Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава У. Российская империя в ХУШ В. 4 page





Однако требования дворянства были значительно шире. Начиная с

— 210 —

петровского времени шел процесс консолидации правящего класса, сопровождаемый законодательным оформлением его прав и привилегий. Первый вклад в корпус законов о дворянстве сделал Петр 1 указом о единонаследии, Табелью о рангах и другими актами. Затем Анна Иоановна отменила майорат и сократила срок прохождения дворянами службы. По манифесту

Петра Ш (18 февраля 1762 г.) дворянство получило полное освобождение от обязательной службы. В правление Екатерины правящее сословие активно добивалось дальнейших вознаграждений.

Окончательное оформление всех сословных прав и привилегий дворянства было дано “ Жалованной грамотой дворянству”(1785). Только дворяне получали право собственности на землю и крестьян, освобождались от податей и повинностей, телесных наказаний. Им были даны преимущества в заведении фабрик и заводов, занятий торговлей. Дворянство стало корпорацией, члены которой были взаимно равноправны, причем ей исключительно присваивался титул благородства, право иметь гербы, составлять сословные дворянские общества и собрания.

Одновременно была дана “Жалованная грамота городам”, закреплявшая сословную структуру городского населения и расширявшая права лишь одной из категорий —купечества. Екатерина покровительствовала и содействовала развитию торговли и промышленности, отказавшись от их мелочной опеки. Покровительство купечеству проявилось в освобождении его от подушной подати, рекрутской повинности, множества казенных служб, телесных наказаний, в разрешении заводить торговые и промышленные заведения. Эти меры носили прогрессивный характер, ведь купечество выступало потенциальным носителем буржуазных тенденций в социально-экономическом развитии России. Однако тормозом в становлении “третьего сословия”было отсутствие рынка свободной рабочей силы при монопольном праве дворянства на владение крепостными. Формирующееся “третье сословие”вынуждено было действовать в рамках существующих феодальных порядков, в условиях крепостничества, всеми возможными способами приспосабливаться к ним, что придавало двойственность его положению, тормозило развитие экономики страны.

“Жалованной грамотой городам”создавалась и новая система органов

городского самоуправления —общей городской думы и шестигласной думы. Однако попытка дать городам самоуправление по примеру средневековых европейских городов успеха не имела. Реальная власть в городе оставалась в руках городничего, опиравшегося на разветвленную систему полицейского сыска и надзора.

Наибольшей либеральностью отличалась культурная политика Екатерины. В этой сфере она действовала действительно в лучших традициях эпо-

— 211 —

хи Просвещения. Ее время —это время Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина,

Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, Д.Т.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.И.Баженова и др. Это время расцвета русской культуры, и отношение к ней императрицы немало этому способствовало.

С конца 80‑х гг. происходит усиление реакционности в политике

Екатерины, что было связано в первую очередь с победой французской буржуазной революции. Революция стала практическим воплощением просветительской философии, столь привечаемой Екатериной. Однако императрица вместе с большинством дворянского общества заняли враждебную позицию по отношению к революционным событиям в Париже. Сначала французский посол вынужден был покинуть Россию, а в 1793 г. после казни Людовика ХУ1 с Францией были ликвидированы всяческие отношения. В отношении к революции проявились истинные намерения Екатерины, двойственность ее действий.

В целом политика просвещенного абсолютизма 2‑й половины ХУШ века носила противоречивый характер. С одной стороны, она была отражением новых процессов в мировой истории, проводилась под лозунгами эпохи Просвещения, с другой —была направлена на укрепление абсолютистского государства, самодержавной власти монарха. Одним из основных противоречий этой политики был конфликт между целями и средствами их достижения, идеей “общего блага”и господством армии, бюрократии, полиции (См.: Наше Отечество. Ч.1. С.69). Демократичное по форме, но оторванное от реальных условий законодательство Екатерины превращалось в большинстве случаев в пустую декларацию. Некоторые историки придерживаются точки зрения, что русский просвещенный абсолютизм был менее просвещенным из всех известных в то время форм (См.: Павлова-Сильванская М.П. К вопросу об особенностях абсолютизма в России //История СССР.

1968. № 4. С.78).

Что означали политические реформы Екатерины П —движение вперед

или топтание на месте? —задается вопросом исследователь А.Б.Каменский (См.: Екатерина П //Вопросы истории. 1989. № 3. С.82). По его мнению, движение вперед было, но в рамках феодального строя. Реформы не имели радикального характера и не меняли существа политической системы. Трудно найти в них выраженные буржуазные тенденции.

Наиболее успешной, как считает большинство историков, была внешняя политика 2‑й половины ХУШ века. В.О.Ключевский определяет ее как самую блестящую сторону государственной деятельности Екатерины, произведшую наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство (Соч. Т.5. Ч.5. С.36). И, действительно, в результате ряда русско-турецких войн Россия получила выход к Азовскому и Черному морям,

— 212 —

разделы Польши привели к присоединению значительных территорий на Западе. Внешнеполитические успехи, знаменитые победы на суше и на море превратили Россию в великую державу, обеспечили ей право участвовать в решении европейских проблем наравне с другими государствами континента, сыграли важную роль в развитии русского национального самосознания.

В то же время внешняя политика екатерининской эпохи носила ярко выраженный имперский характер, в основе которого лежала убежденность в праве распоряжаться судьбами других народов. Немка по происхождению, Екатерина с годами стала русской патриоткой, уверовавшей в богоизбранность русского народа и его особую историческую миссию. Она до самой смерти держала внешнюю политику в своих руках, проявляя в решении вопросов твердость и уверенность. Как заметил Ключевский, высокомерный тон в международных отношениях, прямое вмешательство в чужие дела сделали царствование Екатерины одним из самых кровопролитных в нашей истории (Соч. Т.5. С.54).

Подводя общий итог царствованию Екатерины, нужно отметить, что во 2‑й половине ХУШ века в развитии России усилились те тенденции, которые были заложены в петровские времена: централизация власти, бюрократизации, укрепление феодально-крепостнических устоев, внешняя экспансия. Отчетливо выраженный продворянский характер политики Екатерины способствовал еще большему социальному размежеванию общества, привел к серьезным классовым конфликтам. Вместе с тем, время Екатерины —это период определенной стабильности в развитии российского государства, расцвета русской культуры, укрепления могущества и международного авторитета России. Недаром Екатерине, подобно Петру, был присвоен титул “великой”.

5 лет после смерти Екатерины (1796—) на престоле находился ее сын —Павел 1. Крайне враждебно относившийся к матери Павел ломал и перекраивал установленные ею порядки, прощал осужденных, увольнял и ссылал ее фаворитов и приближенных он отменил многие важнейшие постановления Екатерины: ограничил действие жалованных грамот, лишил дворянства ряда привилегий; восстановил коллегии; сократил число губерний; издал указ о трехдневной барщине. Казалось, это были прогрессивные меры, направленные на ограничение крайний проявлений крепостного права и бесконтрольности власти дворянства. Однако возникает вопрос —чем были вызваны эти нововведения: были ли они результатом новой политической концепции или лишь следствием негативного отношения к предшествующему царствованию.

Заботясь об укреплении власти царской династии, Павел восстановил

законное наследование престола —от отца к старшему сыну или брату.

— 213 —

Эта система, закрепленная в “Учреждении об императорской фамилии”(1797 г.), действовала до конца самодержавия в России.

Наибольшей реакционностью отличалась внешняя политика императора, направленная на борьбу с проявлениями французской революции. В этом плане сын продолжил дело матери преследовалась и запрещалась любая возможность общения с Францией и со всей Западной Европой. Выезд русских подданных за границу стал почти невозможен, иностранцев в Россию пускали только по особому высочайшему разрешению. Запрещены были даже костюмы и шляпы, напоминавшие французские моды. Вернув из ссылки А.Н.Радищева, сосланного Екатериной, Павел в то же время преследовал любые проявления вольнодумия и революционности. В годы правления Павла Россия в составе коалиции вступила в войну с Францией, которая правда прекратилась после прихода к власти Наполеона.

В целом политика Павла не отличалась постоянством и последовательностью. Император не обладал умом, авторитетом, опытом матери. Многие принятые им меры были неудачны и раздражали общество. Подозрительность и неуравновешенный характер царя, ненависть к нему в придворных кругах привели к заговору и убийству Павла в 1801 году. К власти пришел его сын Александр 1 (1801— гг.).

Такова история ХУШ века, богатого дворцовыми переворотами и сменой наследников русского престола. Хотя все они были разные и проводили каждый свою политику, общая тенденция развития России в ХУШ в. сохранялась единой и неизменной. Она выражалась в модернизации, в европеизации страны, включении ее в сообщество великих мировых держав.

Особенностью российской модернизации являлось то, что этот процесс шел одновременно с укреплением феодально-крепостнических основ абсолютистского государства, что сдерживало, тормозило его, придавало противоречивый характер. Передовые идеи, наталкиваясь на консерватизм чиновничье-бюрократического аппарата, российского дворянства,не находили реализации в сложившихся исторических условиях. К концу ХУШ в. феодализм в России достиг высшей стадии своего развития, исчерпав ресурсы дальнейшего внутреннего роста. В обществе накапливались кризисные явления, росла конфликтность, отчужденность государственной власти, усиливались противоречия. Все это создавало почву, питающую русское освободительное движение Х1Х века.

Контрольные вопросы

1. Раскройте значение понятия модернизация.

2. Сопоставьте уровни развития России и Западной Европы к началу

ХУШ века.

— 214 —

3. Чем были вызваны реформы Петра 1?

4. Как в исторической литературе рассматривается проблема преемственности петровских преобразований с политикой его предшественников?

5. Чем, по вашему мнению, определялся ход реформ? Можно ли говорить о наличии у Петра 1 программы преобразований?

6. Когда в России началось формирование абсолютной монархии?

Что этому способствовало? Почему с именем и временем Петра связывают ее окончательное утверждение?

7. В чем особенности российского самодержавия?

8. Раскройте сущность петровской идеи “общего блага”.

9. Охарактеризуйте суть административных реформ 1‑й четверти ХУШ в.

Каковы были их результаты?

10. Что являлось отличительными чертами петровской административной системы?

11. Каковы были особенности и последствия экономической политики

Петра?

12. Какие изменения произошли в социальной структуре общества в результате петровских преобразований?

13. Как изменилось положение дворянства при Петре 1?

14. Можно ли говорить о формировании в 1‑й четверти ХУШ в. российской буржуазии?

15. Как вы относитесь к утверждению о том, что при Петре 1 наблюдалось облегчение положения крепостных?

16. Что означало понятие “европеизация”культуры?

17. Как историками рассматривается проблема насилия в петровских преобразованиях?

18. Охарактеризуйте основные результаты внешней политики России в 1‑й четверти ХУШ в.

19. Дайте оценку личности и деятельности Петра 1 с учетом имеющихся в литературе точек зрения.

20. Что такое эпоха дворцовых переворотов?

21. Какую роль играла дворянская гвардия в истории России?

22. Выделите основные особенности правления Анны Иоановны и Елизаветы

Петровны.

23. В чем заключалась эволюция российского дворянства в ХУШ в.?

Как шло оформление его прав и привилегий?

24. Что такое эпоха Просвещения?

25. В чем сущность политики просвещенного абсолютизма? Каковы были ее особенности и конкретные проявления в России?

— 215 —

26. Как при Екатерине П решался крестьянский вопрос? Почему В.О.Ключевский называет ее “виновницей”крепостного права?

27. Определите последствия крепостничества для развития страны.

28. Почему время царствования Екатерины П называют “золотым веком”русского дворянства?

29. Что означал имперский характер внешней политики екатерининской эпохи?

30. В чем заключались особенности российской модернизации в ХУШ веке?

— 216 —

Date: 2015-11-13; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию