человѣка, — что наоборотъ, Богъ есть всепрощающая любовь, — что нѣтъ грѣха, который бы побѣдилъ эту любовь. Вслѣдствіе вѣры во Христа, человѣкъ начинаетъ узнавать своего Небеснаго Отца и чувствовать на себѣ Его любовь, которая не вмѣнила ему его согрѣшеній.

Разъ явилась такая вѣра въ человѣкѣ, тогда сразу же мѣняются отношенія между нимъ и Богомъ. Доселѣ любовь Божія не находила себѣ соотвѣтствія въ человѣкѣ. Боясь праведнаго суда Божія, человѣкъ отдалился отъ Бога и вмѣсто любви относился къ Нему со враждой. Теперь же его сознаніе проясняется: онъ видитъ, что Богъ—не Грозный Владыка, а Отецъ, что Онъ не пожалѣлъ Своего Сыва, чтобы только примирить съ Собою человѣка. Естественно, что—и вражда противъ Бога, отчужденіе отъ Него въ человѣкѣ пропадаетъ. Выѣсто отчужденія, онъ начинаетъ стре-

 

1) Толковаиіе на Ис. IX,1—7. τ. II. 257—258. 2) г. III, 10. Ср. стр. 64; 147.

 

— 231 —

киться къ Богу; отвѣчать на Его любовь любовію же. Богъ для Него уже не чужой, онъ называетъ Его своимъ. „Господь мой и Богъ мой", говоритъ увѣровавшій Ѳома. „Свойство сердечныя вѣры, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, Бога своимъ Богомъ отъ сердца называть; тако Давидъ глаголетъ: Господи Боже мой, хотя и всѣхъ вѣрныхъ есть Богъ" 1); „Христосъ глаголетъ разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти грѣси твои. Тако милосердіемъ Божіимъ ободряетъ и всякаго вѣрнаго вѣра, въ сердцѣ его живущая; дерзай, яко Богъ милостивъ есть, и потому помилуетъ тя; истиненъ есть, и потому исполнитъ свое обѣщаніе, услышитъ тя призывающаго; всесиленъ есть, и потому можетъ избавити Тебе. Отсюду бываетъ, что вѣрный съ горячимъ любви дерзновеніемъ Бога своимъ Богомъ называетъ: Боже, Боже мой, къ тебѣ утреннюю (Пс. ІХІІ,). Боже мой, милость моя (Пс. LVIII, 18); называетъ своею крѣпостію, утвержденіемъ, прибѣжищемъ, и пр.: возлюблю Тя Господи, крѣпосте моя! Господь утвержденіе мое и прибѣжище мое, избавитель мой, Богъ мой, помощникъ мой, и уповаю на Него; защитникъ мой, и рогъ спасенія моего (Пс. XVII 2—3). Таковое вѣры дерзновеніе изображается и во Псалмѣ ХС-мъ: живый въ помощи вышняго, и пр. Тако Дамаскинъ, духомъ радуяся и игpaя, поетъ въ своихъ къ Богу пѣсняхъ: Ты моя крѣпость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Богъ! Ты мое радованіе" 2), и причину этого радостнаго присвоенія себя Богу Дамаскинъ указываетъ именно въ томъ, что онъ узналъ любовь Божію, явленную въ пришествіи въ міръ Сына Божія: „не оставль нѣдра Отча и нашу нищету посѣтивъ". „Кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей; скорбь или тѣснота, или гоненіе, или голодъ, или нагота, или мечъ?.. Я увѣренъ, что ни смерть, ни жизнь,. ни ангелы, нн начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, нн глубина, ни другая какая тварь ве можетъ отлучить насъ отъ любви Божіей во Христѣ Іисусѣ, Господѣ Нашемъ (Римл. IX, 35. 38—39). Вмѣсто отчужденія, человѣкъ всею своею душею отвѣчаетъ на любовь Божію, устремляется на Ея зовъ. Между Богомъ и

 

1) Размышленіе XII. τ. Γ, 197.

2) Объ истинномъ Христіанствѣ. S 283. т. III, II.

 

— 232 —

человѣкомъ установляется самый тѣсный нравстзенный союзъ, единеніе.

Объ этомъ-то и говоритъ св. апостолъ Іоаннъ Богословъ: „Кто исповѣдуетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій, въ томъ пребываетъ Богъ. и онъ въ Богѣ" (I Іоан. IV, 16). Т. е. непроизнесеніе извѣстныхъ словъ, конечно, прявлекаетъ Бога въ душу человѣка. Апостолъ дальше дѣлаетъ нѣсколько указаній, какъ совершается это духовное соединеніе человѣка съ Богомъ. Онъ дальше говоритъ ο томъ, что вѣрующіе познали любовь Божію въ смерти Христовой. „Богъ есть любовь, и пребывающій въ любви въ Богѣ пребываетъ и Богъ вънемъ. Въ любви нѣгъ страха, но совершенная любовь изгоняетъ страхъ. Поэтому и вѣрующіе уже не страшатся суда (I Іоан. IV, 16—18). Будемъ любить Его, потому что Онъ прежде возлюбилъ насъ (ст. 19). Такимъ образомъ, исповѣданіе тѣмъ спасительно, что оно необходимо сопровождается любовію къ Богу, которая изгоняетъ страхъ и соединяегъ человѣка съ Богоиъ „Вѣра, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, душу вѣрнаго таинственно соединяеть со Христомъ, аки невѣсту съ женихомъ (общеніе любви), яко же пророкъ глаголетъ въ лицѣ Господа: обручу тя Себѣ въ вѣрѣ, и увѣси Господа (Ос. II, 20). И апостолъ сему соотвѣтствуетъ, глаголя: обручихъ васъ (вѣрнымъ глаголетъ) единому Мужу дѣву чисту представити Христови (2 Кор. XI, 2. 3)". 1). „Богъ, описываетъ зто состояніе св. I. Златоустъ, призвалъ насъ не для того, чтобы погубить, но чтобы спасти. Откуда видно, что Онъ именно этого хочетъ?— Сына своего, сказано, далъ есть" за насъ (Іоан. III. 16). Онъ столько желаетъ нашего спасенія, что далъ Сына Своего. и не просто далъ, но на смерть. Изъ такихъ размышленій раждается надежда. Не отчаявайся же, человѣкъ, переходи къ Богу, Который не пощадилъ даже Своего Сына. Не страшись настоящихъ бѣдствій. Тотъ, Кто предалъ Единороднаго, дабы спасти тебя и исхитить изъ геенны, пожалѣетъ ли чего еще для твоего спасенія? Слѣдовательно, надобно ожидать всего добраго. Ибо мы не устрашились бы, если бы намъ надлежало предстать на судъ предъ судіею, имѣющимъ судить насъ, который показалъ бы такую

 

1) Объ истинномъ Христіанствѣ. § 283. т. III, 15.

 

— 233 —

любовь къ намъ, что заклалъ бы за насъ своего сына. Итакъ будемъ ждать всего добраго и великаго; потому что главное получили, если вѣруемъ (бремя не страшитъ больше и не отгоняетъ отъ Бога, любовь Божія узнана). Но видимъ примѣръ; будемъ поэтому и любить Его. Иначе было бы крайнимъ безуміемъ не любитъ Того, Кто столько возлюбилъ насъ" 1). Изъ познанія любви Божественной слѣдуетъ уничтоженіе страха и дерзновеніе, а далѣе союзъ любви, чувство взаимной близости, присвоеніе другъ другу.

Уже нѣтъ болѣе въ сознаніи человѣка удручающаго его страха: Богъ для него не чуждый, грозящій Судія, неумолимый въ своемъ правосудіи,—Богъ—любящій его Отецъ, который не помянетъ его прежнихъ грѣховъ, не станетъ ему выговаривать, почему такъ долго не приходилъ, гдѣ растратилъ данное тебѣ имѣніе. Онъ, еще издали увидя его, выйдетъ къ нему навстрѣчу и не распрашивая прикажетъ облачить въ лучшую одежду и будетъ веселиться спасенію грѣшника.

Протестанты, доведя совершеніе спасенія человѣка до этого мѣста, круто его обрываютъ и говорятъ, что спасеніе или оправданіе человѣка совершилось, что онъ—съ Богомъ, больше ему ни дѣлать, ни желать нечего. Отселѣ бдагодать Божія поселяется въ человѣкѣ и производитъ въ немъ только добро. Вѣра начинаетъ приносить свойственные ей плоды. Задача человѣка на землѣ кончилась.

Изъ представленнаго можно видѣть, въ чемъ коренная ошибка протестанства. Вѣра человѣка открываетъ ему только ту истину, что Богъ за его прежніе грѣхи карать его не будеть, что, напротивъ, Онъ готовъ его принять и помиловать, признать его Своимъ сыномъ. Но, вѣдь, это, если можно такъ сказать, только очищаетъ чедовѣку путь къ Богу, а не производитъ что-нибудь съ человѣкомъ. Доселѣ человѣкъ боялся обратиться къ Богу, а теперь онъ узналъ Бога и пересталъ Его бояться, напротивъ полюбилъ. Но, вѣдь, человѣкъ все еще прежній. Необходимо ему не только полюбить или перестать бояться Бога, но и дѣятельно, дѣйствитедьно къ Нему обратиться.

 

1) I. Златоустъ. На 1-е посланіе къѲессал. Бес. IX, 4. Стр. 151.

 

— 234 —

Конечно, въ комъ есть такая вѣра, тохъ уже наполовину обращенъ. „Никто, находясь въ заблужденіи, не захочетъ, говоритъ св. I. Златоустъ, обратиться къ вѣрѣ, если предварительно не предпишетъ себѣ доброй жизни, и никто не останется въ невѣріи, если предварительво не рѣшиться навсегда оставаться злымъ" 1). Откуда невѣріе въ такія явленія (т. е. въ возможность будущаго суда)? Отъ разслабленія души: пили да ѣли, и потому не вѣрили. Вѣдь, чего кто хочетъ, ο томъ и думаетъ, того и ожидаетъ" 2). Что скажетъ сознанію человѣка проповѣдь ο пострадавшемъ для его избавленія oтъ грѣха Христѣ Сынѣ Божіемъ, если все его вниманіе устремлено на самоуслажденіе, если богь его—чрево? „Какъ неизлѣ-чимыя раны не поддаются ни острымъ ни смягчающимъ (τοίς γλνϰαίνειν άντά δυναμένοις) лекарствамъ: такъ душа, если однажды сдѣлается плѣнницею и предастъ себя какому-нибудь грѣху (πλημμελήμάτι) и если притомъ не желаетъ подумать ο своей пользѣ, то, хотя бы кто десятки разъ внушалъ ей, онъ не достигнетъ ничего, но какъ будто бы совсѣмъ лишенная слуха, она не получитъ отъ увѣщанія никакой пользы, не потому, чтобы не могла, но потому что, не хочетъ" 4). Слѣдовательно, присутствіе вѣры уже показываетъ начало обращенія человѣка; потому что, какъ говоритъ св. Аѳанасій Александрійскій, „вѣра есть знакъ душевнаго произволенія" 4). Чтобы придти къ мысли ο томъ, что Богъ не гнѣвается за прежніе грѣхи человѣка, что Онъ при всей Его святости есть любовь, для этого необходнмо прежде всего много перечувствовать въ своей душѣ, нужно понять тяжесть грѣха, признать себя погибающимъ и достойнымъ погибели. Только послѣ этого, когда душа выстрадаетъ это сознаніе, я возможна описанная вѣра въ любовь Божію, этотъ нравственный союзъ, исполняющій чеювѣка такой радостью. Непонимающій тяжести грѣха, не пойметъ и сладости быть незаслуженно прощеннымъ: какъ тогда онх не ощущалъ гнѣва Божія, такъ теперь не можетъ ощутить и любви. „Когда,

 

1) На Іоан. Бес. ΧΧΥΙII, 3. I, 325.

2) На посланіе къ Кол. Бее. II, 4. стр. 30.

3) I. Златоустъ. In Gencs. Hom. XIX, I. Migne t. LIII, 158. τ. Ι, 327.

4) Толкованіе на Лук. VIII, 50. τ. IV, 503.

 

— 235 —

говоритъ преп. Нилъ Синайскій, подобно малой ласточкѣ, отверзаемъ уста разумѣнія, прищедши въ чувство своей худости и малости и тѣлеснаго уничиженія, и всею душею обратившись къ Богу; тогда благодать Господня не умедлитъ посѣтить насъ и пришедши даетъ пищу, какъ птеня;у какому-нибудь, открывающему ротъ, и сообщитъ, какъ говорится, Божественныя утѣшенія, Божественныя мысли, Божественное услажденіе, Божественный страхъ, и премудрость и любовь, и Божественную радость, и откровеніе великихъ таинствъ" 1). Если нѣтъ потребности, не можетъ быть и стремленія къ ея удовлетворенію. „Смотри, говоритъ св. I. Златоустъ, съ какою точностію евангелистъ расказываетъ: сказавъ, что (Iоаннъ) пріиде проповѣдуя крещеніе покаянія въ пустынѣ Іудейской, прибавилъ: отпущеніе грѣховъ; какъ бы сказалъ: онъ убѣждалъ ихъ, къ сознанію и покаянiю во грѣхахъ, не для наказанія ихъ, но дабы они удобнѣе получали отпущеніе слѣдовавшее за этимъ (т. е. покаяніемъ и сознаніемъ). Ибо, если бы они не осудили самихъ себя, то не стали бы просить и π благодати, а не ища ея, не удостоились бы и отпущенія грѣховъ" 2). Начало вѣры, такимъ образомъ, въ покаяніи, въ чувствѣ своей грѣховности. „По собственной винѣ, покрывшись облакомъ неправды, душа, говоритъ преп. Ефремъ Сиринъ, блуждаетъ во грѣхахъ, не зная того, что дѣлаетъ, не примѣчаетъ окружающей ея тьмы и не разумѣетъ дѣлъ своихъ (вотъ состояніе до воздохновенія вѣры). Но какъ скоро коснется ея лучъ всеоживляющей благодати, душа приходитъ въ ужасъ, припоминаетъ что ею сдѣлано, и возвращается съ опасной стези, отъ злыхъ дѣлъ своихъ... съ великою скорбію воздыхаетъ она, жалобно сѣтуетъ, проливая потоки слезъг и умоляетъ, чтобы можно было ей добрыми дѣлами возвратиться въ прежнее достояніе свое... Льются слезы изъ очей ея объ утраченной красотѣ; многочисленны гнойные струпы ея, и, поелику видитъ она великую гнусность свою, то бѣжитъ отъ нея и ищетъ защиты у всещедрой благодати" 3).

 

1) Письма. кн. IV, 25. т. III, 41R.

2) Іп Math. Ноm. Χ, 2. Migne. t. LVII, 186. τ. Ι, 173.

3) Сл. 141. 4. τ. V, 217—218.

 

— 236 —

Такимъ образомъ, обращеніе къ благодати предполагаетъ цѣлый сложный путь пробужденія отъ грѣховной жизни, возненавидѣнія ея, попытки, или по крайней мѣрѣ, желанія возвратиться къ жизни добродѣтельной. „Накто не можетъ пріити ко Мнѣ, говоритъ Господь, аще не Отецъ, пославый Мя привлечетъ его (Іоан. VI, 44;. Какъ же происходитъ это привлеченіе? „Пославшій Меня Отецъ Самъ засвидѣтельствовалъ ο Мнѣ. Α вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видѣли, и не имѣете слова его пребывающаго въ васъ, потому что (какъ это видно изъ того, что) вы не вѣруете Тому, Котораго Онъ послалъ". Почему слово Божіе оказывается бездѣйственнымъ по отношенію къ этимь людямъ? „Вы не хотите прійти ко Мнѣ, чтобы имѣть жизнь". Не хотятъ же они потому, что эта жизнь Христова противна имъ. „Знаю васъ, вы не имѣете въ себѣ любви къ Богу". Все вниманіе человѣка устремлено на здѣшнюю жизнь, въ частности, на свое личное благополучіе и славу, имѣетъ ли для себя утѣшеніе въ сознаніи своей вѣрности этому закону? „Я пришелъ во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной прійдетъ во имя свое, его примете. Какъ вы можете вѣровать, когда другъ отъ друга принимаете славу, а славы, которая отъ едиеаго Бога, не ищете"? (Іоан. V, 37—44). Такимъ образомъ, увѣровать во Христа—дѣло весьма сложное, обнимающее собою всю душевную жизнь человѣка, требующее не только вниматедьности къ проповѣди, но и отреченія отъ себя, или по крайней мѣрѣ, отвлеченія вниманія отъ себя. Несомнѣнно, что и благодать Божія содѣйствуетъ этому привлеченію человѣка. „Вѣровать во Христа, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, не иное что есть, какъ изъ закона узнавши и сердечно признавши свою бѣдность и окаянство, которое отъ грѣха и грѣху послѣдующаго праведнаго гнѣва Божія бываетъ, изъ евангелія же познавши благодать Божію, всѣмъ открытую, къ Нему Единому подъ защищеніе прибѣгнуть,— Его единаго за Избавителя н Спасителя отъ того бѣдствія признать и "имѣть, на Него единаго всю спасеяія вѣчнаго, такожде въ подвигѣ противу діавола, плоти, мира и грѣха, во время живота, при смерти и по смерти надежду неуклонно и неотступно утверждать, яко на несумнѣнное и непоколебимое спасенія основаніе" 1). „Истинно увѣровать, слѣдова-

 

1) Объ истинномъ Христіанствѣ. $340. т. III, 125.

 

— 237 —

тельно, свойсвенно душѣ мужественной 1), „искренно расположенной къ Богу" 2), и Его святому закону и царству.

Но при всей своей сложности, при всеій глубинѣ своей, состояніе увѣровавшаго не можетъ быть болѣе, какъ только преддверіемъ и приготовленіемъ къ спасенію или оправданію, а не есть самое спасеніе или оправданіе. Человѣкъ, правда, до вѣры доходитъ путемъ покаянія и самоотреченія. Чтобы изъ простого знанія ο Христѣ, ο Богѣ сдѣлать выводъ и ο своихъ личныхъ отношеніяхъ къ Богу, для этого нужно оплакать свое грѣховное бытіе. Но что же получается, когда человѣкъ сдѣлаетъ этотъ выводъ? Получается только то, что человѣкъ узнаетъ ο любви Божіей къ себѣ, узнаетъ, что между нимъ и Богомъ не существуетъ никакой стѣны, кромѣ его собственной грѣховной отчуждености отъ Бога. Человѣкъ начинаетъ любить Бога и чувствовать, что лгобовь Божія отвѣчаетъ на эту любовь, чувствовать полную возможность и на самомъ дѣлѣ войти въ союзъ и общеніе съ Богомъ. Но это состояніе во всякомъ случаѣ только созерцательное. И, какъ такое, оно не можетъ переродить человѣка помимо его воли, не можетъ быть въ душѣ тѣмъ сомодвижущимся началомъ, которое дѣлало бы за человѣка добрыя дѣла. Точно также и благодать Божія, хотя и присутсвуетъ, хотя и содѣйствуетъ просвѣщенію человѣка, однако насильно дѣйствовать не можетъ, на одномъ томъ основаніи что человѣкъ узналъ ο возможности получить эту благодать и хочетъ ее получить. „Содѣйствіе свыше требуетъ также нашего произвола" 3). Чтобы на самомъ дѣлѣ обратиться отъ грѣха и принять благодать, войти въ союзъ съ Богомъ, для этого недостаточно только быть искренно убѣжденнымъ въ милости и близости Бога, но и дѣйствительно бросить грѣхъ и обратиться къ Богу. Человѣкъ убѣжденъ, что толъко въ Богѣ его спасеніе, но пусть онъ самъ протянетъ руку, чтобы взять помогающую ему десницу Божію. Иначе онъ только при одномъ убѣжденіи и останется. Недостаточно пожелать, хотя бы и искренно, жизни по закону Божію, необходимо и на самомъ дѣлѣ ее начать. „Человѣкъ говоритъ преп. Макарій Египетскій, не тотчасъ,

 

1) Нилъ Синайскій. Писма, кн. II, 218. т. III, 127.

2) I. Здатоустъ, на посланіе къ Евр. Бес. ХХIII, I. Сир. 356.

3) Нилъ Синайскій. Письма. ен. П, 218 т. III, 127.

 

— 238 —

какъ услышитъ Божіе слово, дѣлаегся уже достойныіхъ благой части; то не было бы уже подвиговъ, или случаевъ въ брани, или поприща для борьбы; но всякій безъ труда (άϰα-μάτως), какъ скоро услышалъ бы, достигалъ упокоенія, и мѣры совершенства. На дѣлѣ бываетъ не такъ. Утверждая противное, отнимемъ у человѣка волю и отринемъ бытіе сопротивной силы, противодѣйствующей уму (если человѣкъ, какъ только повѣрилъ, сразу же дѣлается добродѣтельнымъ, то или за него дѣлаетъ все благодать, онъ является только почвой для постороннихъ дѣйствій, или же грѣха въ немъ не было; въ первомъ случаѣ отрицается свобода, во второмъ, грѣховность человѣка). Мы же говоримъ, что слушающій слово приходитъ въ сокрушеніе, и потомъ, поелику благодать, по Божію смотрѣнію къ пользѣ человѣка, удаляется отъ него, онъ начинаетъ упражняться и поучаться въ брани, борется и подвизается противъ сатаны, и послѣ долгаго состязанія и боренія одерживаетъ побѣду и дѣлается христіаниномъ. Α если бы слышаніемъ только, безъ труда достигалъ кто благой части; то и лицедѣи, и всѣ блудники вошли бы въ царство и въ жизнь (царство Божіе перестало бы быть царствомъ святымъ). Но никто не дастъ имъ жизни безъ труда и подвига, потому что узокъ и тѣсенъ путь. Симъ то негладкимъ путемъ и надобно шествовать, и терпѣть, и скорбѣть, и,такимъ образомъ, войти въ живнь" 1).

Благодать Божія не порабощаетъ сознанія и свободы человѣка, но открывъ ему любовь Божію и ужасъ грѣха, она предоставляетъ человѣку самому устремиться къ этой любви и къ святому общенію съ нею. „Вѣры, подвиговъ добродѣтели (ϰατοϱϑώματα), царства небеснаго, если не будешь,—говоритъ св. Василій Великій,—просить съ трудомъ и многимъ терпѣніемъ, не получишь; потому что должно прежде пожелать, а, пожелавъ, искать дѣйствительно въ вѣрѣ и терпѣніи, употребивъ съ своей стороны все, такъ чтобы ни въ чемъ не осуждала собственная совѣсть, будто бы просишь, или нерадиво, или лѣниво; и тогда получишь, если сіе угодно Богу" 2). Это свободное устремленіе человѣка къ благодати и любви Божіей и къ святой, чистой отъ грѣхи жизни и со-

 

1) Нот. ΧΧΧΥ1Ι, 20. Migne. t. ХХХІV, 708. Стр. 292—293.

2) Подвижническіе уставы гл. I. т. V, 354. Migne t. XXXI. 1337.

 

— 239 —

вершается, какъ мы выше видѣли, человѣкомъ въ вознагражденіи посредствомъ таинства. Въэтомъ возрожденіи чоловѣкъ уже не видитъ только возможность союза съ Богомъ, но и на дѣлѣ соединяется съ Богомъ. Силой Божіеи укрѣпляется дотолѣ несовершенная его рѣшимость не жить больше для себя, а для Бога, грѣхъ уничтожается; и человѣкъ, такимъ образомъ, уже не въ видѣ возможности, а на самомъ дѣлѣ „уразумѣваетъ превосходящую разуыѣніе любовь Христову" (Еф. III, 19). Пока человѣкъ только вѣруеть, онъ убѣжденъ, что Богъ его проститъ. Послѣ же возрожденія, онъ на дѣлѣ переживаетъ это прощеніе. Прежде человѣкъ только надѣялся что Богъ его не отринетъ, теперь онъ и на дѣлѣ видитъ, что Богъ его не отринулъ. Такимъ образомъ, вмѣстѣ съ утвержденіемъ рѣшимости человѣка болѣе не грѣшить и служить Богу, утверждается и его вѣра, а съ вѣрой и та радость ο Богѣ, которая восторгается испытанной и незаслуженной любовію Божіей, и любовь къ Богу въ отвѣть на Его любовь, и стремленіе быть съ Богомъ, еще крѣпче сдѣлать только что заключенный союзъ. Такимъ образомъ, дѣйствительно, вѣра спасаетъ человѣка, но не тѣмъ, однимъ, что она созерцаетъ Бога, но не тѣмъ, что она открываетъ человѣку Христа,—а тѣмъ, что она этимъ созерцаніемъ будитъ волю человѣка. Въ этой нравственной силѣ вѣры и заключается ея великое, средоточное значеніе при возражденіи. Въ самомъ дѣлѣ, мы видѣли, что сущность возрожденія въ рѣшимости служить отселѣ Богу. Эта рѣшимость и утверждаетъ благодать. Въ ней и совершается таинственный союзъ благодати и свободы человѣка. Но что приводитъ человѣка къ этому союзу? Мы видимъ, что приводитъ одна только вѣра. Разъ Богъ въ сознаніи человѣка представляется только Судіею, разъ не извѣстна Его любовь и всепрощеніе, человѣкъ не можетъ приблизиться къ Богу и воспринять Его любовь. „Я приближу его (вождя), и онъ приступитъ ко Мнѣ; ибо кто отважится самъ собою приблизиться ко Мнѣ?—говоритъ Господь" (Іер. XXX, 21). Не зная любви Божіей, человѣкъ можетъ только трепетать предъ Богомъ и ожидать себѣ наказанія и смерти. „Пусть будеть онъ праведникъ, но будь онъ хоть тысячу разъ праведникъ, онъ человѣкъ" 1), предъ Богомъ онъ всетаки ви-

 

1) De Lazaro VI, 9. Uigue. t. XLYIII, 1041. Къ Антіох. нар. т. Ι, 185.

 

— 240 —

новатъ. Его праведность только еще яснѣе дастъ ему возможность видѣть свою вину, а страха не прогонитъ. Только вѣра, и одна она открываетъ человѣку любовь Божію, только она можетъ открыть человѣку, что Господь Самъ идетъ къ нему навстрѣчу. Вѣровать во Христа есть „любовь Его и благодѣянія, всему міру показанныя (о чемъ человѣкъ можетъ знать и разсудочно), всякому вѣрному себѣ присвоять... и почувствовать тое въ сердцѣ своемъ, а не токмо устами говорить" 1). Только тогда, когда узнана эта превосходящая разумѣніе любовь Божія, человѣкъ и можетъ безъ страха, хотя и съ сознаніемъ полнаго своего недостоинства, приблизиться къ Богу и принять Его готовую помощь. Любовь Божія узнается въ вѣрѣ и принимается человѣкомъ. „Житвотворитъ (въ крещеніи) не Онъ (Духъ) одинъ будучи воспринять ради благодатнаго сего совершенія (т. е. крещенія) чрезъ вѣру, но должна предшествовать вѣра въ Господа, чрезъ которую жизненная благодать усвояется (παραγίνεται) увѣровавшимъ, какъ сказано Господомъ, что Сынъ, ихже хощетъ, живитъ" (Іоан. У, 21) 2). „Когда мы,—говоритъ св. Ириней Ліонскій,—обратимъ свою вѣру къ Сыну,—то мы будемъ обладать также и твердой, непоколебимой любовію къ Отцу" 3). И это не въ одномъ внѣшнемъ смыслѣ, не въ томъ, что чедовѣкъ только повѣривъ въ Сына, можетъ пойти ко крещенію. Вѣра простираетъ свое дѣйствіе до самыхъ тайниковъ души, она дѣлаетъ возможнымъ самое соединеніе таинственное свободы и благодати. Вѣрою именно Христосъ вселяется въ сердце крещающагося (Еф. III, 17). Силою именно вѣры человѣкъ предпринимаетъ свое безповоротное рѣшеніе быть съ Богомъ, сочетаться Христу. „Вѣра.—говоритъ св. I. Златоустъ, открываетъ намъ то, что истинно, и отъ искренней вѣры раждается любовь; потому что тотъ,кто истинно вѣритъ въ Бога, никогда не согласится удалиться отѣ любви" 4). Въ вѣрѣ, такимъ образомъ, посредствуется самая сущность возрожденія.

Вѣрой полагается и начало новой жизни въ человѣкѣ, жизни въ общеніи съ Богомъ. Любовь къ Богу становится

 

1) Тихонъ Задон. Письма келейныя 11. т. V, 8.

2) Григорій Нисскій. Advers. Maced. XIX. Migne t. XLV, 1325. τ. VII, 48. 3) Противъ ересей. кн. IV. гл. VI, 2. Library Clark'a. vol. V, 389 4 ) На 1 Тим. Бес. II. Стр. 25-26.

 

— 241 —

основнымъ закономъ жизни, ею опредѣдяется все дѣланіе и все хожденіе человѣка. Поэтому, и отвращеніе отъ грѣха и обращеніе къ жизни святой восходитъ въ новую степень. Если прежде чедовѣкъ болѣе боялся грѣха, чѣмъ желалъ праведности, то теперь, познавъ любовь Божію, онъ начинаетъ любить законъ Божій ради Бога, чтобы отвѣтить на любовь любовію же. Стремленіе быть святымъ, чтобы избѣгнуть погибели, переходитъ въ стремленіе къ Богу, чтобы быть угоднымъ Ему. Личность человѣка еще болѣе отодвигается на второй планъ, и началомъ жизни становится полное самоотреченіе. Такъ человѣкъ отъ страха предъ своей погибелью переходитъ къ вѣрѣ, которая, въсвою очередь, отверзаетъ ему путь къ любви.

Поэтому-то, истинно вѣрующій никогда не сошлется на свои труды, никогда не потребуетъ за нихъ себѣ награды: вся его душа полна созерцаніемъ Божественной любви, любви безкорыстной и незаслуженной чедовѣкомъ. Поэтому, и жажды быть угоднымъ Богу, творить волю Его въ вѣрующемъ человѣкѣ не имѣемъ границъ. „Проси, говорить преп. Исаакъ Сиринъ, у Бога чтобы далъ тебѣ прійти въ мѣру вѣры. И если ощутишь въ душѣ своей сіе наслажденіе, то не трудно мнѣ сказать при семъ, что нечему уже отвратить тебя отъ Христа. И не трудно тебѣ каждый часъ быть отводимымъ въ плѣнъ далеко отъ земнаго, и укрыться отъ этого немощнаго міра и отъ воспоминаній ο томъ, что въ мірѣ. Ο семъ молись нелѣностно, сего испрашивай съ горячностью, объ этомъ умоляй съ великамъ раченіемъ, пока не получишъ. И еще молись, чтобы не ослабѣть. Сподобишься же этого, если съ вѣрой понудишь себя попеченіе свое возвергнуть на Бога, и свою попечительность замѣнишь Его промышленіемъ. (Вотъ отреченіе всецѣлое отъ себя на волю Божію). И когда Богъ усмотритъ въ тебѣ сію волю, что со всею чистотою мыслей довѣрился ты Самому Богу болѣе, нежели самому себѣ, и понудилъ себя уповать на Бога болѣе, нежели на душу свою: тогда вселится въ тебѣ оная невѣдомая сила,—та сила, которую ощутивъ въ себѣ, многіе идутъ въ огонь, и не боятся и, ходя по водамъ, не колеблются въ помыслахъ своихъ опасеніемъ потонуть; потому что вѣра уврѣпляеть душевныя чувства, и человѣкъ ощущаетъ въ себѣ, что какъ будто нѣчто невиднмое убѣждаетъ его не внимать видѣнію вещей страш-

 

— 242 —

ныхъ и не взирать на видѣніе иевыносимое для чувствъ" 1). „Невозможно, воистину невозможно, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, имѣющему свѣтильникъ вѣры, въ сердцѣ горящій, къ вѣчнымъ онымъ благамъ не стремиться, а тако и въ истинномъ покаяніи не быть, и отъ всякаго грѣха не удалятъся. Вѣра бо человѣка обновляетъ и отъ грѣховъ и суеты міра отвращаетъ, и къ будущимъ обѣщаннымъ благамъ руководствуетъ, и оная яко видимая ему представляетъ" 2). „Какъ огню свойственно есть согрѣвать, водѣ орошать, свѣту просвѣщать: тако вѣрѣ живой свойственно есть дѣла добрыя показывать" 3).

Такимъ образомъ, вѣра, показывая человѣку любовь Божію, нравственно сродняетъ человѣка съ Богомъ. Человѣкъ видитъ въ Богѣ Отца, готоваго его принять. Это нравственное сближеніе завершается въ крещеніи, въ которомъ человѣкъ, утвержденный въ любви Божіей или въ сознаніи этой любви, дѣйствительно сочетавается Христу и исходитъ изъ купели созданнымъ на дѣла благая. Вражда противъ Бога разрушена, клятва снята, между Богомъ и человѣкомъ существуегь тѣснѣйшее взаимообщеніе любви. Спасеніе совершилось. Душа обручена съ Христомъ и вся Ему принадлежгатъ. „Вѣра, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, съ благоговѣніемъ на распятаго Христа взирая, помышляетъ: кто и коликъ есть, Который тако за подлаго своего раба пострадалъ, и что симъ страданіемъ ему пріобрѣлъ. Откуду вѣрующій возбуждается ко взаимной любви и сердечному благодаренію, и тщится всякимъ образомъ тое исполнять. Но понеже видитъ, что не можетъ того учинити (что бо воздамы Господеви ο всѣхъ, яже воздаде намъ?), падаетъ предъ Нимъ со смиреніемъ и любовію, сердечно исповѣдая свои недостатки, и единое сердечное къ благодаренію желаніе, усердіе и любовь, какую можетъ въ вѣкѣ семъ приноситъ высочайшему своему Благодѣтелю. Отъ сего возбуждается въ вѣрномъ желаніе все терпѣть за имя Господа Іисуса, что воля Божія восхощетъ" 4). Отдавшись Господу и

 

1) Сл. 49. стр. 265—266.

2) Сокровище духовное п. 139. т. IV. 348.

3)Слово въ день Успенія т. I, 69.

4) Объ истннномъ Христіанствѣ $ 283. т. III, 14.

 

— 243 —

соединившись съ Нимъ, душа очищается и отъ грѣха, который уничтоженъ въ ней и не грозитъ болѣе ея спасенію. „Христосъ таковую душу вѣрную очищаетъ отъ грѣха и всякія скверны, и содѣловаетъ ее святу, отъемлетъ огъ нея бѣдствія духовныя—клятву, осужденіе, смерть и всякое духовное неблагополучіе, и вмѣсто того даетъ Своя духовная благая: благословеніе, избавленіе и вѣчный животъ, якоже апостолъ ο семъ поучаетъ: Христосъ бысть намъ премудрость отъ Бога, правда же и освященіе и избавленіе; и какъ жену какую, совлекши съ нея раздранныя рубища и отъ смрада омывши, облекаетъ въ чистую правды своея багряницу, да предъ очесами Его и небеснаго Отца Его явится чиста и, какъ дщерь царская, духовною тварію одѣяна преиспещрена" 1). Послѣ этого, если бы человѣкъ и умеръ тотчасъ же, его спасеніе обезпечено: какъ разбойнику, и ему Господь говорить: „днесь со Мною будеши въ раю". Это и есть состояніе, въ которомъ человѣкъ „желаніе имѣетъ разрѣшитися и со Христомъ быти".—Таково состояніе человѣка, вышедшаго изъ купели возрожденія.

Дальнѣйшая жизнь человѣка, какъ мы выше видp

Date: 2015-11-13; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию