Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды понятия





В зависимости от ряда особенностей понятия делятся на определённые виды. Такое различение понятий можно произвести:

1) в зависимости от их объёма;

Виды понятия в соответствии с их объёмом

2) в соответствии с тем, каким образом представлено их содержание, какими нюансами оно характеризуется.

В зависимости от объёма понятия делятся на общие и единичные. Общие понятия подразумевают, что мыслимый в понятии предмет указывает на два и более чем два, объекта. Иными словами, предмет представлен более чем двумя экземплярами. Единичные понятия ссылаются – на один конкретный экземпляр. Например, понятие «человек» – общее, так как оно указывает на множество людей. «Солнце» – понятие единичное. Его объём равен единице. Солнце всего одно.

В числе общих понятий принято различать понятия регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими называют такие понятия, объём которых поддаётся регистрации. Другими словами, можно сосчитать количество объектов, которое подразумевает данное регистрирующее понятие. Либо подразумевается, что это количество является завершённым, конечным, несмотря на то, что порой, выполнить такой подсчёт практически не представляется возможным по ряду причин. Скажем, понятие «школа» считается общим и нерегистрирующим, так как имеется ввиду любая школа в принципе (высшая, средняя, ранее существовавшая и будущая – школа как учебное заведение вообще). Объём такого понятия является неопределённым. Понятие «планета солнечной системы» или «выпускник ОНМУ» – регистрирующие понятия. Обычно, такие понятия характеризуются признаками, относительно которых можно ставить вопросы типа: «где?», «когда?», «сколько?». При этом подразумеваются конкретные ответы, указывающие время, место, количество. Регистрирующие понятия называют порой «закрытыми». Это означает, что количество объектов, на которые они указывают составляет вполне завершённое множество, и с этим ничего не поделаешь. К примеру, сколько бы ни было в истории римских императоров, но их число не может быть ни более и ни менее того, сколько их уже было. И ни прибавить, ни убавить тут ничего нельзя. Всё вполне определённо.

Говоря об общих и единичных понятиях, нельзя пройти мимо такой категории как «пустые» понятия, поскольку некоторые учебники используют такое наименование наряду с двумя ранее упомянутыми. Подразумевается тут следующее: если общие понятия обозначают 2 объекта и более, а единичные только 1, то пустые не подразумевают ничего действительно существующего в качестве объективной реальности. Их реальный объём равен нулю. Потому их ещё именуют нулевыми понятиями. Однако с данной категорией надо быть осторожным, ибо, как мы уже говорили ранее, мыслимый предмет и предмет объективно существующий не одно и то же. А понятия как форма мышления имеют дело, прежде всего, с мыслимыми предметами. И только через них уже со всей остальной реальностью. Отсюда, как это ни странно, так называемые пустые (нулевые) понятия могут указывать на предмет. Нередко в качестве примера пустого понятия приводят понятие «кентавр», или образ ещё какого-нибудь мифического либо сказочного персонажа (баба-яга, домовой). Но ведь о подобных персонажах, порой, можно вполне конкретно говорить во множественном, либо в единственном числе. Некоторые из них даже имеют собственные, личные имена (как, например, кентавр Хирон, воспитатель Геракла). Это говорит о том, что если категория пустого понятия и имеет право на существование с точки зрения философии, то с точки зрения логики ею следует пользоваться осторожно (если следует пользоваться вообще). Пустые понятия вполне можно рассматривать как общие и единичные в зависимости от конкретного случая.

Ещё одно различение понятий в соответствии с особенностями выражения их объёма приводит нас к необходимости говорить о так называемых собирательных и разделительных понятиях.

Объём собирательных понятий организован особым образом. С одной стороны, в собирательном понятии явным образом мыслится множество элементов, а с другой – это множество предстаёт перед нами как единое целое. И то, что характеризует это целое, отнюдь нельзя считать характеристикой каждого его элемента. Например, возьмём понятие «флот» или понятие «студенческая группа». Флот, как и группа, может быть сильным либо слабым. Но такое качество флота и студенческой группы нельзя приписать каждому отдельному кораблю и каждому студенту, числящимися в их составе. Признаки, характеризующие предмет собирательного понятия, воспринимаются только в собирательном смысле.

В разделительных же понятиях, всё, что соотносимо с множеством, то соотносимо и с каждым его элементом. И наоборот.

Собирательные понятия могут выступать как в роли общих, так и единичных понятий. Например, «студенческая группа» вообще (общее понятие) и «4-я студенческая группа 1 курса юрфака ОНМУ набора 2005-го года» (единичное понятие).

Понятия разделительные по своей природе являются только общими, так как отображают множества в разделительном смысле (не как целое). В качестве примера можно взять понятие «закон», «инструмент», «студент» либо что-нибудь в таком роде. Понятие «студент» соотносится с огромным количеством студентов вообще, где каждый является студентом сам по себе.

Виды понятия в зависимости от их содержания

В соответствии с особенностями содержания понятия делятся на:

конкретные и абстрактные;

положительные и отрицательные;

соотносительные и безотносительные.

Конкретные понятия являются понятиями об отдельных предметах, а абстрактные понятия об отношениях и свойствах.

Абстрактные понятия образуются в результате мысленного отделения (отвлечения, абстрагирования) этих свойств и отношений от самих предметов. На самом деле предметы абстрактных понятий не являются независимыми предметами. Так, понятия «человек», «студент», «Солнце» представляют собой конкретные понятия, а понятия «равенство», «эквивалентность», «радость», «тяжесть», «законность» – абстрактные.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными. Так, понятие «война» – общее конкретное, а понятие «воинственность» – общее абстрактное. Конкретными и абстрактными бывают и единичные понятия. Понятие «закон Джонсона – Тафта» – единичное конкретное, а понятие «законность действий Александра Н.» – единичное абстрактное.

Положительные и отрицательные понятия, характеризуют предмет с точки зрения наличия либо отсутствия у него тех или иных черт, свойств и т.д. Положительные указывают на наличие, а отрицательные на отсутствие таковых.

Так, понятия «честный», «квадратный», «логика», «дерево» являются положительными, а понятия «беспорядок», «нелегальный», «аполитичность» – отрицательные.

Положительность и отрицательность в логическом смысле не следует путать с положительностью и отрицательностью в житейском, ценностном плане. К примеру, понятие «неподкупность» с точки зрения ценностной выражает положительную черту, а с точки зрения логики является отрицательным. Понятие «преступление» имеет отрицательную окраску с точки зрения нормального обихода, но в логическом отношении это положительное понятие.

Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, какие предметы в них мыслятся: мыслимые отдельно, либо в связке и по отношению к другому предмету. Безотносительные – указывающие на предмет, мыслимый отдельно, соотносительные – на предмет, существующий в связке.

Примеры безотносительных понятий: «человек», «студент», «стоимость», «красота», «поспешность», «деление» и т.д.

Соотносительные понятия: «отец» и «сын», «истец» и «ответчик», «муж» и «жена».

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему его логическую характеристику. При этом одно и то же понятие характеризуется с помощью всех ранее перечисленных категорий – как с точки зрения его объёма, так и с точки зрения выражения его содержания.

Например, логическая характеристика понятия «человек» будет следующей: это понятие общее, нерегистрирующее, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.

Date: 2015-11-13; view: 718; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию