Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые слова и термины. 3.1.1. Состав и структура кадров





Ø основные и вспомогательные рабочие; Ø руководители, специалисты и служащие; Ø списочный и явочный состав персонала; норма времени, норма выработки, нормы обслуживания; Ø производительность труда.

 

3.1.1. Состав и структура кадров

Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическими и интеллектуальными возможностями для участия в трудовой деятельности. Трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия».

Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу.

Персонал — весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Кадры предприя­тия - основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия или органи­зации.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производ­ственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомо­гательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследова­тельских, конструкторских, технологических организаций и лабо­раторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капиталь­ным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Работники торговли иобщественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.

Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы – рабочие и служащие.

Рабочие обычно подразделяются на две группы: основные и вспомогательные.

В группе служащих выделяют категории работаю­щих: руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определя­ется общероссийским классификатором профессий рабочих, дол­жностей служащих и тарифных разрядов, имеющим по существу значение общероссийского государственного стандарта.

К руководителям относятся лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполне­ние. Они подразделяются на линейных, возглавляющих относитель­но обособленные хозяйственные системы, и функциональных, возглавляющих функциональные отделы или службы.

На государственных предприятиях к руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, заместители директора, начальни­ка, управляющего, заведующего и т.д., а также главные специали­сты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, глав­ный технолог, главный экономист и др.).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.

К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, касси­ры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры пред­приятия подразделяются по профессиям, специальностям и уров­ням квалификации.

Профессия - особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т.д. Профессия токаря подразделяется по специальнос­тям — токарь-карусельщик, токарь-расточник и т.д.

Работники каждой профессии и специальности различаются по уровню квалификации.

Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории — это одновременно и пока­затели, характеризующие степень сложности работ.


Уровень квалификации рабочих определяется разрядами, которые им присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.

Для предприятий и организаций бюджетной сферы в норматив­ном порядке устанавливаются тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям и про­фессиям, которые вполне могут применяться и на предприятиях негосударственного сектора экономики.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой долж­ности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функ­ции, которые могут быть поручены полностью или частично слу­жащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организа­циях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответствен­ность служащего.

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъяв­ляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, кото­рые должны применяться при выполнении должностных обязанно­стей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Профессионально-квалификационная структура служащих пред­приятия находит свое отражение в штатном расписании.

Штатное расписание предприятий и организаций бюджетной сферы — это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осу­ществляется в течение года путем внесения в него соответствую­щих изменений по приказу руководителя предприятия. Данный документ может быть использован и предприятиями негосударственного сектора экономики.

Под текучестью кадров понимается выраженное в процентах отношение числа уволенных по собственному желанию, за прогу­лы и другие нарушения трудовой дисциплины работников за опре­деленный период времени к среднесписочной их численности за тот же период. Текучесть кадров характеризует коэффициент теку­чести кадров (Ктек), определяемый по формуле:

КТЕК = (ЧУВСП) х 100%,

где ЧУВ - число уволенных по собственному желанию, за прогу­лы и другие нарушения производственной дисциплины за определенный период, человек;

ЧСП - среднесписочная численность работающих за тот же период, человек

Рис.8 Показатели движения кадров







Date: 2015-11-13; view: 1104; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию