Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 4 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение





 

 

Вариант 1

1. Укажите количество предикативных частей в предложениях 1–5.

1) Глобус‑великан путешествовал около 4 лет, сначала морем, а затем по болотистым лесным дорогам. 2) Его тащили на себе сотни крестьян, согнанных из окрестных деревень.

3) В Петербурге заморскую диковинку, подаренную Петру одним из германских герцогов, поместили для всеобщего обозрения в помещении, где раньше жил… слон.

4) Снаружи подарок был обычным глобусом с диаметром, превышавшим 3 метра. 5) Самое интересное было внутри: пройдя туда через небольшую дверь, человек попадал в звездный мир. 6) На расположенных здесь скамейках могли разместиться 10–12 наблюдателей, над которыми блестела золотом россыпь созвездий.

7) Это был первый в России планетарий.

(По В. А. Мезенцевой)

1) 5

2) 6

3) 7

4) 8

2. Укажите вариант, в котором дано верное объяснение пунктуации в выделенном фрагменте. Суровой осени печален поздний вид но посреди ночного небосвода она горит, твоя звезда, природа, и вместе с ней душа моя горит. (Н. Заболоцкий)

1) сложное предложение, перед союзом НО нужна запятая

2) сложное предложение, перед союзом НО не нужна запятая

3) простое предложение, перед союзом НО нужна запятая

4) простое предложение, перед союзом НО не нужна запятая

3. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором есть противительный союз. 1) Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)

2) Если когда‑нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу. (Бернард Шоу)

3) Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека, древнеримский философ)

4) Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Л. Н. Толстой)

Прочитайте текст. Задания 4–6 выполните по данному тексту.

1) Под скалой раскинулись монастырские сады, и по самой скале тянутся могучие клены. 2) Сады эти – чудо, нигде таких нет! 3) Многие годы послушники Валаама таскали сюда землю, сажали деревья. 4) И на камне, который здесь называют лудой, взошли сады.

5) Правильными рядами идут раскидистые яблони, груши, сквозные вишневые сады. 6) Вон и любимые ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые чинно в жерди. 7) Видны блистающие грозди красной смородины, или желтеют тяжелые сережки крыжовника, а вот, прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и жасмине. 8) Весной‑то какая красота!

(По И. С. Шмелеву. «Старый Валаам»)

4. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (соединительные союзы).

5. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (противительные союзы).

6. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (разделительные союзы).

7. Укажите, какое значение передает данное сложносочиненное предложение. Через несколько километров вырубки кончились, и потянулся темный, старый бор, раскиданный по валам.

1) последовательность событий

2) одновременность протекания событий, действий

3) причинно‑следственные отношения

4) присоединительное значение

8. Напишите сочинение‑рассуждение о том, какие функции выполняют знаки конца предложения. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2 1. Укажите количество предикативных частей в предложениях 1–5.

1) До наших дней дожил другой редкий глобус – подарок голландцев, по которому учился молодой Петр. 2) Сделанный из меди, он имел 170 см в поперечнике. 3) Земной шар, изображенный на нем, еще во многом не соответствовал действительности. 4) Ошибочными были очертания Америки, Азии, совсем не было Австралии. 5) Позднее петровский глобус передали Навигацкому училищу, готовившему первых моряков русского флота, а теперь его можно увидеть в Государственном Историческом музее в Москве.

(По В. А. Мезенцевой)

1) 5

2) 6

3) 7

4) 8

2. Укажите вариант, в котором дано верное объяснение пунктуации в выделенном фрагменте. Вокруг села бродили грозы и часто, полные тоски, удары молнии сквозь слезы ломали небо на куски. (Н. Заболоцкий)

1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

2) сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая

3) простое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение, перед союзом И не нужна запятая

3. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором есть противительный союз. 1) Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто‑нибудь другой. (А. П. Чехов)

2) Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. (Эдмонд Абу, французский писатель)

3) Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор)

4) Работай, когда тебе грустно, – это единственное средство разогнать грусть. (Иоганнес Бехер, немецкий поэт и общественный деятель XX века)

Прочитайте текст. Задания 4–6 выполните по данному тексту.

1) До двадцати часовен на Валааме разбросано по островам: то встретишь часовню на пустынных дорогах, то удивит она тебя в дебрях. 2) Бывало, зайдешь в леса: какая первозданность! 3) Белки тут не боятся человека, и птицы не боятся. 4) Слышишь – трещит по чаще. 5) Стоишь и ждешь. 6) И вот выходит на дорогу олень с ветвистыми рогами. 7) И смотрит, вкопанный, без удивления и страха. 8) «А, это ты, человек, знаю тебя…» – так будто говорит молчанием, взглядом. 9) Пройдешь – новая встреча, тоже совсем неожиданная: часовня. 10) Глушь, дебри непроходимые, а тут, в полумгле часовни, – Богоматерь, лампада, воск, корочка хлеба, оставленная как дар какому‑нибудь доброму лесному зверю. 11) Изумишься: в дебрях лампада теплится! 12) Светит не лику только, а этим дебрям, лесной глуши, чистой природе Божией.

 

...

(По И. С. Шмелеву. «Старый Валаам»)

 

4. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (соединительные союзы).

5. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (противительные союзы).

6. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (разделительные союзы).

7. Укажите, какое значение передает данное сложносочиненное предложение. Всюду журчала невидимая вода, и мягко вздыхал оседающий снег. 1) последовательность событий

2) одновременность протекания событий, действий

3) причинно‑следственные отношения

4) присоединительное значение

8. Напишите сочинение‑рассуждение о том, какие функции выполняют знаки конца предложения. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3 1. Укажите количество предикативных частей в предложениях 1–5.

1) Сказочный, фантастический мир открывается человеку, попавшему в пещеру. 2) Самая большая в мире пещера – Мамонтовая в США. 3) В ней можно увидеть грандиозные гроты, глубочайшие пропасти, множество подземных озер, две большие реки, этот подземный замок протянулся на 240 километров. 4) Недалеко от уральского города Кунгура находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера, в которой 68 гротов, соединенных узкими длинными переходами, и 36 озер. 5) Они остались здесь, в вечном заточении под землей, от древней реки, создавшей когда‑то этот громадный дворец.

 

...

(По В. А. Мезенцевой)

 

1) 5

2) 6

3) 7

4) 8

2. Укажите вариант, в котором дано верное объяснение пунктуации в выделенном фрагменте. Катится диском золотым луна в провалы черной тучи и тает в ней, и льет сквозь дым свой блеск на каменные кручи. (И. Бунин)

1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

2) сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая

3) простое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение, перед союзом И не нужна запятая

3. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором есть сочинительный соединительный союз. 1) Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. (Марк Аврелий, римский император и философ)

2) Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней есть все, что захочет найти человек, а в человеке есть силы создать то, чего в ней нет. (М. Горький)

3) Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. (В. О. Ключевский)

4) Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры. (Оноре де Бальзак)

Прочитайте текст. Задания 4–6 выполните по данному тексту.

1) Эта ночь была темная‑темная и тихая, крапал дождик, но на душе у меня было светло – воистину Светлый день. 2) Все мы причащались, и оттого было так радостно, чудесно: очищение от грехов – и лучезарное Воскресение! 3) Все в доме, особенно в парадной зале, блистало особенной чистотой, все будто оживилось, обновилось. 4) Всюду встречаешь приметы праздника: или корзины гиацинтов, сирени, тюльпанчики и первые, синие‑синие, подснежники радуют глаз, или на большом фаянсовом розоватом блюде – яркая груда пасхальных яиц, чудесно пунцовых, радостных. 5) Великолепные куличи, еще дышащие теплом и сдобой, в пунцовых розах из нашей оранжереи, возглавлялись кудрявыми, будто живыми, агнцами выделки знаменитого нашего пекаря. 6) Блистающие белизной пасхи убраны по боковинкам священными знаками: крестом, виноградной гроздью. 7) Все были радостны, все сияли, все – чистые.

 

...

(По И. С. Шмелеву)

 

4. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (соединительные союзы).

5. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (противительные союзы).

6. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (разделительные союзы).

7. Укажите, какое значение передает данное сложносочиненное предложение. Кажется, еще несколько минут назад стоял яркий день, и вот уже длинные синие тени выползают из долин, заметно для глаза поднимаясь по склонам и молниеносно сгущаясь в расселинах.

1) одновременность протекания событий, действий

2) причинно‑следственные отношения

3) последовательность событий

4) присоединительное значение

8. Напишите сочинение‑рассуждение о том, какие функции выполняют знаки конца предложения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4 1. Укажите количество предикативных частей в предложениях 1–5.

1) Первый грот Кунгурской пещеры называется Бриллиантовый. 2) Стены и потолок его покрыты крупными кристаллами льда. 3) Освещенные, они переливаются всеми цветами радуги, что напоминает уральские самоцветы. 4) Сверху ледяные кристаллы свисают гроздьями, напоминая сверкающие хрустальные люстры. 5) Много веков работала здесь вода, откладывая растворенную известь, украшая пещеру сталактитами и сталагмитами.

 

...

(По В. А. Мезенцевой)

 

1) 5

2) 6

3) 7

4) 8

2. Укажите вариант, в котором дано верное объяснение пунктуации в выделенном фрагменте. Как эмаль, сверкает море и багряные закаты на готическом соборе, словно гарпии, крылаты… (Н. Гумилев)

1) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

2) сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая

3) простое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение, перед союзом И не нужна запятая

3. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором есть сочинительный соединительный союз. 1) Всякий раз, когда чего‑нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. (Л. Н. Толстой)

2) Глупый осудит, а умный рассудит.

3) В доме лжеца пожар случился, но никто не поверил.

4) Всегда говори правду, и тебе дорога будет открыта.

Прочитайте текст. Задания 4–6 выполните по данному тексту.

1) Путь к часовне у Никонова залива идет проливами мимо отвесных скал, покрытых лишайниками и мохом, зарослями брусники и черники. 2) Вьются проливчики между скалами, и вдруг откроется Ладога, вольная гладь озерная. 3) На скалах леса, леса. 4) Вон мшистая ель упала, вырвало ее ветрами, висит высоко‑высоко, корнями уцепившись, вот свалится, или вдруг вынырнет из‑за скалистого леса весь сказочный какой‑то, зачарованный островок, а на нем – сочная, нежно‑зеленая трава, нехоженая, дремотная. 5) Золотые на ней стрекозы, уснувшие в полете. 6) Сон‑дрема, и тихие светло‑зеленые березки, дремотные.

 

...

(По И. С. Шмелеву. «Старый Валаам»)

 

4. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (соединительные союзы).

5. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (противительные союзы).

6. Укажите номера предложений, в которых есть сочинительная связь (разделительные союзы).

7. Укажите, какое значени е передает данное сложносочиненное предложение. Окна были занавешены, и, хотя стоял день, в кабинете было сумрачно.

1) последовательность событий

2) одновременность протекания событий, действий

3) причинно‑следственные отношения

4) присоединительное значение

8. Напишите сочинение‑рассуждение о том, какие функции выполняют знаки конца предложения. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Date: 2015-11-13; view: 3148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию