Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последняя глава заключение





Я попытался, монсеньер, предоставить Вам возмож­ность судить о различных степенях достоверности (certitu­de), которые, как можно предполагать, присущи нашим знаниям. Вы видели, как совершаются открытия, как они


ЛОГИКА, ИЛИ НАЧАЛА ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ

подтверждаются и до какой степени в них убеждаются. Я привел Вам много примеров и мало правил, потому что искусство рассуждения приобретается лишь путем упраж­нения. Вам остается лишь поразмыслить над всем тем, о чем Вы узнали, и усвоить привычку возвра­щаться к этим размышлениям.

Средствами, коими Вы обрели знания, Вы сможете при­обретать еще и другие знания, и Вы сами понимаете, что иных путей не существует; Вы либо рассуждаете о том, что сами видите, либо судите по свидетельству других, либо у Вас есть очевидность, либо, наконец, Вы делаете выводы по аналогии. Но, главное, если Вы желаете соблюдать предосторожность, необходимую для того, чтобы овладеть истинными знаниями,— не доверяйте самому се­бе. Помните, что наилучшим образом доказанные, самые достоверные истины подчас оказываются в противо­речии с тем, что мы считаем убедительным, и мы ошибаем­ся, потому что нам удобнее рассуждать, следуя предрас­судку, нежели выносить приговор самому предрассудку. Не верьте видимости, приучитесь сомневаться даже в тех вещах, которые всегда казались Вам несомненными; иссле­дуйте.

Когда на смену какому-нибудь предрассудку приходит новое воззрение, все же не торопитесь с решением. Пом­ните, что сразу мы не приходим к открытиям; мы их достигаем, переходя от одной догадки к другой, от одного предположения к другому; словом, мы продвигаемся впе­ред ощупью.

Следовательно, если нами могут руководить догадки, все же ни одна из них не является пределом, где мы должны остановиться,— надо неустанно идти вперед, пока не достигнешь либо очевидности, либо аналогии.

Впрочем, если Вы понимаете, что методы всего лишь помогают Вашему уму, то Вы также понимаете, что должны исследовать свой ум, чтобы судить о том, насколь­ко просты методы, насколько они полезны.

Речь идет, таким образом, о том, чтобы Вы наблюдали, как Вы мыслите, и выработали в себе искусство мыслить так же, как выработали в себе искусство писать и искусство рассуждать.


ЛОГИКА, ИЛИ НАЧАЛА ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ

ПРЕДМЕТ ЭТОГО СОЧИНЕНИЯ

Для людей было естественно восполнять слабость своих рук теми средствами, которые природа сделала для них доступными; они уже были механиками до того, как у них возникло стремление ими стать. Именно так они стали ло­гиками: они мыслили до того, как попытались узнать, как люди мыслят. Потребовались века, чтобы люди предполо­жили, что мысль может подчиняться законам; да и теперь еще подавляющее большинство людей мыслит, не прибегая к подобным предположениям. Между тем счастливый ин­стинкт, который называется талантом, т. е. более надежный и лучше прочувствованный способ видеть, руководил без их ведома лучшими умами. Их сочинения становились образ­цами; в этих сочинениях люди искали, при помощи какого искусства, неизвестного даже их авторам, они доставляли удовольствие и давали знание. Чем больше они удивляли, тем больше люди были склонны думать, что они владеют необыкновенными средствами, и искали эти необыкновен­ные средства, когда следовало искать лишь простые сред­ства. Таким образом, люди считали, что они быстро разга­дали гениальных людей. Но их нелегко разгадать: их тайна тем лучше сохранялась, что не всегда было во власти людей ее раскрыть.

Следовательно, люди искали законы искусства мыслить там, где их не было; и вероятно, именно там искали бы их мы сами, если бы мы первыми должны были начать это разыскание. Но, разыскивая их там, где их нет, люди пока­зали нам, где они есть; и мы можем льстить себя надеждой найти их, если сумеем лучше рассмотреть мышление, что до сих пор не было сделано.

Ведь как искусство приводить в движение большие массы имеет свои законы в способностях тела и в рычагах, которыми наши руки научились пользоваться *, так искус-


ство мыслить имеет свои законы в способностях души и в рычагах, которыми наш ум также научился пользо­ваться. Значит, нужно рассмотреть и эти способности, и эти рычаги.

Если бы какой-нибудь человек захотел впервые в своей жизни немного поупражнять способности своего тела, он, без сомнения, не стал был придумывать аксиомы, дефини­ции, принципы телесных движений. Он не мог бы этого сделать. Он был бы вынужден начать с того, чтобы поль­зоваться своими руками; для него естественно пользо­ваться ими. Так же естественно для него пускать в ход все, что, как он чувствует, может оказать ему какую-нибудь помощь, и он скоро сделал себе рычаг из палки. Употребление рычага увеличивает его силы, опыт, который показывает ему, почему он плохо сделал и как он может сделать лучше, постепенно развивает все способности его тела, и он обучается.

Именно так природа заставляет нас начинать, когда мы впервые пускаем в ход способности нашего ума. Она одна их регулирует, как сначала она одна регулировала способ­ности тела; если впоследствии мы способны сами управ­лять ими, то лишь постольку, поскольку мы продолжаем так, как она заставила нас начать, и своими успехами мы обязаны первым урокам, которые она нам дала. Следова-•тельно, мы не будем начинать эту «Логику» с дефиниций, аксиом, принципов; мы начнем с того, что будем следовать урокам, которые дает нам природа.

В первой части мы увидим, что анализ — это метод, ко­торому мы научились у самой природы; следуя этому ме­тоду, мы объясним происхождение и преумножение идей и способностей души. Во второй части мы рассмотрим анализ, применяемые им средства и его следствия, и искусство рассуждать будет сведено к хорошо созданному языку.

Эта «Логика» не похожа ни на одну из логик, созданных до сих пор. Однако новый способ, которым она излагается, не должен быть ее единственным преимуществом; нужно еще, чтобы она была самой простой, самой легкой и самой ясной.


* Это сравнение принадлежит Бэкону '.

 

 


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Date: 2015-11-13; view: 231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию