Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1У. Становление и развитие Московской Руси 4 page





В событиях Смутного времени церковь играла видную роль.Еще больше

— 171 —

повысился ее авторитет в 20‑е годы ХУП в., когда вернувшийся из плена

Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей деятельностью он подготавливал почву для,по сути, превращения России в теократическое государство несмотря на то, что

Соборное уложение 1649 г. ограничивало рост крупного церковного землевладения, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико. Но сама церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений восходили к 40‑м годам ХУП в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан

Ванифатьев, а входили в него и Никон и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему исправлению церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновения светских начал в духовную жизнь населения. Они были поддержаны и царем Алексеем Михайловичем. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов по которым надлежало проводить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие —греческие оригиналы (Никон). Конфликт стал разрастаться после 1652 года, когда Никон стал патриархом.

Фактически, по мнению Л.Н.Гумилева (См.: Указ.соч.), спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд —двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая “аллилуя”, хождение по солнцу при совершении обрядов и так далее —в результате искажения богослужебных книг или нет.

Историк Церкви В.В.Голубинский доказал, что обряд вовсе был не искажен, в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами. В эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя Уставами: Иерусалимским и Студийским,- которые в обрядовом отношении были разноречивы.

Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе из малороссов, возобладал второй (См.: Гумилев Л.Н. Указ.соч.). По всей видимости дело было не в догматах церкви. К середине ХУП в. обстоятельства радикально изменились. Наступало постепенно Новое время, медленно уходила старая

Русь с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Присоединение новых земель (особенно Украины) сделало проблему еще актуальнее. России предстояло фактически сделать выбор между изоляционистской политикой Аввакума; созданием теократической империи Никона; вхождением в тесный контакт с европейскими державами Петра Великого. История сделала свой выбор. С 1652 года из Москвы стали высылаться “ревнители”(Аввакум в Сибирь). Чисто религиозное движение приобретает социальную окраску. Силы у реформаторов и старообрядцев явно были

— 172 —

не равны. Движение старообрядчества было сложным по составу его участников. Сюда входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, “гулящие люди”(вроде разинцев), наконец и бояре (боярыни Морозова и Урусова). Общим их лозунгом был возврат к “старине”, не допущение нового, особенно прозападного влияния, хотя каждая из этих групп понимала это по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев. В 1682 году был сожжен неистовый протопоп Аввакум, а последняя четверть ХУП в. была отмечена массовыми самосожжениями ревнителей старины. Старообрядческие общины, спасаясь от преследований, уходили в глухие места на Север, в Сибирь, в Заволжье, где их, в ряде случаев, не коснулась цивилизация даже вплоть до ХХ века.

Одновременно, ставший патриархом, Никон стал претендовать на государственную власть. Уже в 1652 году он получил титул “Великого государя”и стал демонстрировать превосходство духовной власти над светской. По сути став соправителем царя Алексея Михайловича, Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. И тем не менее только в 1666 году церковный собор низложил Никона, сослав простым монахом в Ферапонтов монастырь. Официальная церковь пошла на компромисс со светской властью.Собор 1667 года подтвердил независимость духовной власти от светской, был устранен Монастырский приказ, отменена практика светского суда над духовенством.

Всевозможные перепитии выбора пути дальнейшего развития, стабилизации и движение к абсолютизму на основе усиления крепостничества вызывали острые социальные взрывы. По мнению И.Я.Фроянова (См.: Указ.соч.), социальные движения этого времени свидетельствовали о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной монархии, опирающейся на земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизму оказалась сильнее. Восстания ХУП в. по своей организации и структуре сложны.


Они включали элементы вечевых порядков, городского и казацкого самоуправлений. Это отчетливо проявилось в Соляном (1648) и Медном (1662) бунтах в Москве, возрождения элементов вечевых порядков в ходе посадского движения в Пскове и Новгороде (1650), требовании превращения всего населения России в казаков в ходе восстания под руководством С.Т.Разина.

Таким образом, уже при Алексее Михайловиче стала вполне реальной альтернатива развития более тесных отношений со странами Западной Европы. Рост городов, развитие товарно-денежных отношений и торговли, возрастание роли купечества выдвигали перед русской общественной мыслью целый ряд проблем, связанных с экономической жизнью страны.Многие

— 173 —

государственные деятели, как, например, Б.И.Морозов, Ф.М.Ртищев,А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, В.В.Голицын, приходили к выводу о важности развития торговли и промышленности для усиления государства и обеспечения национальной независимости. Они были авторами проектов преобразований, затрагивающих и сферу экономики. “Западники” пользовались симпатиями Алексея Михайловича. Было сделано немало в этом направлении: развивалась торговля, росло количество мануфактур, шире приглашали иностранных специалистов, создавались полки иноземного строя, стало заметным влияние культуры католического Запада с его роскошным бытом, привлекательным для высших сословий. Но силы традиций и старины были еще сильны. Эволюционная политика реформ ХУП в. явилась по-существу предпосылкой более решительных петровских преобразований. В.О.Ключевский, говоря о царе Алексее Михайловиче, образно отмечал, что “одной ногой он еще крепко опирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении”(См.: Указ.соч.). Отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Там уже в ХУ1 в. интенсивно шел генезис капитализма, складывалось третье сословие.

В Голландии и Англии в ХУ1 и ХУП вв. победили буржуазные революции. Влияние международного положения, внешней политики государства на его внутреннее развитие нигде не было столь сильным, как в России. Над всем укладом жизни россиян главенствовал гнет внешних опасностей. К середине ХУП в. основными задачами внешней политики государства становятся: на западе и северо-западе —возвращение потерянных в Смутное время земель, а на юге —достижение безопасности от набегов крымских ханов (вассалов Османской империи), уводивших в плен тысячи русских и украинцев.

Уже в начале 30‑х гг. ХУП в., используя благоприятную международную обстановку, русское правительство неоднократно предпринимало попытки вернуть Смоленск и чернигово-северские земли. Но Смоленская война 1632— гг. была для России неудачной. Новые военные действия с Речью

Посполитой возобновились в 1654 году в связи с воссоединением Украины с Россией. В 1648 году гетман Богдан Хмельницкий поднял восстание против польского гнета. Добившись значительных успехов, но понимая, что в одиночку, опираясь только на свои силы, ему не справиться,Богдан Хмельницкий обращает свои взоры к России. В октябре 1653 года Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было направлено посольство во главе с бояриным Бутурлиным, а 8 января 1654 года Переяславская Рада подтвердила вхождение Украины в состав российского государства. Однако в состав России вошла не вся Украина,


— 174 —

а ее левобережная часть —земли: Киевская, Черниговская и Брацлавская.

Это вызвало новое столкновение России с Речью Посполитой.Военные действия шли с переменным успехом. Русскими войсками был взят Смоленск и еще 33 города в Восточной Белоруссии. В октябре 1656 года, заключив перемирие с Польшей, Россия начинает войну со Швецией на территории

Прибалтики. Но развить свой успех русские войска не смогли, т.к. в военные действия вновь включилась Польша. По Кардисскому миру (1661) все Балтийское побережье оставалось за Швецией, а по Андрусовскому перемирию (1667) и “Вечному миру”(1686) с Польшей России возвращался

Смоленск и все земли к востоку от Днепра, включая Киев.

Окончание военных действий на западе позволило России активно противостоять агрессивным намерениям Османской империи и ее вассалу —

Крымскому хану. Но не в ходе войны 1677— гг., не в результате двух походов на Крым В.В.Голицына (1687, 1689) решить проблему укрепления южных рубежей не удалось. В результате тяжелых, затяжных войн второй половины ХУП в. России так и не удалось выйти на побережья Балтийского и Черного морей.

Многие проблемы, вставшие перед Россией в ХУП в. в области внутренней и внешней политики, получили свое разрешение в ХУШ столетии.

Контрольные вопросы

1. Насколько реальной была возможность отпора Орде сразу же после
монголо-татарского нашествия?

2. Каковы предпосылки образования единого великорусского государства?

3. Почему Москва стала центром объединения русских земель? Насколько реальными были другие альтернативы?

4. Как вы оцениваете политику первых московских князей?

5. Какова роль Куликовской битвы в исторической судьбе России?

6. Какое влияние оказало монголо-татарское иго на политическое развитие России?

7. Каковы особенности складывания централизованной системы управления в период правления Ивана Ш, Василия Ш?

8. Каковы особенности зарождения сословно-представительной монархии, крепостничества, абсолютизма в России по сравнению со странами

Западной Европы.

9. Иван 1У Грозный и его роль в укреплении самодержавной власти в

России?

10. Что вы знаете о причинах, особенностях и последствиях Смутного времени?

— 175 —

11. Что способствовало воцарению на русском престоле династии Романовых?

12. В чем причины раскола русской православной церкви и каковы его последствия?

13. В чем вы видите особенности социально-экономического и политического развития России в ХУП в.?

14. Каковы основные направления внешней политики России в ХУП в.?

— 176 —







Date: 2015-11-13; view: 306; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию