Аллитерация.Повтор согласных звуков.
| Ш ила в ме ш ке не утаи ш ь.
|
Ассонанс. Повторение гласных звуков.
| О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта!
|
Эпитет. Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо свойство, качество.
| Печальный рёв волны. Мороз- воевода. Гневные слова.
|
Сравнение. Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
| Ты всех милее, всех дороже. Казбек, как грань алмаза…
|
Метафора. Слово или выражение, которое употреблено в переносном значении на основе сходства двух предметов либо явлений в каком-либо отношении.
| Загорелись звёзды очей. Пыль столбом стоит. Моей весны высокопарные мечтанья.
|
Метонимия. Слово или выражение, которое употреблено в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами либо явлениями.
| Я три тарелки съел. Расплачиваться медью (мелкими деньгами из меди (металл)).
|
Синекдоха. Разновидность метонимии. Основана на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
| Пуще всего береги копейку. Мы все глядим в Наполеоны.
|
Гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы и пр.
| В сто сорок солнц закат пылал.
|
Литота. Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы и пр.
| Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
|
Ирония. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному значению, с целью насмешки.
| Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
|
Аллегория. Иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа.
| Лиса – аллегория хитрости,
заяц – аллегория трусости,
волк – аллегория жадности,
змея – аллегория коварства.
|
Олицетворение. Перенесение свойства человека на неодушевленные предметы и отвлечённые понятия.
| Деревья проснулись. Листья плачут.
|
Перифраза. Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
| Творец «Макбета» (Шекспир).
Интеллектуал моря (дельфин).
|
Парцелляция. Представление единой синтаксической структуры несколькими самостоятельными единицами.
| Он больше не вернётся. Никогда.
|
Анафора. Повторение отдельных слов или оборотов в начале смежных предложений или отрывков.
| Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
|
Эпифора. Повторение слов или выражений в конце смежных предложений или отрывков.
| Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что.
|
Параллелизм. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
| Молодымвездеу насдорога, старикамвездеу наспочёт.
|
Антитеза. Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
| Где стол был яств, там гроб стоит. Легко подружиться, тяжело разлучиться.
|
Окс ю морон.Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.
| Горькая радость. Звонкая тишина. Живой труп. Спеши медленно.
|
Градация. Стилистическая фигура, состоящая в расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающее (реже – уменьшающее) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже – ослабление).
| Она вошла в тёмные, душные, скучные комнаты.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану.
|
Инверсия. Расположение членов предложения в особом, не прямом порядке с целью усиления выразительности речи.
| С ужасом думала я … (прямой порядок: «я думала с ужасом»)
Душа к высокому тянется…
(прямой порядок: «душа тянется к высокому»)
|
Эллипсис. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения.
| Мы сёла – в пепел, грады – в прах….
|
Умолчание. Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль.
| Что подумали, что почувствовали оба? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…
|
Риторическое обращение. Подчеркнутое обращение, как правило, к чему-либо.
| Ветры, мои ветры, вы буйные ветры!
|
Риторический вопрос. Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а с целью привлечения внимания к тому или иному явлению.
| Знаете ли вы украинскую ночь?
|
Ряды однородных членов. Главные или второстепенные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.
| Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости.
|
Лексический повтор. Повтор слова для усиления выразительности.
| Формирование в нас личности, именно личности.
|
Вопросно-ответная форма изложения.Построение речи, имитирующее диалог.
| Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо.
|