Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спасеніе. 4 page





Такимъ образомъ, прощеніе не въ томъ состоитъ, что покрывается или прощается существующій грѣхъ, такого прощенія нѣтъ въ христіанствѣ. Человѣкъ получаетъ прощеніе только тогда, когда будетъ скорбѣть ο совершенномъ грѣхѣ и покается въ немъ, т. е. рѣшитъ впредь не грѣшить, обѣщается Богу, тогда онъ и прощается. Но это и обнаруживаетъ тотъ существенный смыслъ прощенія грѣ-

 

1) Сл. 99. т. IV, 177. 178.

2) Триф. 141. Изд. Преображенскаго. Стр. 378—379.

 

— 183 —

ховъ, о которомъ мы говоримъ. Св. Іустинъ, дѣйствительно, и высказываетъ эту мысль при описаніи св. крещенія. „Кто убѣдится и повѣритъ, что это ученіе и слова наши истинны и обѣщается, что можетъ жить сообразно съ нимъ, тѣхъ учатъ, чтобы они съ молитвою и постомъ просили у Бога прощенія прежнихъ грѣховъ, и мы молимся и постимся съ нимъ. Потомъ мы приводимъ ихъ туда, гдѣ есть вода, и они возраждаются такимъ же образомъ, какъ сами мы возродились, т. е. омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Іисуса Христа и Духа Святаго... Такъ какъ мы не знаемъ перваго своего рожденія и по необходимости родились отъ влажнаго сѣмени чрезъ взаимное сововупленіе родителей и выросли въ худыхъ правахъ и дурномъ образѣ жизни: то, чтобы не оставаться намъ чадами необходимости и невѣдѣнія, но чадами свободы и знанія и чтобы получить намъ отпущеніе прежнихъ грѣховъ,—въ водѣ именуется на хотящемъ возродиться и раскаявшемся въ грѣхахъ имя Отца всего и Владыки Бога" 1).Въ противоположность плотскому рожденію, въ которомъ человѣкъ не отвѣчаетъ за настроеніе своей природы, въ таинственномъ возрожденіи человѣкъ становится чадомъ свободы и знанія, онъ уже не страдателъный предметъ или не поле для дѣйствія посторонней силы, онъ самъ хочетъ возродиться и самъ отбрасываетъ прежнюю жизнь. Поэтому-то приготовленіе ко крещенію является подвигомъ, приготовленіемъ къ новой жизни, проводить которую человѣкъ отнынѣ рѣшаетъ и обѣщается. „Когда іудеи,—говоритъ св. Ириней Лiонскiй,—обратятся и придутъ къ покаянію и перестанутъ дѣлатъ зло, они будутъ имѣть власть быть чадами Божіими и получить наслѣдіе безсмертія, которое даруется Богомъ" 2). Вотъ это-то добровольное пресѣченіе зла и явлается самой существенной частью оправданія, является, такъ сказать, самымъ способомъ, какимъ грѣхи человѣку отпускаются.

Итакъ, по православному ученію, прощеніе грѣховъ въ таинствѣ крещенія или покаянія происходитъ отнюдь не внѣшне-судебнымъ способомъ, состоитъ не въ томъ, что Богъ съ этого времени перестаетъ гнѣваться на человѣка,

 

1) 1-я Апол. 61. Стр. 101.

2) Противъ ересей. кн. IV, гл. XLI, 3: Library Clark'a vol. IX, 52.

 

— 184 —

а въ томъ, что вслѣдствіе коренного душевнаго перелома, настолько же благодатнаго, какъ и добровольнаго, въ человѣкѣ является жизнеопредѣленіе совершенно противоположное прежнему, грѣховному, такъ что прежній грѣхъ перестаетъ вліять на душевную жизнь человѣка, перестаетъ принадлежать душѣ — уничтожается. Поэтому, человѣкъ и примиряетеа съ Богомъ, и милость Божія становится доступной для человѣва.

Весьма поучительно прочитать объясненіе внутренней стороны таинства, т. е. той, которая въ сущности только и должна имѣться въ виду, такъ какъ только при знакомствѣ съ ней мы можемъ понять, что именно значатъ довольно общія отвлеченныя опредѣленія оправданія,—весъма поучительно, говоримъ мы,познакомиться съ раскрытіемъ этой стороны въ сочиненіяхъ покойнаго преосв. Феофана, такъ глубоко проникнутаго отеческимъ ученіемъ (особенно тамъ, гдѣ онъ, оставивъ школьную форму, переходитъ на жизненную, истинно отеческую почву).

По представленію преосв. Феофана, внутреннюю сущность таинственнаго обновленія человѣка составляетъ его добровольное и окончательное опредѣленіе себя на угожденіе Богу. „Это рѣшеніе,—говоритъ преосв. Феофанъ,— есть главный моментъ въ дѣлѣ обращенія, коренной, источный" 1). Отъ этого коренного момента зависитъ и дѣйственность возрожденія. „Если человѣкъ (послѣ крещенія) дѣлаетъ добро, то сіе потому, что исходитъ изъ купели ревнителемъ добрыхъ дѣлъ, облеченнымъ и силою на твореніе ихъ. Но сія ревность произвольно имъ воспринята въ минуты сокрушенной скорби ο грѣхахъ и взысканія помилованія; благодать же Божія, пришедши потомъ, укрѣпила ее и сдѣлала мощною" 2). „Въ умертвіи грѣху чрезъ крещеніе ничего не бываетъ механически, а все совершается съ участіемъ нравственно-свободныхъ рѣшимостей самого человѣка. Существо умертвія грѣха всегда одно: это есть отвращенiе отъ грѣха, смертельное возненавидѣніе его. Гдѣ же оно въ крещеніи? — Тутъ же въ духѣ крещаемаго.

 

1) Письма къ одному лицу. Стр. 70—71

2) Письма къ одному лицу. Стр. 97.

 

— 185 —

Ибо что дѣлаетъ крещаемый иредъ погруженіемъ въ купель? Отрицается сатаны и всѣхъ дѣлъ его и всего служенія его; а это тоже, что отвращается отъ грѣха и возненавидѣваетъ его. Когда затѣмъ, въ семъ духѣ отвращенія и ненависти ко грѣху, погружается онъ въ купель, тогда бдагодать Божія, низшедши внутрь, закрѣпляетъ сіи расположенiя и рѣшенія воли и даетъ имъ силу живую и дѣйственную. Крещенному всѣ прежніе грѣхи прощаются, а отъ будущихъ охранять его будетъ сія низшедшая въ него въ крещеніи сила. Онъ и есть воистину мертвъ грѣху" 1). Прежніе грѣхи человѣкъ бросилъ и потому они ему не считаются,—вмѣсто же грѣха у него теперъ рѣшеніе служить Богу.

Какъ видимъ, преосв. Феофанъ въ этомъ описаніи истиннаго содержанія догматическихъ понятій, касающихся вопроса ο спасеніи, совершенно правильно выражаетъ ученіе св. отцевъ церкви. Правовое пониманіе такого подробнаго раскрытія жизненной стороны оправданія допустить не можетъ-это раскрытіе самымъ дѣломъ его опровергаетъ. Для православнаго же ученія останавливаться на этой сторонѣ необходимо, иначе можно смѣшать его (ученіе) съ инославіемъ, которое, употребляетъ тѣже слова и по внѣшности сходно.

Такимъ образомъ, сопоставляя выясненное раньше понятіе ο Правдѣ Божіей и возмездіи съ одной стороны, и это стараніе раскрыть жизненный смыслъ оправданія, съ другой; мы и получаемъ настоящее понятіе ο прощеніи или уничтоженіи грѣховъ въ таинствахъ крещенія или покаянія.

Этому понятію не будутъ противорѣчить и тѣ многочисленныя мѣста свято-отеческой литературы, гдѣ прощенію приписывается, повидимому, только внѣшне-судебный смыслъ. Всѣ такія мѣста нужно дополнить, по основному правилу всякаго толкованія: менѣе ясное дополнять болѣе яснымъ. Разъ выяснена существенная (реальная) сторона даннаго явленія, внѣшнюю сторону согласить не трудно. Урѣзывать же первую ради второй будетъ не только не правильно,—это будетъ прямо искаженіемъ истины.

Освобождаясь отъ грѣховъ въ крещеніи, человѣкъ дѣлается участникомъ въ праведности Христовой. Протестанты и это превратили въ совершенно внѣшнее судебное проис-

 

1) Толкованіе на Римл. т. I, 332.

 

— 186 —

шествіе. По ихъ представленію, Богъ, не находя въ человѣкѣ ничего, за что бы ему слѣдовало воздать награду въ вѣчной жизни, вмѣняетъ ему заслугу предъ Правосудіенъ Божественнымъ, какую совершилъ Іисусъ Христосъ. Основаніемъ же вмѣненія служитъ просто то, что Богъ видитъ со стороны человѣка желаніе присвоить эту заслугу себѣ (вѣра, какъ орудіе instnmientum усвоенія заслуги Христовой). Это довольно странное для обыденнаго пониманія ученіе необходимо для протестантовъ, чтобы избѣжать противорѣчія между заслугой Христа и заслугами человѣка. Православное ученіе не знаетъ такой необходимости, поэтому и въ данномъ вопросѣ оно не покидаетъ своей истинной почвы. Оно говоритъ, конечно, приблизительно тѣми жесловами, но смыслъ ихъ будетъ гораздо глубже, жизненнѣе, да и состоятельнѣе съ точки зрѣнія нравственнаго сознанія каждаго здраваго человѣка.

Если человѣвъ при самомъ своемъ обращеніи къ Богу не на словахъ только, а на самомъ дѣлѣ очищается отъ грѣха,—тогда нѣтъ никакой необходимости, ни основанія настаивать на томъ, что и заслуга I. Христа только внѣшне вмѣняется намъ, служитъ только независимой отъ насъ платой за наши грѣхи.

Господь Іисусъ Христосъ въ Своей прощальной бесѣдѣ съ учениками, дѣйствительно, и изображаетъ намъ Свое отношеніе къ вѣрующимъ гораздо болѣе внутреннимъ, жизненнымъ, чѣмъ допускало бы одно внѣшнее вмѣненіе намъ заслуги Христовой. Человѣкъ спасается не тѣмъ, что онъ желаетъ присвоить себѣ то, что сдѣлалъ Христосъ, а тѣмъ, что онъ находится въ самомъ тѣснѣйшемъ единеніи со Христомъ, какъ вѣтвь съ виноградной лозой. „Я, говоритъ Господь, есмь истинная виноградная лоза, а Отецъ Мой виноградарь. Всякую у Меня вѣтвь, не приносящую плода, Онъ отсѣкаетъ; и всякую приносящую плодъ, очищаетъ, чтобы болѣе приносила плода... Пребудьте во Мнѣ, и Я въ васъ. Какъ вѣтвь не можетъ приносить плода сама собою, если не будетъ на лозѣ; такъ и вы, если не будете во Мнѣ. Я есмь лоза, а вы вѣтви; кто пребываетъ во Мнѣ, и Я въ немъ, тотъ приноситъ много плода; ибо безъ Меня не можете дѣлать ничего. Кто не пребудетъ во Мнѣ, извергнется вонъ, какъ вѣтвь, и засохнетъ; а такія вѣтви соби-

 

— 187 —

раютъ во огонь, и онѣ сгораютъ" (Іо. ХУ, 1—6). Но пребыть во Христѣ значитъ пребыть вѣрнымъ Его ученію, значитъ имѣть „слово Его пребывающимъ" въ насъ (Іо. XV, 7) исполнять Его Заповѣди (Іов. XV. 10). Слѣдовательно, тотъ, кто стремится быть подобнымъ Христу, кто рѣшаетъ исполнять Его волю (сущность крещенія), тотъ дѣлается вѣтвью, соединяется со Христомъ самымъ тѣснымъ и таинственнымъ образомъ. Это единеніе, съ одной стороны, даетъ человѣку силы, укрѣпляетъ его рѣжимость соблюдать волю Христа, а, съ другой, требуетъ и отъ него усердія (иначе нечего укрѣплять, если нѣтъ рѣшимости). Будетъ онъ подобенъ Христу, Небесный Виноградарь не отсѣчетъ его отъ вѣчной жизни. Потеряетъ онъ ревность ο Христѣ, тогда потеряетъ и помощь Божію, а потомъ и подобіе Христово, засохнетъ, а конецъ этого оскудѣнія духовной жизни есть погибель вѣчная. Если заслуга Христа останется лишь внѣшнимъ для душевной жизни человѣка событіемъ, тогда не можетъ быть онъ спасенъ. „Не говорю вамъ, что Я буду просить Отца ο васъ: ибо Самъ Отецъ любитъ васъ (почему же? ради ли Моей заслуги, какъ такой? нѣтъ:), потому что вы возлюбили Меня, и увѣровали, что Я изшелъ отъ Бога" (XVI, 26—27). Что же значитъ возлюбить Христа? Возлюбить Христа можетъ толъко тотъ, кто любитъ добро и ради закона Божія готовъ пожертвовать всѣмъ. Возлюбить Христа значитъ посвятить себя на служеніе Христу, значитъ стремиться уподобиться Христу, считать Его своимъ учителемъ и примѣромъ (I Петр, II, 4—5). Такой человѣкъ не возмутится и гоненіями, потому что знаетъ, что Учителя его точно также изгоняли и поносили (XV, 20), и что міръ, отверженный послѣдователемъ Христа, не можетъ любить своего отвергателя (ст. 18—19). Такой человѣкъ есть истинный слуга Христовъ, онъ и будетъ тамъ, гдѣ—Христосъ прославленный, его и почтитъ Отецъ Небесный (Іо. XII, 26). „Кто любитъ меня, тотъ соблюдетъ слово мое; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и мы прійдемъ и обитель у него сотворимъ. Не любящій не соблюдаетъ словъ Моихъ (Іо. XIV, 23—24), а потому и не можетъ быть участникъ въ Христовой славѣ. Заслуга Христа его не касается.

 

— 188 —

Необходимо, слѣдовательно, жизненное усвоеніе заслуги Христовой, т. е. при духовномъ общеніи со Христомъ, усвоеніе того нравственнаго устроенія, которое имѣлъ Христосъ и которое можетъ сдѣлать насъ способными къ воспріятію вѣчнаго блаженства. Такъ, дѣйствитедьно, и есть.

Чрезъ крещеніе люди „прицѣпляются истинной Лозѣ" 1). становятся ея вѣтвями не въ томъ только смыслѣ, что они „одѣваются пресвѣтлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко царскою порфирою" 2), но они воспринимаютъ Христа въ себя, внутри, по расположеніямъ своей души становятся Христовыми (I Кор. XV, 23), сообразными Ему. „Вотъ, говоритъ преп. Макарій Египетскій, основаніе пути къ Богу: съ великимъ терпѣніемъ, съ уготованіемъ, съ смиренномудріемъ, въ нищетѣ духовной, съ кротостью шествовать путемъ жизни; симъ человѣкъ можетъ самъ въ себѣ пріобрѣсти оправданіе, а подъ оправданіемъ разумѣю Самого Господа" 3). Здѣсь говорится ο жизни по крещеніи, но эта жизнь, какъ увидимъ, служитъ только развитіемъ того, что получено при крещеніи, При крещеніи же человѣкъ не усвояетъ себѣ лишь то, что совершилъ Господь, а воспринимаетъ путемъ рѣшенія, святыню, т. е. жизнь по волѣ Божіей. „Исповѣданіе, что не приметъ (человѣкъ) на себя болѣе грѣховной тины и на жизненномъ пути не коснется земной скверны, дѣлается, по словамъ св Григорія Нисскаго, входомъ святыни въ уготованную такъ душу; святыня же Господь 4). Душа не внѣшне участвуетъ въ плодахъ смерти или праведности Христовой, а воспринимаетъ въ себя Христа, обдекается въНего. „Облечься же во Христа, по мысли св. I. Златоустаго, значитъ никогда не оставлять Его, но всегда являть Его себѣ своею святостью и правотою" 5). „Не просто будемъ держаться Христа, но прилѣпимся (ϰολληϑώμεν —приклеимся) къ Нему; такъ какъ, если отдѣлимся, погибнемъ... Прилѣпимся же къ Нему, и прилѣпимся дѣлами: потому что соблюдающій

 

1) Св. Тихонъ Зад. т. IV, 281.

2) Онъ же. т. IV, 274.

3) Hom. XXVII, Migne. t. XXXIV, 709. Стр. 292.

4) In Cant. cant. Hom. XI. Migne. t. ХLIV, 1008. τ. III, 287.

5) In Rom. Hom. XXIV, 4. Migue. t. LX, 627.

 

— 189 —

заповѣди Мои, во Мнѣ, говоритъ, пребываетъ" 1). Облеченіе во Христа, такимъ образомъ, значитъ уподобленіе Христу. „Какое намѣреніе и какая сила крещенія? спрашиваетъ св. Василій Великій и отвечаетъ: „Чрезъ него крещаемый измѣняется въ умѣ, словѣ и дѣлѣ и, по данной ему силѣ, дѣлается тѣмъ же, что Родившій его" 2). Св. Духъ „насъ обновлаетъ и снова творитъ насъ образами Божiими; банею пакибытія и обновленія Духа Святаго усыновляемся мы Богу. Тварь, причащающаяся, Духа, опять— нова, тогда какъ лишенная Духа, она обветшала... Опять сталъ образомъ Божіимъ человѣкъ, который утратилъ въ себѣ Божественное подобіе" 3). Но особенно ясно облаченіе во Христа, въ смыслѣ свободнаго воспріятія на себя Его духа и устроенія, раскрывается въ твореніяхъ святыхъ Григорія Насскаго, Кирилла Александрійскаго и святителя Тихона Задонскаго,

Въ бесѣдѣ одиннадцатой на Пѣснь пѣсней св. Григорій Нисскій такъ объясняетъ слова: „Совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню. Умыхъ нозѣ мои, како оскверню ихъ" (Пѣсн. V, 3). „Прекрасно послушала она (душа) Повелѣвшаго ей содѣлаться сестрою, ближнею, голубицею и совершенною, чтобы вслѣдствіе сего вселилась въ душѣ истина. Ибо сдѣлала то, что слышала, совлекшись кожаной одежды, въ которую облеклась послѣ грѣха, и смывъ съ ногъ земную нечистоту, которою была покрыта, когда, изъ райскаго житія возратившись на землю, услышала, яко земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. III, 19). Посему отверзала, Слову входъ къ душѣ, открывъ завѣсу сердца т. е. плоть, а говоря ο плоти, разумѣю ветхаго человѣка, котораго совлечь и сложить съ себя божественный Апостолъ повелѣваетъ готовящимся въ купели слова омыть нечистоту душевныхъ стопъ. Итакъ, совлекшись ветхаго человѣка, и отъявъ покрывало сердца, душа отверзла входъ Слову, и когда Оно вошло, дѣлаетъ Его своею одеждою, по руководству апостола, который повелѣваетъ совлевшему съ себя плотское одѣяніе ветхаго человѣка облечься въ ризу,

 

1) Іп I Corinth. Hom. VIII, 4. Higne t. LXI. 72. Τ. Ι, 143.

2) Τ. III, 317. Нравств. прав. 20,2.

3) Ibid. 192.

 

— 190 —

созданную по Богу въ преподобіи и въ правдѣ (Еф. IV 24). Одеждою же называю Іиеуса. Α признаніе невѣсты,—что не возложитъ уже опять на себя свергнутую ризу, но, по данному ученикамъ закону, будетъ довольствоваться одною ризою, въ которую облеклась, обновившись рожденіемъ свыше, подтверждаетъ Господне слово, повелѣвающее однажды украсившимся божественною одеждою не облекаться уже болѣе въ ризу грѣха, и имѣть не двѣ одежды, а только одну, чтобы двѣ ризы на одномъ и томъ же не были одна съ другой несходящимися, потому что какое общеніе одежды потемненной съ свѣтовидною и невещественною?... Посему говоритъ невѣста: совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню? Ибо кто, видя на себѣ солнцезрачную ризу Господню, возложенную на него за чистоту и нерастлѣніе, напримѣръ, какую показалъ Господь на горѣ во время преображенія, согласится потомъ, чтобы возложили на него одежду бѣдную и раздранную, въ какую, какъ говоритъ притча, облекается піяница и блудникъ (Притч. XXIII, 21)? Да и омывъ ноги, не соглашается сквернить ихъ снова, ступая по землѣ. Ибо говоритъ: умыхъ нозі мои, како оскверню ихъ?.... Посему и Господь запрещаетъ ученикамъ имѣть сапоги, когда повелѣваетъ имъ на путь языкъ не ходить, но идти путемъ святымъ (Мф. X, 5. 10). Конечно же, не не знаешъ этотъ святый путь, которымъ повелѣвается идти ученикамъ, дознавъ сіе отъ Рекшаго: Азъ есмь путь (Іо. XIV, 6), путь, котораго невозможно и коснутъся не совлекшему съ себя одежды человѣка мертваго. Посему, такъ какъ на семъ пути была невѣста, на которомъ Господь шествующимъ по оному омываетъ ноги водою и отираетъ лентіемъ, которымъ препоясанъ; а препоясаніе Господне есть сила, очищающая отъ грѣховъ; ибо сказано: облечеся Господь въ силу и препоясася (Пс. ХСII, 1);—то невѣста, очистивъ ноги, хранитъ себя на пути царскомъ, не совращаясь ни на десно, ни на лѣво (Втор. V, 39), чтобы перенеся слѣдъ на ту или другую сторону пути, не замарать ноги грязью. Конечно же разумѣешь, что означается сказаннымъ, а именно, что душа, однажды отрѣшивъ сапоги крещенiемъ (ибо собственное дѣло крещающаго отрѣшить ремни сапоговъ, какъ засвидѣтельствовалъ Іоаннъ, что не можетъ сдѣлать сего надъ однимъ только Господомъ: ибо какъ разоѣшить того, Кто вовсе не

 

— 191 —

былъ связанъ ремнемъ грѣха?), сама омыла ноги, вмѣстѣ съ сапогами отринувъ всю земную нечистоту. Α посему стопы свои на пути гладкомъ хранитъ неоскверненными, какъ поступалъ и Давидъ, когда онывъ ноги свои отъ бренія тины, и поставилъ на камнѣ, выражая сіе такъ: воздвигъ мя отъ рова страстей и отъ бренія тины, и постави на камнѣ нози мои и исправи стопы моя (ІІс. XXXIX, 3). Подъ именемъ же камня разумѣваетъ и Господа, Который есть свѣть, и истина, и нетлѣніе, и правда,—то, чѣмъ уравнивается духовный путь. Кто не совратился съ него ни въ ту, ни въ другую сторону, тотъ хранитъ слѣды свои ни мало не оскверненными бреніемъ сластодюбія. Вотъ то самое, чѣмъ невѣста, по моему разумѣнію, отверзаетъ дверь Слову. Ибо исповѣданіе что не приметъ болѣе на себя отринутой тины, и на жизненномъ пути не коснется земной скверны, дѣлается входомъ святыни въ уготованную такъ душу; святыня жеГосподь" 1).

Предъ нами въ различныхъ образахъ проходятъ въ приведенныхъ словахъ св. Григорія Нисскаго почти всѣ понятія, упоминаемыя въ описаніи возрожденія. Мы видимъ, что крещающійся прежде всего приходитъ къ отверженію ветхаго человѣка. Это отверженіе даетъ ему возможность и способность усвоить себѣ и святыню, т. е. облечься въ Самого Іисуса. Облеченіе же состоитъ въ томъ, что человѣкъ твердо блюдетъ путь Христовъ, нискоіъко не уступая предъ искушеніями міра и плоти. „Нельзя быть Христомъ не будучи праведеостью, чистотою, истиною и отсутствіемъ всякаго зла,—нельзя быть и христіаниномъ (облеченнымъ во Христа), не показывая вь себѣ сродства съ этими именами" 2). Облечъся во Христа значитъ, такимъ образомъ, принятъ Христово настроеніе и путь.

Св. Кириллъ Александрійскій говоритъ: „Лицезрѣнія Своего (т. е. вѣчнаго блаженства) удостоиваетъ и познаетъ Богъ и Отецъ однихъ только тѣхъ, которые (не заслугу Христову желаютъ себѣ присвоить, а) имѣютъ духовное сродство въ Сыномъ обогатились отъ Него и чрезъ Него

 

1) Бес. XI на Пѣснь пѣсн. т. III, 283—287. 2) De profess. christ. Migne. t. XLYI, 244.

 

— 192 —

духовнимъ возрожденіемъ" 1)Начальная ступень этого уподобленія Христу полагается при крещеніи и состоитъ въ томъ, что вѣрующій прилѣпляется ко Христу. „Онъ есть виноградная лоза; а мы срослись съ нимъ на подобіе розокъ, связуемые съ Нимъ чрезъ освященіе единеніемь по Духу" 2). Однако это придѣпленіе нельзя представлять себѣ иначе, какъ въ видѣ дѣла свободнаго или, по крайней мѣрѣ, настолько же свободнаго, насколько и благодатнаго; и это и потому что и „духомъ горяще и пламенѣющими любовію къ Богу" (въ чемъ сущность Богоподобія) мы можемъ только тогда, когда „прилѣпляемся ко Христу вѣрою и жительствомъ добрымъи согласнымъ съ закономъ" 3), т. е. свободнымъ слѣдованіемъ закону Христову. Поэтому, „готовящимся имѣть въ себѣ обитающимъ Христа чрезъ Духа (готовящимся облачиться во Христа) должно, думаю прежде (свободно) омыться отъ сквернъ и очистихься отъ преступленій и, такимъ образомъ, свѣтлою и нескверною являть Ему свою душу, какъ, безъ сомнѣнія, Божественный Псалмопѣвецъ, бывъ украшенъ токовою добродѣтелью, восклицалъ, говоря: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою (Пс. LVI, 8). Какъ къ шерсти, если она чиста, хорошо пристаютъ краски, а если въ ней есть нѣкоторый остатокъ нечистоты, то наведенная краска легко отваливается, не имѣя вь ней твердаго закрѣпленія: такъ и причастіе Христово святыя и чистыя души напаяетъ, а въ душахъ, не такъ настроенныхь, вовсе не можетъ утвердиться: Святый бо Духъ наказанія отбѣжитъ льстива, согласно написанному, ниже обитаетъ въ тѣлеси повиннѣмъ грѣху (Прем. I, 5, 4). Итакъ, оказывая услуги обиженнымъ и дѣлами любви прогоняя огорченіе братій, избавимъ себя самихъ отъ всякой вины и пріобрѣтемъ отпущеніе во Xристѣ" 4). Такимъ образомъ, получить „отпущеніе во Христѣ" или ради Христа и потомъ удостоиться вѣчнаго блаженства „въ лицезрѣніи Бога", другими словами усвоить Христову праведность,—можно только тому, кто напередъ самъ изба-

 

1) Т. IV, 362.

2) Ibid. стр. 321.

3) Толк. на Ис. VI, 1—3. т. VI, 182.

4)0 поклоненіи вх духѣ, вн. 15. т. III, 142.

 

— 193 —

вилъ себя отъ всякой виныи, кто, т. е. „вѣрою и жительствомъ добрымъ и согласнымъ съ закономъ прилѣпится ко Христу" и сдѣлается Ему подобнымъ, сроднымъ. Облаченіе въ правду Христову возможно только чрезъ уподобленіе Христу.

Св. Тихонъ Задонскій, въ твореніяхъ котораго можно находить не мало кажущихся указаній на одно лишь внѣшнее значеніе праведности Христовой, самъ же даетъ и ключъ, какъ слѣдуетъ понимать эти внѣшнія опредѣленія. „Крещеніемъ, говоритъ святитель, вси обновляются и пресвятый нравъ Христовъ на себе пргемлютъ и тако Церкви святой причисляются" 1).Кавъ же происходитъ это пріятіе на себя нрава Христова? Это разъясняется въ слѣдующихъ словахъ: „Надобно намъ съ трудомъ, прилежаніемъ и подвигомъ искать нынѣ того, что туне и безъ труда нашего намъ данное отъ Бога потеряли (т. е. первобытную чистоту и праведность души). Тогда видя Христосъ таковое души тщаніе, попеченіе и трудъ, по милости своей отнимаетъ отъ ней безобразіе π подаетъ доброту и красоту образа Своего. На сіе бо и въ міръ пришелъ, якоже поетъ Церковь: Христосъ раждается прежде аадшій возставити образъ. И сіето есть отложити намъ по первому житію ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ; обновлятися же духомъ ума нашего и облещися въ новаго человѣка, созданнаго въ правдѣ и преподобіи истины (Εφ, ΙV, 22—24), къ чему не малое прилежаніе, подвигъ и трудъ требуется" 2). Вотъ основной законъ, по которому совершается уничтоженіе въ насъ послѣдствій грѣхопаденія: необходимъ трудъ, прилежаніе, нравственныя усилія самого челоьѣка. Только такимъ путемъ человѣкъ можетъ возстановить въ себѣ образъ Божій, или что тоже „нравъ Христовъ" или „образъ Христовъ". Уподобленіе Христу, слѣдователъно, возможно только свободное. Воть это-то уподобленіе Христу, воспріятіе Его нрава и служитъ тѣмъ средствомъ, чрезъ которое человѣкъ дѣлается причастникомъ вѣчнаго блаженства т. е., слѣдовательно, праведности Христа. Вмѣстѣ съ этимъ и правед-

 

1)Τ. ΙV, 278.

2) Т. III, 309—310.

 

— 194 —

ность эта перестаетъ быть внѣшней человѣку: человѣкъ спасается воспріявъ праведность Христа въ себя, уподобившись Христу. Это уподобленіе дѣлаетъ человѣка способнымъ быть и наслаждаться бытіемъ въ царствѣ небесномъ, дѣлаетъ его сроднымъ по настроенію этому царству святости и свѣта. „Поищемъ, ο христіане, говоритъ св. Тихонъ, доброты и красоты нашея во Христѣ, которую во Адамѣ потеряли; поищемъ пока обрѣтется, да и здѣ ее въ душахъ нашихъ возъимѣемъ, и въ пришествіи Христовомъ съ нею предъ Нимъ и всѣмъ иіромъ явимся, которая не токмо тогда въ душахъ нашихъ будетъ, но и на тѣлесахъ явится; и Христось, праведный Судія, видя въ насъ образъ Божій и насъ Себѣ сообразныхъ, признаетъ насъ за Своихъ и съ Собою прославитъ" 1).

Итакъ, по разуму св. отцовъ, человѣкъ облачается въ крещеніи правдою Христовою въ томъ смыслѣ, что онъ принимаетъ на себя „нравъ Христовъ "; а этотъ нравъ дѣлаетъ его сродвымъ вѣчному царству Божію и, такимъ образомъ, способнымъ къ его воспріятію въ будущей жизни, когда это царство раскроется во всей полнотѣ.

Опять считаемъ не лишнимъ сопоставить эти наши выводы изъ отеческихъ свидѣтельствъ съ такими же выводами преосв... Ѳеофана... Послѣдній весьма часто прибѣгаетъ къ обычному въ школьной догматикѣ внѣжнему представленію душевной жизни человѣка и въ частности спасенія. Точно также и праведность Христа, которою чедовѣкъ спасается, часто въ устахъ преосв. Ѳеофана, повидимому, превращается во внѣшнее событіе, ради котораго Богъ перестаетъ гнѣваться на грѣшника. „Когда человѣкъ, говоритъ преосв. Ѳеофанъ, сдѣлался преступникомъ закона, то не могъ иначе надѣяться на достиженіе своей цѣли (т. е. общенія съ Богомъ), какъ чрезъ усвоеніе себѣ чужой праведности. Сія усвояемая праведность восполняетъ недостатокъ завонности въ нашей жизни и даетъ намъ возможность быть близкими къ Богу" 2).

Повидимому, человѣкъ оправдывается только внѣшне, чрезъ усвоеніе чужой праведности, которая только воспол-

 

') Т. III, 310.

2) Письма ο христіанской жизни. Прибавленія. Стр. 235.

 

— 195 —

няетъ или прикрываетъ „недостатокъ законности" въ самомъ человѣкѣ. Однако, было бы большой ошибкой приписать такое подобное воззрѣніе нашему покойному богослову—мыслителю. Должно дуыать, что подобныя выраженія въ умѣ преосв. Ѳеофана получали самый жизненный смыслъ и самое богатое содержаніе. Основаніе этому есть въ сочиненіяхъ Преосв. Ѳеофана. Напр., въ его Толкованіи на Посланіе къ Римлянамъ мы читаемъ: „ Окрестившись во Христа, мы въ смерть Его окрестились. Очевидно, что крещеніе въ смерть Христову есть умертвіе грѣху. Какъ же это такъ?—Это обьясняетъ значеніе и сила смерти Христовой. Умерши на крестѣ, Господь Спаситель грѣхи наши вознесъ на крестъ и сталъ очищеніемъ ο грѣсѣхъ нашихъ. Въ крестной смерти Господа"—очистительная сила грѣха, Кто крестится,—погружается,—въ смерть Христову, тотъ погружается въ очистительную силу грѣха. Сія сила въ самомъ дѣйствіи погруженія снѣдаетъ всякiй грѣхъ, такъ что и слѣда его не остается. Здѣсь бываетъ тоже, какь если бы кто приготовйлъ такой химическiй составъ, который, когда погрузятъ въ него и всякая нечистота будатъ снѣдена. Такъ и смерть Христова кавъ очистительная сила грѣха, снѣдаетъ всякій грѣхъ, какъ только кто погружается въ сію смерть крещеніемъ. Въ крещенномъ и слѣда грѣха не остается: онъ умеръ ему".

Date: 2015-11-13; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию