Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Конфликт между взрослым и ребенком начинается момента, как ребенок становится способным к действиям





БОРЬБА НА ПУТИ РОСТА.

СОН.

 

Конфликт между взрослым и ребенком начинается момента, как ребенок становится способным к действиям. До этого никто не препятство­вал ему видеть и слышать, а, значит, завоевывать мир с помощью своих органов чувств.

Как только ребенок начинает действовать - ходить, брать предметы, - картина меняется. Взрослый чувству­ет любовь к ребенку, но тем не менее в нем просыпается непреодолимый инстинкт, который заставляет его оборо­няться от ребенка. Душевные состояния ребенка и взрос­лого так отличаются друг от друга, что их совместная жизнь стала бы невозможной без взаимного приспосабли­вания. Нетрудно заметить, как часто это приспосаблива­ние причиняет ребенку вред, ведь его социальное поло­жение полностью зависит от взрослого. Подавление дей­ствий ребенка в среде, где властвует взрослый, неизбежно, если взрослый, убежденный в своей любви и готовности жертвовать, не осознает своего оборонительного поведе­ния. Бессознательный оборонительный инстинкт скрыт под маской. Так, скупость маскируется под защиту от ребен­ка дорогих вещей, под разговоры о «долге так воспиты­вать ребенка, чтобы научить его прилично себя вести». Из страха перед малейшим нарушением мира собствен­ного удобства возникает «необходимость заставить ребенка успокоиться в интересах его здоровья».

Матери из простонародья защищаются от своих детей пощечинами, криком, ругательствами, выгоняя детей из дома. Время от времени они осыпают их поцелуями и лас­ками, удовлетворяя свою потребность в нежности. Напро­тив, в высших слоях общества такие инстинкты прикры­вают маской формальности. Конкретные чувства скрыва­ются за отвлеченными понятиями: любовью, жертвою, долгом, самообладанием. Матери из высших слоев посту­пают со своими неудобными детьми так же, как и женщи­ны из простонародья: отделываются от них и переклады­вают ответственность на няню, отправляя гулять с ребен­ком или заставляя надолго укладывать ребенка спать.

Терпение, любезность, покорность матери из привиле­гированных слоев (по сравнению с нянями) является вы­ражением молчаливого согласия проявлять терпение и сми­рение только тогда, когда ребенок - нарушитель мира -находится достаточно далеко от родителей и их собствен­ности.

Как только ребенок выходит из оков беспомощности и начинает наслаждаться победой собственного «я», кото­рое подчиняет себе органы движения, эти замечательные инструменты его стремления к деятельности, так тут же ему навстречу выступает множество великанов, которые хотят закрыть ему вход в мир. Эта ситуация со всей ее драматичностью напоминает переселение первобытных людей, которые хотели избежать рабства и устремлялись в неприветливые, неизвестные края, словно иудейский на­род под предводительством Моисея. Если в конце концов после страданий и скитаний по пустыне возникал благо­датный оазис, в котором мирно обитали другие народы, то эти блуждающие встречались не гостеприимно, а с обна­женными мечами.

Такова человеческая природа, которая пытается защи­тить свой мир от вторжения. Когда эта природа проявля­ется в отношениях между народами, то возникают войны. Движущая причина таких феноменов всегда конкретна и скрыта в неизвестных глубинах. Но первой целью такой борьбы является защита своего порядка, спокойствия и своих владений от вторгающегося народа. Вторгающийся народ не останавливается. Он борется с отчаянным му­жеством, так как от этого зависит его существование.

Под маской неосознанности совершается эта борьба между любящими родителями и невинными детьми. Взрослым легче всего сказать: «Нельзя бегать, нельзя тро­гать, нельзя разговаривать и кричать, лежи спокойно, ешь, спи». Или он должен уйти из дома в сопровождении лиц, не относящихся к семье и не любящих его в действитель­ности. По инерции взрослый выбирает самый простой путь, чтобы отделаться от надоедливого ребенка, заставляя его спать тогда, когда этого хотят «большие».

Кто же сомневается в том, что ребенку необходим сон? Но ребенок - невероятно живое, любознательное суще­ство и по своей природе оно какое угодно, но только не сонливое. Конечно, ему необходим нормальный сон, и мы должны помочь ему в этом. Но нормальный сон - нечто совершенно иное, чем искусственно вызванный. Извест­но, что люди с сильной волей могут оказывать влияние на более слабых и что внушением можно вызвать сон испытуемого объекта. Так и взрослый приводит ребенка ко сну через внушение, даже если он делает это неосознанно.


Взрослый, будь то незнающая или образованная мать либо обученная няня, осуждает это насквозь живое суще­ство на долгий сон. Не только младенец нескольких меся­цев, нет, но также и уже подросший ребенок двух, трех, четырех и более лет обречен спать много больше, чем ему необходимо. К детям из простонародья это, естествен­но, не относится, потому что они целый день проводят на улице, не надоедая своим матерям и тем самым избегая этой опасности. Ведь хорошо известно, что дети из про­стонародья не такие нервные, как из «лучших домов». Не­смотря на это детская гигиена и по сей день рекомендует чрезмерно продолжительный сон как единственное сред­ство для сохранения здоровья. Я вспоминаю одного семи­летнего мальчика, который рассказывал мне, что никогда не видел звезды, потому что его всегда укладывали в по­стель задолго до начала ночи. Он говорил мне: «Я так хо­тел бы однажды ночью забраться на гору и лежа смот­реть на звезды!»

Многие родители хвалятся тем, что они приучили сво­их детей рано засыпать, и таким образом они постоянно могут по своему желанию уходить из дома. Современная детская кроватка, в которую кладут малышей, есть зна­менательное изобретение. Она отличается от колыбели, красивой по своей форме и мягкой, и отличается от крова­ти взрослых, в которой можно удобно растянуться и спать. То, что называется детской кроваткой, в действительнос­ти, есть не что иное, как первая страшная тюрьма, кото­рую семья предлагает борющемуся за свое духовность существу. Дети - пленные в высокой железной клетке, куда их упрятали родители. Эта принудительная постель - ре­альность и символ одновременно. Они пленники цивилизации, которая была создана взрослыми и для взрослых, ко­торая все более и более обступает ребенка и оставляет все меньше пространства для развития. Детская кроват­ка - это клетка, такая высокая, что взрослому не нужно склоняться над ребенком, устроенная так, что он может быть брошен в ней на произвол судьбы. Пусть плачет! Он не причинит себе боли!

А вокруг ребенка все затемняется, чтобы свет нового дня не мог проникнуть к нему и разбудить его. Если мы хотим прийти на помощь духовной жизни малыша, то нам следует прежде всего убрать детскую кроватку и отка­заться от обычая принудительного, неестественно долго­го сна. У ребенка должно быть право спать, когда он сон­ный, просыпаться, когда он выспится, и вставать, когда захочет. Исходя из этого, мы рекомендуем - и многие се­мьи уже последовали этому совету — упразднение детс­кой кроватки; она должна быть заменена очень низкой по­стелью высотой чуть выше уровня пола, на которую ребе­нок может по желанию ложиться и вставать.

Такая маленькая низкая кровать недорога и проста, как все реформы, которые приносят пользу для духовной жиз­ни ребенка, так как ему нужны простые вещи. Но те не­многие вещи, которые принадлежат ребенку, часто так сложны, что вызывают тяжелую задержку в его разви­тии. В многочисленных семьях эта реформа была вопло­щена таким образом: на пол клали маленький матрас с одеялом. Вечером дети шли с удовольствием спать со­вершенно самостоятельно и вставали утром тоже с удо­вольствием, никому не мешая. Это показывает, насколько в корне неправильно мы понимаем уход за ребенком и как взрослый, в попытке сделать хорошее, в сущности, дей­ствует против детских потребностей. При этом взрослый неосознанно следует своим оборонительным инстинктам, вместо того чтобы преодолевать их, прикладывая опре­деленные усилия.

Взрослый обязан попытаться понять потребности ре­бенка и быть ему помощником, приняв соответствующие меры организации действительно подходящей среды. Только так мы можем прийти к новому воспитанию, кото­рое должно помогать ребенку в его жизни. Это было бы равнозначно концу эпохи, когда взрослый видел в ребенке предмет, который, покуда он еще очень маленький, берут и несут по желанию то туда, то сюда и который имеет право лишь подчиняться и приспосабливаться ко взрос­лому. Взрослый должен, наконец, увидеть, что обязан за­нять второе место и научиться понимать ребенка, став его помощником. Эта воспитательная ориентация действи­тельна как для матерей, так и для всех других воспитате­лей. Детская личность, которая должна развиваться, бо­лее слабая; следовательно, мыслящая личность взросло­го должна отступить и считать делом чести понимать ребенка и следовать ему.

 







Date: 2015-11-13; view: 215; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию