Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КУЛЬТ личности
В начале 1930‑х лизоблюды начали создавать то, что потом назовут «культом личности Сталина». Выглядело это примерно так: «Трудящиеся всего мира будут писать и говорить о нем с любовью и благодарностью. Враги трудящихся будут писать и говорить о нем со злобной пеной у рта» [233 ‑ Сталин. М., 1940. С. 93.]. Догадайтесь, кто автор! Это совсем несложно. Правильно, Н.С. Хрущев. Культы начали плодиться сразу после революции. Скажем, А. Куприн писал о культе Троцкого: «Его появление на трибуне встречается восторженным ревом. Каждая эффектная фраза вызывает ураган, сотрясающий окна. По окончании митингов его выносят на руках. Женщины ‑ всегдашние рабыни людей эстрады ‑окружают его истерической влюбленностью. Не было бы ничего удивительного в том, если бы в один прекрасный день Троцкий провозгласил себя неограниченным диктатором, а может быть, и монархом» [234 ‑ Куприн А.И. Хроника событий. Глазами белого офицера, писателя, журналиста. 1919‑1934. М., 2006. С. 135.]. Имелись и культы других политиков. Тверь переименовали в Калинин, Пермь ‑ в Молотов, Луганск ‑ в Ворошиловград; Дворцовая площадь Ленинграда называлась площадью Урицкого и т. д. Портреты всех этих деятелей носили на демонстрациях. Режиссер В. Мейерхольд бурно создавал свой собственный культ. Возглавляемый им театр с 1923 года скромно именовался «Государственный театр имени Мейерхольда». В 1935 году начали строить его новое здание. Сейчас оно известно как Концертный зал имени Чайковского; однако первоначально проектировалось вдвое выше, а сверху должна была доминировать над Садовым кольцом гигантская статуя самого режиссера [235 ‑ Генеральный план реконструкции города Москвы. 1. Постановления и материалы. М., 1936. С. 98.]. Так что культ Сталина совмещался со множеством других культов. Фейхтвангер в той же книге писал: «Поклонение и безмерный культ, которым население окружает Сталина, ‑ это первое, что бросается в глаза иностранцу. Не подлежит сомнению, что это чрезмерное поклонение в огромном большинстве случаев искренне. Люди чувствуют потребность выразить свою благодарность. Они действительно думают, что всем, что они имеют и чем они являются, они обязаны Сталину. Я говорил с ним откровенно. На мое замечание о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью, он пожал плечами. Он извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус, и слегка пошутил по поводу сотен тысяч увеличенных до чудовищных размеров портретов человека с усами, ‑ портретов, которые мелькают у него перед глазами во время демонстраций. Я указываю ему на то, что даже люди, несомненно обладающие вкусом, выставляют его бюсты и портреты ‑ да еще какие! ‑ в местах, к которым они не имеют никакого отношения, как, например, на выставке Рембрандта. Тут он становится серьезен. Он высказывает предположение, что это люди, которые поздно признали существующий режим и теперь стараются доказать свою преданность с удвоенным усердием. Да, он считает возможным, что тут действует умысел вредителей, пытающихся таким образом дискредитировать его». Ценная мысль! Я к ней еще вернусь. А пока в последний раз дам слово беспристрастному свидетелю: «Сталин, в противоположность другим стоящим у власти лицам, исключительно скромен. Он не присвоил себе никакого громкого титула и называет себя просто Секретарем Центрального Комитета. В общественных местах он показывается только тогда, когда это крайне необходимо. Он не позволяет публично праздновать день своего рождения. Когда его приветствуют в публичных местах, он всегда стремится подчеркнуть, что эти приветствия относятся исключительно к проводимой им политике, а не лично к нему. Когда, например, съезд постановил принять предложенную и окончательно отредактированную Сталиным Конституцию и устроил ему бурную овацию, он аплодировал вместе со всеми, чтобы показать, что он принимает эту овацию не как признательность ему, а как признательность его политике». И несколько фактов, подтверждающих скромность вождя. В 1934 году в Тифлисе строили Институт Сталина. Иосиф настоял, чтобы его переименовали в Институт Маркса‑Энгельса‑Ленина [236 ‑ Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2005. С. 63.]. В 1937‑1938 годах многие предлагали переименовать Москву в Сталинодар. Надо говорить, кто этому решительно воспротивился? В 1939 году Сталину вручили звезду Героя Социалистического Труда. Тут он возражать не стал: ведь и вправду вкалывал не по‑детски. Но в 1945 году ему дали вторую звезду ‑ Героя Советского Союза. И ее получать он отказался, поскольку в боях не участвовал. Она так и осталась в наградном отделе Президиума Верховного Совета СССР.
//__ * * * __//
Большинство людей восхищалось им искренне. Вот запись в дневнике Корнея Чуковского (в апреле 1936 года ему и Б. Пастернаку повезло увидеть вождя на съезде ВЛКСМ): «ОН стоял немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила ивто же время что‑то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его ‑ просто видеть ‑ для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими‑то разговорами Демченко. И все мы ревновали, завидовали, ‑счастливая! Каждый его жест воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова, а я ему, и оба мы в один голос сказали: „Ах, эта Демченко, заслоняет его!“ Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью» [237 ‑ Чуковский К.И. Из дневника. 1932‑1969 // Знамя. 1992. № 11. С. 170.]. Поэт Арсений Тарковский (властями вовсе не обласканный) написал ‑ по зову души, не для печати! ‑ в страшном марте 1953 года: Миновала неделя немыслимой этой разлуки. Трудно сердцу сыновнему сердцу его пережить, Трудно этим рукам пережить его сильные руки И свое повседневное малое дело вершить. И себе самому трудно тело нести, тяжелея. Подойти, постоять, подойти еще ближе на пядь. Трудно веки поднять и взирать на гранит Мавзолея, Оба имени вместе одно за другим прочитать. Однако душевная признательность ‑ это одно, а миллионы гигантских портретов и славословие в прессе ‑ совсем другое. Культ намеренно раздували. Как мы уже поняли, это делал не Иосиф. А кто? Ответ очевиден, хоть и кажется парадоксальным: оппозиция. Тогдашние троцкисты действовали так же, как нынешние ‑ свою вину перекладывали на другого. Этот другой должен быть всем известен. Значит, надо его раскрутить. В начале 1930 ‑х враги России возненавидели Сталина за патриотический поворот и решили свергнуть. Но как? Ведь народ за него! Очень просто. Надо совершить какую‑то кромешную гадость ‑ и на него свалить. Тогда народ отвернется. И смотрите: одновременно стали происходить создание культа и террор (перегибы коллективизации, голод 1932 года, убийство Кирова, массовые аресты «элиты»). Надеюсь, я достаточно четко показал, что террор учинили прозападные полицаи, предки нынешних либералов. А культом они постарались создать впечатление, что в стране есть «главный», и виноват во всем он (тогда как реально главным он стал лишь в конце 1930‑х гг.). Сейчас многие повелись на эту примитивную уловку. Тогдашний народ оказался умнее. А теперь давайте вдумаемся в словосочетание ‑ КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ. Не индивида, не персоны, даже не вождя. Ведь Личность ‑ это итог развития, результат долгого подъема от уровня быдла. И именно Человека с большой буквы в сталинское время уважали; такие люди поощрялись и выращивались. Валерий Чкалов, Иван Папанин, Алексей Стаханов, Михаил Шолохов. ‑ эти имена гремели на всю страну, культ таких Личностей действительно был! А вообще‑то, выдумав термин «культ личности», Хрущев сам себя высек. Потому что признал, что раньше страну возглавляла Личность ‑ а теперь так, незнамо кто.
Date: 2015-11-13; view: 465; Нарушение авторских прав |