Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спасеніе. 6 page





„Узники, вышедшіе изъ подъ стражи чрезъ покаяніе и обратившіе взоръ отъ тьмы къ истинному свѣту, послѣдуютъ за Христомъ, исповѣдуя Его и оставаясь связани по рукамъ путами, пока чрезъ доброе измѣненіе не сдѣлаются достойными, чтобы Онъ Самъ разрѣшилъ ихъ отъ узъ, почитаемыхъ дотолѣ неизбѣжными" 1). Человѣкъ въ крещеніи рѣшилъ отселѣ служить Богу и исполнять волю Его. Благодать таинства завершила это рѣшеніе и довела его до степени полнаго нравственнаго переворота. Однако человѣкъ новой природы не получилъ: принятое имъ рѣшеніе должна исполнять его прежняя природа, привыкшая сдужить грѣху. Правда, тяжесть грѣха, его принудительное господство надъ силами души отстранено въ крещеніи, господствуетъ теперь Христосъ, къ Которому устремлена душа крещеннаго; но при всемъ томъ, душа эта все прежняя, силы ея не перемѣнены. Нужна, слѣдовательно, осмотрительность человѣка, чтобы опять не поддаться привычной стихіи грѣха, чтобы не отпасть вторично отъ Христа. „Какъ бритва, говоритъ св. Кириллъ Александрійскій, не вполнѣ съ самаго корня вырываетъ у насъ волосъ, а срѣзываетъ лишь недавно выростающій: такъ и въ васъ слово Божіе не до самаго корня исторгаетъ врождениое намъ сѣмя похоти" 2).

Такъ и должно быть въ мірѣ нравственномъ, въ мірѣ

 

1) Василій В. Толк. на Ис. V, 19. т. II, 186.

2) т. II, 315.

 

— 209 —

сознанія и свободы. Невольно нельзя сдѣлаться святымъ. Необходимо путемъ труда и подвига развиться до святости. Въ крещеніи и вообще въ таинствѣ человѣкъ одержалъ первую и, можно сказать, рѣшительную побѣду надъ грѣхомъ. Но, чтобы окончательно восторжествовать надъ грѣхомъ, необходимо его изгнать совершенно изъ своей природы, нужно совершенно очистить свою душу и тѣло отъ малѣйшихъ признаковъ ветхаго человѣка. Тогда только спадутъ окончательно „путы" грѣха, и человѣкъ вполнѣ усвоитъ себѣ вѣчную жизнь. „Господь приступающаго къ Нему съ покаяніемъ и вѣрою пріемлетъ, прощаетъ ему всѣ прежніе грѣхи и, освящая таинствами, снабжаетъ силою препобѣждать живущій въ немъ грѣхъ, самого же грѣха не изгоняетъ, возлагая на самого человѣка изгнать его съ помощію даруемой ему для того благодати" 1).

Вслѣдствіе этого и положительная сторона возрожденія— обіаченіе во Христа, яляется тоже только зачаточной, несовершенной. Человѣкъ сообразенъ Христу, но только въ смысдѣ общности идеи и начада жизни, въ томъ смыслѣ, что онъ избралъ Христа отселѣ Своииъ Господомъ и Учителемъ, а отнюдь не въ смыслѣ полнаго подобія природъ. Человѣкъ только опредѣлилъ себя на службу Христу, но еще не исполнилъ своего опредѣленія, еще не усвоилъ себѣ въ полнотѣ той жизни, проходить которую онъ назвалъ отселѣ своимъ долгомъ и своимъ высшимъ благомъ. „Душа, говоритъ св. Григорій Нисскій, изобиловавшая (εύφορος) злыми дѣлами, претворенная (μεταποιη&εΐσα) стала жаждущею, какъ приправленная Божественною солію ученія, чтобы не умножалась болѣе порочность живущихъ, будучи питаема дурными потоками водъ, но, чтобы душа осоленная и жаждущая, воспріявъ блаженную жажду и наводнившись собраніемъ добродѣтели, сдѣлалось озеромъ" 2). Душа и въ возрожденіи только еще обратилась и вступила въ жизнь Божественную, она скорѣе только готова къ воспріятію этой жизни, чѣмъ ею наслаждается. „Крещеніе есть только предначертаніе воскресенія

 

') Ѳеофанъ. Письма къ одному лицу. Стр. 57.

2) Іп Psalm. 1, 8 (Migne t. XLIV 477). τ. II. 50—51.

 

— 210—

изъ ада" 1). „Въ христіанахъ, яко чадахъ Божіихъ, говоритъ св. Тихонъ Задонскій, долженъ быть наченшійся образъ Божій, которымъ должны подобиться Отцу своему небесному"2). „Богъ доброе сѣмя на сердцахъ человѣческихъ посѣялъ, и добрымъ его сдѣлалъ, и помогаетъ ему и укрѣпляетъ его добро творити" 3). Это сѣмя опредѣленнѣе св. Тихономъ называется „живой вѣрой", т. е. именно опредѣленіемъ себя по Христу 4). Итакъ, человѣкъ имѣетъ только „начатокъ духа" (Римл. VIII, 23), или „наченшійся образъ Божій", имѣетъ только сѣмя.

Если же праведность, полученная человѣкомъ въ крещеніи является скорѣе возможностью, чѣмъ дѣйствительностью (въ смыслѣ, конечно, полнаго подобія природы), если она только есть сѣмя, тогда дальнѣйшая жизнь становится весьма ясной и понятной.

Протестантъ не объяснитъ намъ, почему и зачѣмъ онъ живетъ послѣ крещенія. Католикъ можетъ, правда, сказать, что онъ желаетъ увеличить свой вѣнецъ, хочетъ къ полученной Христовой праведности прибавить своей. Но это уже будетъ его сверхдолжная заслуга и зависѣть будетъ отъ его личнаго желанія: долгъ его только не грѣшить, чтобы не потерять праведность. Представимъ, что у него желанія увеличить, и безъ того великій, даръ нѣтъ; тогда дальнѣйшее пребываніе возрожденнаго на землѣ потеряетъ всякій смыслъ и содержаніе. Если же праведность крещенія—только зачатокъ, тогда человѣкъ долженъ его развить, долженъ осуществить, иначе онъ напрасно обѣщалъ Богу быть праведнымъ. Человѣкъ, не развившій полученнаго сѣмени вѣчной жизни, не только не увеличиваетъ своего вѣнца, но теряетъ и το, что имѣетъ: за зарытый въ землю талантъ человѣкъ не только не получитъ похвалы, но и потерпитъ наказаніе, хотя и можетъ онъ оправдываться, что зарылъ изъ боязни потерять (Мѳ. XXV, 24—30).

1) Ефремъ Сир. Сл. 99. т. IV, 191.

2) т.III, 218.

3) т. IV, 119—120.

4) „Вѣра живая есть даръ Божій, и есть аки сѣмя нѣкакое Божественное, которое на крещеніи всякому крещаемому всѣвается» т. I, 71.

 

— 211 —

„Святое крещеніе, по выраженію св. Аѳанасія Алексанрійскаго, отверзаетъ намъ (только) путь къ нросвѣщенію" 1), только даетъ намъ возможность начать свое спасеніе. „Пріявшій баню пакибытія, говоритъ св. Григорій Нисскій, подобенъ мододому воину, только что внесенному въ воинскіе списки, но еще ничего невыказавшему воинственнаго или мужественнаго. Какъ онъ повязавши поясъ и облекшись хламидою, не считаетъ себя тотчасъ же храбрымъ и, подходя къ царю, не разговариваетъ съ низаъ дерзостно, какъ знакомый, и не проситъ мидоетей, раздаваежыхъ трудившимся и подвизавшимся: такъ и ты, получивъ благодать, не думай обитать вмѣстѣ съ праведными и быть причтеннымъ къ лику ихъ, если не претерпишь многехъ бѣдъ за бдагочестіе, не будешь вести борьбы съ плотію затѣмъ съ діаводонъ и мужественно не противостанешь всѣмъ стрѣляніямъ лукавыхъ духовъ" 2).

Человѣкъ получилъ благодать, опредѣлился къ добру; но яво всяеомъ разумномъ естествѣ безъ числа бываютъ перемѣны и съ каждымъ человѣкоаъ ежечасно происходятъ измѣненія" 3). Привычная стихія грѣха остается предъ сознаніемъ въ качествѣ искушающаго начала и находитъ себѣ болѣе или менѣе сочувствія и въ природѣ человѣка. Поэтому, пря невниманіи со стороны крещеннаго, умервщленная вражда лротивъ Бога и его святаго царства можетъ воскреснуть вновь и сдѣлать напраснымъ принятіе таинства. яНе станемъ, говоритх св. Григорій Нкссеій, оживіять въ себѣ вражды, ло нашею жизнію покажемъ, что она ыертва, дабы намъ ее, хороіпо умервщленную Богомъ при спасеніи нашемъ, не воскрешать въ себѣ на гибель душъ наншхъ гнѣвомъ ипамятозлобіемъ, совершая злое воскрешеніе того, что вяолнѣ умерло" 1). Благодатное царство зачалось въ человѣкѣ, ео еще не завоевадо всей его природы, не уподобало ее себѣ всецѣло. „Бываегь, говоритъ преп. Макарій Египетскій, и то, что въ иномъ есть благодать, а сердце еще нечисто" 5). Не-

 

1) Толье. на ІІс. ХП, 7. т. IV, 166.

2) De Bapt. Migne. t. XLYI, 429. τ. ѴП, 448-449.

3) Исаакъ Сир. Сл. 46 Стр. 239.

4) De perfect. form. Migne. t. XLVI, 261. т. ѴП, 234—235.

5) Hom. XXVI, 25 (Migne t. XXXIV. 692). Стр. 275.

 

— 212 —

что подобное имѣетъ мѣсто и при таинствѣ: человѣку предстоитъ борьба съ остатками своего прежняго бытія, съ грѣховными навыками, съ привычкой вообще жить по стихіямъ міра. Только послѣ этой борьбы, когда изглаждена будетъ возможность грѣха, цѣль человѣка можно считать достигнутой и его спасеніе вполнѣ совершеннымъ. „Омовеніе, говоритъ св. Василій ВелиЕІй, само по себѣ недостаточно, чтобы омываемаго довести до бѣлизны снѣга или волнбг, а нужны дѣіа и не малая тщательность; такъ что омовеніе производитъ очищеніе отъ скверны, а судъ сиру и оправданіе вдовицы доставляютъ и бѣлизну равную бѣлизнѣ снѣга или волны 1). Или, какъ говоритъ св. I. Златоустъ, „если нужно получить царствіе небесное, то недостаточно освободиться отъ грѣха, но еще нужно много упражняться и въ добродѣтеляхъ. Ибо отъ порочныхъ дѣйствій нужно удерживаться для того только, чтобы освободиться отъ геенны (вотъ смыслъ жизни съ правовой точки зрѣнія); но чтобы наслѣдовать царствіе небесное необходимо стяжать добродѣтель" 2).

Кто освободился отъ грѣха въ крещеніи, тотъ за прежніе грѣхи, конечно, наказанъ не будетъ; но если онъ этимъ очищеніемъ и удовольствуется, то въ царство небесное онъ всетаки не войдетъ. Необходимо надъ собой работать и послѣ крещенія, такъ какъ въ противномъ случаѣ всѣ обѣщанія человѣка, всѣ его желанія отселѣ быть праведнымъ окажутся только пустымъ звукомъ: отвергнувъ прежнюю жизнь, человѣкъ долженъ начать новую, а не оставаться въ безразличіи. „Если, говоритъ св. Григорій Нисскiй, душа возненавидитъ грѢховную жизнь (το άμαρτάνειν), усвоитъ себѣ по возможности

добродѣтельный образъ жизни и пріиметъ въ себя благодать Духа, претворивъ ее въ жизнь, то она станетъ вполнѣ новою и возсозданною" 3). Недостаточно, слѣдовательно, возненавидѣть грѣховную жизнь и отречься отъ нея, необходимо съ корнемъ вырвать малѣйшіе остатки ея; недостаточно опредѣлить себя къ жизни по Христу, необходимо осуществить это опредѣленіе, необходимо претворить принятую благодать въ

 

1) т. II, 58. Толк. на Ио. I, 18.

2) На посл. къ Ефес. XVI, 1 стр. 274.

3)0 цѣли жизни по Богѣ т. VII, 272.

 

— 213 —

жизнь. Въ этомъ смыслѣ и можно говорить, что благодать крещенія можетъ быть увеличена или уменьшена. „Духовная благодать, говоритъ св. Кипріанъ Карѳагенскій, которая въ крещеніи равно пріемлется вѣрующими, потомъ поведеніемъ и дѣйствіями нашими или уменьшается или умножается, подобно тому, какъ въ Евангеліи сѣмя Господне равно сѣется, но, по различію почвы, иное истощается, а иное умножается въ разнообразномъ изобиліи, принося плодъ въ тридцать, шестьдесятъ или сто разъ больше" 1).

Необходимъ, слѣдовательно, продолжительный подвигъ постепеннаго очищенія, дальнѣйшаго совершенствованія, или восхожденія отъ младенчества къ возрасту мужа совершенна; конецъ же этого восхожіенія есть Богоподобіе или святое общеніе съ Богомъ, т. е. вѣчная жизнь. „Содѣлывающій для насъ душевную весну и надлежащимъ воздѣлываніемъ Возращающій человѣческое въ насъ (τό άν&ρώπινον) сперва вмѣсто побѣговъ прекрасно извергаетъ изъ есхества все, что въ немъ есть землянаго (γεώδες) и неполезнаго, очищая исповѣдію отъ излишествъ, и потомъ уже правилами болѣе образованной жизни налагая на него нѣкоторыя черты чаемаго блаженства, какъ бы цвѣтомъ какимъ провозвѣщаетъ будущую сладость смоквъ" 2). „Какъ скоро, говоритъ преп. Макарій, душа возлюбила Господа, исхищается она изъ сѣтей (міра) собственною своею вѣрою и рачительностію, а вмѣстѣ и помощію свыше и сподобляется вѣчнаго царства, и,дѣйствительно, возлюбивъ послѣднее, по собственной своей волѣ и при помощи Господней, не лишается уже вѣчной жизни" 3).

Заключимъ и этотъ отдѣлъ словами преосв. Ѳеофана, къ которому уже не разъ обращались мы за провѣркой нашего пониманія ученія св. отцевъ. „Исполнившій всѣ зановѣди, пишетъ покойный святитель, благоукрашаетъ свою душу всякими добродѣтелями и дѣлаетъ сердце свое храмомъ, достойнымъ быть обителію Господа. Онъ (Господь) и вселяется

 

1)т. I. 322.

2) Григорій Нисскій. Іп Cant. cant. Hom. V (Migne. t. XLIV, col. 873). τ. III. 135.

3) Hom. V,10 (Migne. t. XXXIV, 505), стр. 65.

 

— 214 —

въ него тогда. Онъ въ немъ бываетъ съ минуты св. Крещенія и еше пріискреннѣе пріобщится съ нимъ во св. причастіи. Но, помогая ему въ жизни святой, все еще не всецѣло успокоивается въ немъ, потому что, пока не водворятся въ душѣ всѣ добродѣтели чрезъ исполненіе заповѣдей,— въ ней все еще остаются слѣды страстей,—непріятный Господу запахъ грѣха. Онъ и не успокоивается въ немъ, какъ бы не довѣряя ему и еще только изготовляя Себѣ покойную въ немъ обитель. Когда же душа освятится добродѣтелями, тогда уже Онъ благонадежно входитъ въ нее, какъ въ домъ, и обитаетъ спокойно, нетревожимый непріятными ему движеніями грѣха и страстей" 1). По выходѣ изъ водной купели крещенія или изъ слезной бани покаянія, человѣкъ исходитъ „на то, чтобы очистить душу и тѣло отъ всего страстнаго и чувственнаго, сдѣлавъ все естество наше чистымъ, устроить изъ него достойный храмъ Тріипостасному Богу, въ чемъ животъ вѣчный, который пребудетъ по исходѣ отселѣ, вѣчнымъ его достояніемъ" 2). Обѣщавъ Богу въ крещеніи идти по пути въ вѣчное Его царство и принявъ, съ помощію благодати Божіей, неуклонное рѣшеніе дѣйствительно идти этимъ путемъ, человѣкъ послѣ принятія таинства и начинаетъ идти, борясь съ собой и все болѣе и болѣе преуспѣвая въ познаніи Бога и уподобленіи Ему, пока, наконецъ, не разрѣшится отъ этого міра и вступить въ ту область свѣта и святости, къ которой стремился въ этой жизни. Послѣдующая жизнь, такимъ образомъ, не механическій, побочный придатокъ, а необходимое дополненіе свободно-охотнаго и вмѣстѣ таинственнаго переворота, пережитаго человѣкомъ въ крещеніи.

Съ другой стороны, при православномъ понятіи ο сущности возрожденія легко можно объяснить и то явленіе, что спасаются люди, умершіе не только сразу послѣ крещенія, не заявивъ дѣятельно своей вѣры, но и до крещенія (тавъ называемое, крещеніе кровію).

Если сущность таинства въ укрѣпленіи ревности человѣка къ добру, то совершенно понятно, что эта ревность

 

1) Письма къ одному лиду. Стр. 26—27.

2) Ibid. стр. 78.

 

— 215 —

все равно дѣлаетъ его членомъ царства небеснаго и даетъ ему способностъ усвоить себѣ блаженство святости, хотя бы въ настоящей жизни человѣку пришлось ограничиться только однимъ словеснымъ обѣщаніемъ жить свято. Когда человѣкъ послѣ крещенія ничего не дѣлаетъ для своего совершенствованія, хотя и имѣетъ возможность это—знакъ, что онъ принялъ крещеніе только на половину, что любви въ добру и желанія святого общенія съ Богомъ у него на самомъ дѣлѣ нѣтъ. Естественно такому человѣку оказаться лишеннымъ обѣщанной ему награды: онъ по настроенію своей души чуждъ царству Божію. Но если человѣкъ не дѣлалъ ничего только потому, что не могъ, нли потому, что смерть не допустила его исполнить свое обѣщаніе, тогда, конечно, царство небесное ему открыто: онъ всею душею его желаетъ, всею душею хочетъ быть святымъ и со святыми, хочетъ идти за Христомъ. Его душа, слѣдовательно, готова къ созерцанію всесвятаго Бога и къ общенію съ Нимъ; это общеніе, потому, и будетъ его желаннымъ удѣломъ. „Разбойникъ, говоритъ преп. Ефремъ Сиринъ, исповѣдавшись словесно спасается, потому что не было ему времени принести покаяніе на самомъ дѣлѣ; перемѣною своею (переворотомъ отъ вражды ко Христу къ любви къ Нему, отъ радости предъ поруганіемъ праведника къ благоговѣйному признанію его святости и желанію хотя быть помянутымъ въ царствѣ Поруганнаго) показалъ въ себѣ онъ стремленіе обратиться и дѣятельно, если бы дано было ему время; какъ за слово можно быть осуждену въ нечестіи, такъ по слову же можно оказаться и благочестивымъ" 1). И это потому именно, что Богъ ищетъ не внѣшнихъ поступковъ, не засдугь со стороны человѣва, что-бы не даромъ уступить ему блаженство въ вѣчномъ общеніи съ Собою, а ищетъ только способности къ воспріятію этого общенія и даетъ его: не сколько Самъ можетъ или хочетъ дать, а сколько человѣкъ можетъ вмѣстить. „Человѣкъ, по мысли преп. Макарія Египетскаго, будетъ наслаждаться обѣтованіемъ въ такой мѣрѣ, въ какой увѣровавъ возлюбилъ оное, а не въ какой трудился. Поелику дары велики, то невозможно найти достойныхъ трудовъ. Но велики должны быть вѣра и

 

1) Сл. 99. т. VI, 218.

 

— 216 —

надежда, чтобы ими, а не трудами измѣрялось воздаяніе. Основаніе же вѣры—духовная нищета и безмѣрная любовь къ Богу" 1). Разъ существуетъ эта любовь къ Богу, разъ человѣкъ сознаетъ въ душѣ свое ничтожество безъ Бога и всею душею искренно устремился къ Нему, тогда спасеніе ему будетъ даровано, хотя бы дѣлами онъ и не успѣлъ заявить своего безповоротнаго рѣшенія. „Только пожелавшій добраго, а къ совершенію его встрѣтившій въ чемъ-либо препятствіе, въ силу этой невозможности въ расположеніи души отнюдь не меньше обнаружившаго свое рѣшеніе чрезъ дѣла" 2).

Поэтому, даже непринятіе таинства въ установленной формѣ можетъ не повредить человѣку, разъ образовалось въ немъ это существо истиннаго христіанства—желаніе царства Христова. Не успѣвшій, по независящимъ отъ него причинамъ, осуществить своего желанія сочетаться со Христомъ, тѣмъ не менѣе принимается наравнѣ съ крещеннымъ. „Соизволеніе (въ этомъ случаѣ цѣнится, какъ самое дѣло, потому что (и въ этомъ дѣлѣ) основа дѣлу полагается произволеніемъ" 3). Крещеніе кровію замѣняетъ таинственное врещеніе водой, конечно, не своей внѣшней формой, не омовеніемъ, вмѣстѣ воды, кровію, ибо бываетъ мученическая смерть и безъ пролитія крови; оно тожественно съ нимъ по внутреннему смыслу; какъ то, такъ и это происходятъ отъ безповоротнаго рѣшенія служить Христу и отреченія отъ своихъ грѣховныхъ желаній.

Такимъ образомъ, спасеніе каждаго отдѣльнаго человѣка, по православному ученію, является не событіемъ, происходящимъ въ Божественномъ только сознаніи, не дѣломъ правового вмѣненія, по которому бы Господь присуждалъ человѣку ту или другую участь на основаніи какихъ-нибудь внѣшнихъ обстоятельствъ, т. е. на основаніи или заслуги Христа или собственвыхъ заслугъ человѣка. Спасеніе необходимо посредствуется переходомъ человѣка отъ грѣха и себялюбія въ царство добра и любви, которое предвку-

 

1) Посланіе. Стр. 441.

2) Григорій Нисскій. De beatud. or. V (Migne. t. XLIV, 1252).

3) Ефремъ Сиринъ. Исповѣдь. т. Ι, 234.

 

— 217 —

шается человѣкомъ здѣсь, во всей же полнотѣ будетъ наслѣдовано въ будущемъ вѣкѣ. Переходъ этотъ зачинается въ крещеніи, когда человѣкъ силою Божіею утверждается въ своемъ рѣшеніи быть истинныыъ христіаниномъ;—продолжается, въ видѣ естественнаго (свободно - благодатнаго) развитія положеннаго сѣмени вѣчной жизни, послѣ крещенія; и завершается вступленіемъ человѣка туда, куда онъ себя при помощи данныхъ ему средствъ, приготовилъ, къ чему развилъ въ себѣ воспріимчивость, т. е. въ небесное царство свѣта, истины и любви. Человѣкъ „поступаетъ туда, гдѣ умъ имѣетъ свою цѣль и любимое имъ" 1).

 

2) Макарій Егип. Нот. XXVI, 18: "Οπου έχει τόν σϰσπόν δ νοΰϚ, ϰαΐ δπου αγαπά, έκεΐ προχωρεί (Migne t. XXXIV, 685). Стр. 269.

 

Date: 2015-11-13; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию