Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спасеніе. 3 page





 

3) Τά πρώτα εξαλείφεται. Кариллъ Іерусал. Catech. XV, 23 Migne t. XXXIII, 904.

') Младенецъ, какъ вообще не употрябляюіцій еще свою волю, обновляется подъ непремѣннымъ условіемъ быть воспитаннымъ въ христіанствѣ

2)Ѳеодоритъ Кир. т. I, 277.

3)Кнриллъ Алекс. т, VI, 39.

 

— 171 —

прошлое Богъ не гнѣвается, не высчитываетъ его человѣку. Разъ въ настоящемъ грѣха нѣтъ, нѣтъ слѣдовательно и отчужденія отъ Бога, человѣкъ „примиренъ и возсоединенъ съ Церковію", святымъ царствомъ Божіимъ и Богомъ, грѣхъ дѣйствительно прощенъ человѣку 1).

Такъ именно и изображается благодатное дѣйствіе таинствъ крещенія и покаянія въ твореніяхъ отцевъ Церкви.

Непосредственно касается вопроса ο крещеніи св. Кириллъ Іерусалимскій, самыя творенія котораго: „Огласительныя поученія", прямо отвѣчаютъ на нашъ вопросъ. С. Кириллъ ясно представляетъ возрожденіе человѣка въ крещеніи въ видѣ жизненнаго и вмѣстѣ нравственно-свободнаго переворота въ душѣ. Человѣкъ, приступающій ко крещенію, долженъ вполнѣ искренно и рѣшительно отбросить свою прежнюю жизнь по стихіямъ міра и опредѣлить себя къ добру. Это, въ корнѣ измѣняющее человѣка, рѣшеніе или изволеніе и дѣлаетъ человѣка „званнымъ", т. е. дѣйствительно, а не въ воображеніи только, приводитъ его въ общеніе съ Богомъ и къ началу новой жизни.

„Хотя Богъ и щедръ въ благотвореніи, однакоже, отъ каждаго ожидаетъ искренняго произволенія. Почему апостолъ присовокупилъ: сущимъ по изволенію званнымъ. Изволеніе (ή πϱόϑεσιζ), когда оно искренне дѣлаетъ тебя званнымъ (ϰλητόν σε ποιεϊ) 2). Чтобы совершилось начало новой жизни, необходимо, чтобы прежняя была на самомъ дѣлѣ отвергнута. Господь даетъ свою чудную спасительную печать (τήν σωτησιώδη σϕϱαγίςα τήν ϑαυμασίαν) только тамъ, гдѣ видитъ „добрую совѣсть", т. е. не словесное только обѣщаніе, а искреннее желаніе быть добрымъ. „Какъ приступающіе къ набору воиновъ входятъ въ изслѣдованіе ο возрастѣ и тѣлесномъ сложеніи набираемыхъ; такъ и Господь, вписуя въ воинство свое души, испытуетъ произволенiя. И, если кто имѣетъ сокрытое лицемѣріе,—отвергаетъ сего человѣка, какъ неспособнаго къ истинному служенію въ воинствѣ. Α если найдетъ достойнаго, съ готовностію даетъ ему благодать. Не даетъ же святая псамъ. Гдѣ видитъ добрую совѣсть, тамъ даетъ

 

4) Ср. Чинопослѣдованіе исповѣди.

1) Procatech. (Migne t. XXXIII, col. 336.

 

— 172 —

чудную спасительную печать, которой трепещутъ демоны и которую знаютъ ангелы" 1). Необходимъ, слѣдовательно, дѣйствительный, сознательно-свободный переломъ душевный, чтобы таинство вполнѣ принесло пользу человѣку. Безъ свободнаго же содѣйствія, безъ помянутаго перелома человѣкъ только напрасно искушаетъ Господа. Эта мысль была въ глазахъ св. Кирилла столь важной, что онъ нѣсколько разъ возвращается къ ней въ своихъ „ Оглашеніяхъ", стараясь какъ можно сильнѣе запечатлѣть ее въ умахъ готовящихся къ просвѣщенію.

„Если, товоритъ святитель въ „Словѣ Предъогласительномъ" въ самомъ началѣ, тѣломъ ты здѣсь (т. е. принимаешь таинство), но не здѣсь мыслію; то нѣтъ въ этомъ пользы. И Симонъ волхвъ приступалъ нѣкогда къ купели сей. И крестился, но не просвѣтился; омылъ тѣло водою, но не просвѣтилъ сердца Духомъ; погружалось въ воду и вышло изъ воды тѣло, а душа не погребалась со Христомъ, и не воскресла съ Нимъ. Представляю примѣры паденій, чтобы тебѣ не пасть.... Мы, служители Христовы, пріемлемъ всякаго и какъ бы исправляя должность придверниковъ, оставляемъ двери не запертыми. Нѣтъ запрещенія войдти тебѣ, если у тебя и душа осквернена грѣхами и намѣреніе нечисто. И ты вошелъ, принять, имя твое вписано. Видишь ли досточестное это благоустройство Церкви? Примѣчаешь ли порядокъ и знаніе дѣла, чтеніе писаній, присутствіе клира, послѣдованіе ученій? Почти мѣсто и вразумись видимымъ. Выходи нынѣ благовременно (т. е. съ душей приготовленной къ воспріятію благодати, а въ чемъ это приготовленіе, св. отецъ разъясняетъ далѣе), и наутро входи еще благовременнѣе. Если одѣяніемъ души твоей служитъ сребролюбіе, входи въ другой одеждѣ; скинь съ себя ту одежду, какая на тебѣ, а не прикрывай ея. Совлекись любодѣянія и нечистоты, и облекись въ свѣтлую ризу цѣломудрія. Предваряю тебя ο семъ, прежде нежели пришелъ Женихъ душъ Іисусъ и усмотрѣлъ одежды (имѣется въ виду притча ο званныхъ на вечерю). Долговременный дается тебѣ срокъ. Сорокъ дней имѣешь на покаяніе. Много у тебя удобнаго времени и совлечься и омыться и облечься и войти. Если же останешься при зломъ произволеніи, предваряющій тебя не виновенъ, но ты не ожидай принять благодать. Приметъ тебя вода, но

 

2) Catech. 1, 3. Migne. ibid. col 372—373.

 

— 173 —

не воспріиметъ Духъ. Если кто знаетъ у себя язву, пусть возметъ пластырь; если кто палъ, пусть возстанетъ. Да не будетъ среди васъ Симона (волхва), да не будетъ въ васъ „ни лицемѣрія, ни праздной пытливости. Умри грѣхамъ, и живи правдѣ, живи съ нынѣшняго дня" 1). „Тѣ, говоритъ св. Кириллъ въ Первомъ Словѣ, на комъ лежитъ еще грѣховная чешуя, поставляются ошуюю, потому что не приступаютъ благодати Божіей, даруемой Христомъ при возрожденіи крещеніемъ" 2).

Съ этой точки зрѣнія принятіе таинства крещенія представляется великимъ испытаніемъ совѣсти человѣка, такимъ поворотнымъ моментомъ въ жизни человѣка, что если онъ его пропуститъ, то ничѣмъ уже не поправитъ своего положенія. „(Св. Духъ) испытываетъ душу, не метаетъ бисера предъ свиніями. Если лицемѣришь; то люди крестятъ тебя теперь, а Духъ не будетъ крестить. Α если пришелъ ты по вѣрѣ, то люди служатъ въ видимомъ, а Духъ Святый даетъ невидимое. На великое испытаніе приходишь въ этотъ единый часъ, на великій воинскій наборъ. Если погубишь часъ сей: то зло непоправимо. Если же сподобишься благодати: просвѣтится душа твоя; пріимешь силу, какой не имѣлъ; пріимешь оружія, страшныя для демоновъ. И если не бросишь оружіе, но сохранишь печатъ, то демонъ не приступитъ" 3).

Благодаря этому перевороту въ душѣ человѣка и грѣхи ему оставляются. „Не спрашивай: какъ изгладятся грѣхи мои? Сказываю тебѣ: изволеніемъ (τϖ ϑέλεіν) вѣрою ( τϖ πίστεΰειν). Что сего короче? Но если уста твои скажутъ, что желаешь, а сердце не скажетъ сего; то судитъ тебя Сердцевѣдецъ. Съ нынѣшняго дня оставь всякое негодное дѣло.- Пусть языкъ твой не произноситъ непристойныхъ словъ, не погрѣшаетъ взоръ твой, и мысль твоя не кружится надъ тѣмъ, что безполезно" 4). „Уготовь, говоритъ св. Кириллъ въ другомъ мѣстѣ, душевный сосудъ, чтобы содѣлаться тебѣ сыномъ Божіимъ, наслѣдникомъ Богу, сонаслѣдникомъ Христу, если только уготовляешъ себя къ тому, чтобы пріять, если съ вѣрою при-

 

1) Pracatech. I—V. col. 332-341. Стр. 11—14.

2) Саtесh. I, 2, соі. 372. стр. 20—21.

3) Catech. XVII, 36. Ibid. col.1009—1012. Стр. 323.

4)Procateck VIII, Minge. t. ХХХIII, col. 345—348.

 

— 174 —

ходишь для того, чтобы содѣлаться вѣрнымъ, еcли по собственному произволенію отлагаешь ветхаго человѣка. Ибо прощено тебѣ будетъ все, что ни сдѣлано тобою" 1). Такимъ образомъ, собственное произволеніе оставить ветхаго человѣка является условіемъ благодатной дѣйственности таинства: ветхій человѣкъ дѣйствительно умираетъ, и прежняя жизнь прощается человѣку. Нѣтъ произволенія, ветхій человѣкъ не умираетъ, тогда нѣтъ и прощенія.

По мысли св Василія Великаго, принятіе таинства есть наше примиреніе съ Богомъ, Который предварительно простилъ грѣхи всѣмъ людямъ. „Какъ душа несомнѣнно удостовѣряется, что Богъ отпустилъ ей грѣхи? Если усмотритъ въ себѣ расположеніе сказавшаго: неправду возненавидѣхъ и омерзихъ (Пс СХVІІІ): потому что Богъ, для отпущенія нашихъ грѣховъ ниспославъ Единороднаго Сына Своего, съ Своей стороны предварителъно отпустилъ грѣхи всѣмъ. Но поелику св. Давидъ воспѣваетъ милость и судъ и свидѣтельствуетъ, что Богъ милостивъ и праведенъ; то необходимо, чтобы съ нашей стороны было сдѣлано, что пророками и апостолами сказано „въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ говорится ο пοкаяніи, чтобы обнаружился судъ правды Божіей и совершилось милосердіе Его въ отпущеніи грѣховъ" 2).

Въ чемъ же состоить это содѣйствіе съ нашей стороны благодати Божіей? Въ томъ, что мы „бываемъ въ подобіи смерти Его, спогребшись Ему крещеніемъ". „Въ чемъ же образъ погребенія? И почему полезно такое подражаніе? Во первыхъ нужно, чтобы порядокъ прежней жизни былъ пресѣченъ. Α сіе, по слову Господню, не возможно для того, кто не родится свыше. Ибо пакибытіе, какъ показываетъ и самое имя, есть начало новой жизни. Посему, до начатія новой жизни, надобно положить конецъ жизни предшествовавшей. Какъ у тѣхъ, которые бѣгутъ на поприщѣ туда и обратно, два противоположныя движенія раздѣляются нѣкоторою остановкою и отдыхомъ: такъ и при перемѣнѣ оказалось необходимымъ, чтобы смерть служила средою между между тою и другою жизнію, оканчивая собою жизнь предыдущую и полагая начало

 

3) Catech. VIII, 15. стр. 48.

1) Краткія правила 12. т. V, 200—201.

 

— 175 —

жизни послѣдующей". Въ этомъ—то пресѣченіи порядка прежней жизни и состоитъ сущность таинственно-свободнаго воздѣйствія на душу таинства крещенія. Символомъ этой смерти грѣху и служитъ погруженіе въ воду. „Какъ же совершается сошествіе во адъ? Подражая въ крещеніи Христову погребенію; потому что тѣла крещаемыхъ въ водѣ какъ бы погребаются. Посему крещеніе (т. е. погруженіе, видимая форма крещенія) символически означаетъ отверженiе дѣлъ плотскихъ (внутренняя сторона крещенія, какъ таинства), по слову апостола, который говоритъ: обрѣзани бысте обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ, въ совлеченіе тѣла грѣховнаго плоти, въ обрѣзаніи Христовѣ, спогребшеся Ему крещеніемъ (Кол. II, 11). Оно есть какъ бы очищеніе души отъ скверны, произведенной въ ней плотскимъ мудрованіемъ, по написанному: омыеши мя и паче снѣга убѣлюся (Пс. L, 9)" 1). Прощеніе грѣховъ человѣку и имѣетъ основаніемъ указанную смерть грѣху, это пресѣченіе порядка прежней жизни. Не будъ пресѣченія, тогда не можетъ быть и прощенія. „Въ какомъ случаѣ отпускаются душевные грѣхи? Когда добродѣтель, возобладавъ душою и, всецѣло оградивъ ее своими уроками, произведетъ въ ней отвращеніе отъ противоположннаго расположенія... Кто такъ расположенъ, вслѣдствіе навыка (т. е. вслѣдствіе окончательно сдожившагося рѣшенія), тому могутъ быть отпущены прежнiя неправды... Кто такъ уврачевалъ себя, принявъ расположеніе къ противному, для того можетъ быть полезна и благодатъ прощенія... Невозможно, чтобы кто-нибудь безъ Божія прощенія предался добродѣтельной жизни (необходима благодатная помощь для выполненія рѣшенія). Посему премудрый Досмотритель нашей жизни хочетъ, чтобы жившій во грѣхахъ и потомъ дающій обѣтъ возстать къ здравой жизни, положилъ конецъ прошедшему, и послѣ содѣянныхъ грѣховъ сдѣлалъ нѣкоторое начало, какъ бы обновившись къ жизни черезъ покаяніе" 2).

Св. Грiгорій Нисскій постоянно проводитъ ту мысль, что человѣку невозможно возродиться въ новой жизни какъ-нибудь непроизвольно: человѣкъ можетъ возродиться только

 

1) Къ Амфид. XV, т. Ш, 230.

2)На Ис. I, 14. т. II, 49.

 

— 176 —

благодаря своему свободному рѣшенію не грѣшить, которое дѣлаетъ возможнымъ для него принятіе благодати. „Измѣняющемуся, говоритъ св. отецъ, необходимо постоянно раждаться: въ превратномъ естествѣ не замѣтишь чего-либо всегда во всемъ себѣ тожественнаго. Но родиться не зависитъ отъ чуждаго рѢшенiя (οΰϰ έϰ αλλοτϱιος έστίν όϱμήϚ), подобно тѣлесному рожденію,—но по произволенію бываетъ это рожденіе; и мы нѣкоторымъ образомъ отцы самихъ себя, раждающіе себя такими, какими хотимъ, и по собственному произволенію образующіе себя въ какой-угодно полъ, мужескій или женскій, по урокамъ добродѣтели или порока" 1). Таинственное возрожденіе въ крещеніи не составляетъ исключенія: и оно возможно только въ видѣ произвольнаго рѣшенія, которое только укрѣпляется и доводится до конца бдагодатію. Эту мысль св. Григорій Нисскій подробно развиваетъ въ своемъ „Огласительномъ Словѣ", подобно св. Кириллу Іерусалимскому настаивая на той мысли, что безъ этого свободнаго рѣшенія, принятіе таинства не пользуетъ нисколько.

„Должно, думаю, говоритъ св. Григорій, обратить вниманіе на то, что послѣ сего и что оставляютъ безъ вниманія многіе изъ приступившихъ къ благодати крещенія, себя самихъ вводя въ обманъ и почитаясь только возрожденными, а не дѣйствительно таковыми дѣлаясь. Ибо возрожденіемъ совершаемое претвореніе нашей жизни не будетъ претвореніемъ, если останется въ томъ же состояніи, въ какомъ и теперь. Кто пребываетъ въ томъ же состояніи, ο томъ не знаю, почему можно было бы подумать, что онъ сдѣлался чѣмъ то новымъ, когда не перемѣнилось въ немъ ни одного изъ отличительныхъ признаковъ. Ибо, что спасительное возрожденіе пріемлется для обновленія и преложенія естества нашего, явно это всякому, но человѣчество само по себѣ отъ крещенія не пріемлетъ измѣненія, ни разсудокъ, ни разумѣніе, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличителъною чертою естества человѣческаго, не приходитъ въ претвореніе: ибо претвореніе было бы къ худшему, если бы измѣнилось какое-либо изъ сихъ отличительныхъ свойствъ естества. Итакъ, если

 

1) De vita Moys. (interpret.). Migne. t. ХLIV, col. 382.

 

— 177 —

рожденіе свыше дѣлается возсозданіемъ человѣка, а это не допускаетъ перемѣны; то должно разсмотрѣть съ притвореніемъ чего благодать возрожденія совершенна. Явно, что съ изглажденіемъ дурныхъ признаковъ въ естествѣ нашемъ происходитъ переходъ въ лучшее. Итакъ, если, по слову пророка, измывшись въ сей таинственной банѣ, стали мы чисты произволеніями, смывъ лукавства съ душъ; то сдѣлались лучшими и претворились въ лучшее. Если же баня послужила тѣлу, а душа не свергла съ себя страстныхъ нечистотъ, напротивъ жизнь по тайнодѣйствіи сходна съ жизнію до тайно дѣйствія; то хотя смѣло будетъ сказать, однако же скажу и не откажусъ, что для таковыхъ вода останется водою" 1).

Если человѣкъ не рѣшитъ бросить совершенно грѣхъ и если со всею своею силою не будетъ стараться удержаться въ этомъ рѣшеніи, тогда напрасно онъ принималъ таинство: онъ участвовалъ въ немъ только тѣломъ, душа же не получила ничего отъ этого участія. Это и понятно. Сущность крещенія въ „пресѣченіи непрерывности зла"; если человѣкъ этого пресѣченія не дѣлаетъ, тогда зачѣмъ принимать крещеніе? „Въ образѣ умерщвленія, представляемомъ посредствомъ воды, производится уничтоженіе примѣшавшагося порока, правда, не совершенное уничтоженіе, но нѣкоторое пресѣченіе (διαϰοπή) непрерывности (συνεχείας) зла, при стеченіи двухъ пособій къ истребленію зла: покаянія согрѣшившаго и подражанія смерти, которыми человѣкъ отрѣшается нѣсколько отъ союза со зломъ, покаяніемъ будучи приведенъ въ ненавидѣніе порока и отчужденіе отъ него, а смертію производя уничтоженіе зла" 2). Такимъ образомъ, уничтоженіе зла въ человѣкѣ происходитъ именно путемъ свободнаго отчужденія человѣка отъ порока и порочной жизни. „Если свободное движеніе нашей воли прерветъ сношеніе съ несущимъ (τό άνυπάϱχον, каково зло по существу) и сблизится съ Сущимъ, то, что теперь во мнѣ, не имѣя болѣе бытія, вовсе не будетъ имѣть и того, чтобы оставаться во мнѣ; потому что зло внѣ произволенія взятое не существуетъ само по себѣ" 3). Въ этомъ

 

1) Оглас. сл. гл, 40 т. IV, 106—107.

2) Orat. catech. XXXV. Migne. t. XLV, 89. τ. IV, 92.

3) In Eccles. Hom. VII, Migne. t. XLIV, 72δ. τ. II, 326.

 

— 178 —

основной законъ отношенія ко злу. Этотъ же законъ дѣйствуетъ и при уничтоженіи зла въ крещеніи.

Для св. Григорiя Богослова отпущеніе грѣховъ въ крещеніи отнюдь не было внѣшнимъ событіемъ, независимымъ отъ свободнаго опредѣленія человѣка: если Богъ и отпускаетъ крещающемуся грѣхи, то, чтобы это отпущеніе было дѣйственно, необходимо „предъочиститься", создать въ себѣ „навыкъ къ добру", т. е. рѣшительно опредѣлить себя къ доброй жизни. Тогда только можно поручиться, что крещеніе не будетъ только формой или безплоднымъ талантомъ, но на самомъ дѣлѣ „обезпечитъ человѣку искупленiе". „Должно предъочиститься тѣмъ, которые приступаютъ къ крещенію небрежно и безъ приготовленія, и не обезпечиваютъ искупленiя навыкомъ въ добрѣ. Ибо хотя благодать сія, и даетъ отпущеніе прежнихъ грѣховъ; но тогда тѣмъ паче требуется отъ насъ благоговѣніе, чтобы не возвратиться на ту же блевотину (Притч. XXVI, II)" 1). „Купель, говоритъ св. Григорій въ другомъ мѣстѣ, даетъ отпущеніе грѣховъ содѣланныхъ, а не содѣваемыхъ (не тѣхъ, которые еще господствуютъ въ душѣ). Надобно, чтобы очищеніе не на показъ было произведено, а проникло тебя, чтобы ты сталъ свѣтелъ совершенно,. а не прикрашенъ только снаружи, чтобы бдагодать служила не прикровеніемъ грѣховъ, а освобожденіемъ отъ оныхъ" 2). А это зависитъ отъ самаго человѣка, къ которому св. отецъ и обращается съ увѣщаніемъ.

Св. Іоаннъ Златоустъ сравниваетъ прощенiе грѣховъ, совершаемое въ крещеніи съ обычнымъ царскимъ прощеніемъ, и находитъ между ними то коренное различіе, что царское прощеніе бываетъ дѣломъ внѣшнимъ и не вліяетъ на душу человѣка, не измѣняетъ ее, тогда какъ Божіе прощеніе въ крещеніи пересозидаетъ человѣЕа. „Прощать грѣхи возможно одному Богу; начальники и цари хотя прощаютъ прелюбодѣевъ и человѣкоубійцъ, но они освобождаютъ ихъ только отъ настоящаго наказанія (сущность прощенія съ точки зрѣнія правовой), а самыхъ грѣховъ ихъ не очищаютъ; и хотя бы они возвели прощенныхъ въ высшія званія, хотя бы облекли ихъ въ порфиру, хотя бы возложили на нихъ діадему, и тогда

 

1) т. III, 264,

2)Сл. 40, т. III, 306.

 

— 179 —

они сдѣлаютъ ихъ царями, но отъ грѣховъ не освободятъ; это совершаетъ одинъ Богъ: Онъ совершаетъ это въ банѣ пакибытія; ибо благодать касается самой души и съ корнемъ исторгаетъ изъ нея грѣхъ. Посему душа прощеннаго царемъ можетъ быть нечистою, а душа крещеннаго—нѣтъ; она чище самыхъ соднечныхъ лучей и такова, какою была въ началѣ и даже гораздо лучше; ибо она получаеть Духа, который совершенно воспламеняетъ ее и дѣлаетъ святою. Какъ ты, переплавляя желѣзо или золото, дѣлаешь его опять чистымъ, новъмъ, такъ точно и Духъ Св., переплавляя душу въ крещеніи, какъ бы въ горнилѣ, и истребляя грѣхи, дѣлаетъ ее чище и блистательнѣе всякаго золота" 1)

Какъ же однако происходитъ это очищеніе души, это воспламенѣніе ея силою Св Духа? Избавиться отъ порока можно только однимъ путемъ: „Остановись въ порочной жизни и не заходи далѣе, и ты уже все получилъ... Не заходи далѣе, и власть порока надъ тобою кончится" 2). „Аще хощете и послушаеге Мене, говоритъ Богъ. Видишь ли, что нужно одно хотѣніе? Но хотѣніе не обыкновенное, общее многимъ, а тщательное. Я знаю, что нынѣ всѣ желаютъ воспарить на небо; но надобно доказать это желаніе на дѣлахъ" 3). Точно тотъ же законъ дѣйствуехъ и при уничтоженіи грѣха въ крещеніи. „Хотя, говоритъ святитель, грѣхъ и истинно умираетъ въ насъ чрезъ крещеніе; однако надобно, чтобы мы и сами содѣйствовали его умерщвленію" 4).

Это содѣйствіе и описывается св. Іоанномъ Златоустымъ въ Бесѣдѣ IX, 2 на Посланіе къ Евреямъ. „Кто, читаемъ мы тамъ, переходитъ отъ чего-нибудь одного къ другому, и то оставляетъ, а это принимаетъ; тому нужно отказаться отъ прежняго и оставить расположеніе къ нему, потомъ и переходить къ другому: если же онъ станетъ опять держаться перваго, то какъ можетъ достигнуть втораго?.. Я говорю ο злыхъ дѣлахъ; ибо кто намѣревается обратиться къ добродѣтели, тотъ напередъ долженъ отказаться отъ пороковъ, и тогда уже вступить въ жизнь добродѣтельную. Покаяніе не

 

1) I Кор. Бес. XI, 2. т. II, 363-364.

2) Іn Rom. Hom. X, 5. Migne. t. LX, 481.

3) In Ioan. Hom. 1, 3, Migne. t. LIX, 28. τ. Ι, 11.

4) Ha Римл. Бес. Х. Стр. 219.

 

— 180 —

могло сдѣлать вѣрующихъ чистыми; потому они тотчасъ же (однако послѣ покаянія) крестились, дабы чего не могли сдѣлатъ сами собою, того достигнутъ благодатiю Христовою. Слѣдовательно, покаяніе недостаточно для очищенія, а нужно принять крещеніе. Ко крещенію же надобно приступать, отказавшисъ напередъ отъ своихъ грѣховъ и осудивъ ихъ" 1). Благодатная помощь, такимъ образомъ, необходима для того, чтобы довершить то, чего сами мы сдѣлать не въ состояніи. Но это прямо предполагаетъ, что мы старались дѣлать все, что только могли. Благодать завершаетъ наши усилія. Поэтому-то мы и молимся объ оглашенныхъ, чтобы Господь „сподобилъ ихъ во время благопотребное бани пакибытія". „Что же значатъ, спрашиваетъ св. I. Златоустъ, слова: во время благопотребное? Они указываютъ на то время, въ которое готовящійся ко крещенію хорошо расположилъ себя и съ усердіемъ и вѣрою приступаетъ къ принятію онаго. Ибо для вѣрующихъ такое время и есть благопріятное" 2). Итакъ, вотъ въ чемъ прощеніе таинственное: оно необходимо предполагаетъ отчужденіе воли человѣка отъ зла и потому не только прощаетъ грѣхи, но и уничтожаетъ ихъ.

Также раскрываетъ существо Божественнаго прощенія грѣховъ и св. Кириллъ Александрійскiй. „Когда, говоритъ онъ, мы перестаемъ грѣшить и при помощи наклонности къ лучшему какъ бы приводимъ душу къ избранію того, что полезно: тогда мы удаляемъ отъ себя безобразіе прежде совершенныхъ грѣхопаденiй (основной законъ прощенія) и уничтоживши зловоніе грѣха благовоніемъ послѣдующихъ добрыхъ дѣлъ, мы опять войдемъ въ станъ святыхъ, т. е. въ церковь первородныхъ" 3). Поэтому и Отецъ „пріемлетъ забдудшихся (подъ тѣмъ лишь условіемъ), если они оказываются чистыми отъ приразившихся къ нимъ нечестивыхъ сѣмянъ и если не принесутъ съ собою никакого остатка мерзости введшихъ ихъ въ заблужденiе" 4). Необходимымъ условіемъ прощенія является отрѣшеніе отъ грѣха, только благодаря ему человѣкъ можетъ быть принятъ отцемъ. „Только рѣшившись

 

1) На Евр. Бес. IV, 2. Стр. 162

2) 2 Еор. Бес. II. Стр. 33.

3) т. V, 308. 4)т. II, 345.

 

— 181 —

отказаться отъ пристрастной къ удовольствіямъ и мірской жизни съ величайшею ревностью стараясь слѣдовать законамъ Божіимъ, но еще не обогатившись благодатію чрезъ святое крещеніе, мы не весьма сильны, или способны на дѣло страданія и перенесенія трудовъ ради добродѣтели" 1). Сущность крещенія, такимъ образомъ, въ томъ, что человѣкъ какъ бы приноситъ себя въ жертву Богу, „мысленно претерпѣваетъ священную смерть" 2), благодать же восполняетъ то, чего не могутъ сдѣлать рѣшеніе человѣка и его величайшая ревность: благодать дѣлаетъ непоколебимымъ рѣшеніе человѣка впередъ не грѣшить. Это же рѣшеніе служитъ въ свою очередь основаніемъ прощенія.

Преп. Ефремъ Сиринъ представляетъ прощеніе грѣховъ дѣйствіемъ весьма существеннымъ, сопровождающимся не вмѣненіемъ только грѣха или не забвеніемъ послѣдняго, а прямымъ, рѣшительнымъ уничтоженіемъ его. Прощенный человѣкъ не только не боится наказанія, но и получаетъ силы къ прохожденію добродѣтельной жизни. Прощеніе есть перемѣна человѣва. „Какъ скоро взоръ Твой, Господи всяческихъ, обращается на мглу грѣховъ моихъ, она исчезаетъ предо мною, и безпрепятственно, со всею ревностью, начинаю ходить путемъ заповѣдей Твоихъ, укрѣпляюсь надеждою на Тебя и освободясь отъ мрака заблужденій" 3). Однако, какимъ именно способомъ прощеніе грѣховъ обновляетъ человѣка? „Скажу тебѣ, отвѣчаетъ преп. Ефремъ Сиринъ, какъ человѣкъ чрезъ покаяніе дѣлается совершеннымъ, чтобы, узнавъ самый способъ, не имѣть тебѣ извиненія. Слушай. Приносишь ты покаяніе въ отравленіи другихъ? Истреби всякій слѣдъ сего, не явное только оставь, но не занимайся и въ тайнѣ. Пересталъ ты умерщвлять людей, удерживай и языкъ свой отъ клеветы, отъ злословія, отъ сплетенъ... Самъ себя переплавляешь ты, грѣшникъ, самъ себя воскрешаешь изъ мертвыхъ. Поэтому, если дѣлаешь что въ половину, то самъ себѣ наносишь обиду. Если немного и въ малости недодѣланное недостаточно и несовершенно, то кольми паче сдѣланное въ половину?.. Если не всецѣло приносишъ покаяніе, то въ половину сдѣлаешъся

 

1) 0 поклоненіи въ духѣ. кн. 3-я. т. I, 146.

2) т. III, 193.

3) Сл. 140, 13. т. V, 262.

 

— 182 —

праведнымъ. Свиньѣ никакой нѣтъ пользы быть наполовину чистой, т. е. имѣть раздвоенныя копыта, ибо симъ теряется вся чистота" 1). Вотъ въ чемъ состоитъ внутренняя, существенная сторона уничтоженія грѣха въ человѣкѣ: человѣкъ долженъ самъ бросить грѣхъ и, насколько онъ броситъ его въ своей волѣ, настолъко и освободитъ его отъ грѣха благодать. Поэтому-то послѣ прощенія грѣховъ онъ и оказывается ревнителемъ добрыхъ дѣлъ.

Отъ этихъ свѣтилъ церковнаго ученія нелишне будетъ сдѣлать небольшой возвратъ къ эпохѣ болѣе ранней, чтобы и тамъ найти тоже самое ученіе.

Св. Іустинъ Мученикъ въ „Разговорѣ съ Трифономъ" весьма ясно различаетъ христіанское невмѣненіе грѣха отъ обычнаго, только внѣшняго, такъ сказать, попущенія грѣха. „Всѣ желающіе,—говоритъ св. Іустянъ,—если они покаются, могутъ получить милость отъ Бога,—и Писаніе называетъ ихъ блаженными, говоря, блаженъ человѣкъ, которому Господь не вмѣнитъ грѣха,—т. е. покаявшисъ въ своихъ грѣхахъ, онъ получитъ отъ Бога прощеніе ихъ; но не такъ, какъ вы обольщаете себя самихъ и нѣкоторые другіе подобные вамъ въ этомъ, которые говорятъ, что, хотя они грѣшники, но знаютъ Бога, и Господь не вмѣнитъ имъ грѣха. Какъ доказательство этого мы имѣемъ одно преступленіе Давида, случившееся отъ его гордости, которое было потомъ прощено, когда онъ плакалъ и скорбѣлъ, какъ написано. Если же такому человѣку прощеніе не было дано прежде покаянія, но только тогда, когда онъ, великій царь, помазанникъ и пророкъ, такъ плакалъ и велъ себя, то какъ нечистые и крайне преступные, если они не будутъ скорбѣть и плакать и не покаются, могутъ надѣяться, что Господь не вмѣнитъ намъ грѣха?" 2).

Date: 2015-11-13; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию