Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стандартные ценности. Большинство людей считают ценностями то, что внуше но им в
Большинство людей считают ценностями то, что внуше но им в процессе воспитания. Ценности определяют жизненный путь человека, его цели и стремления. Обычно они не меняются в т е- чение всей жизни. Правда, в разные периоды жизни для чело- века оказываются наиболее важными разные ценности: в юно- сти — секс и другие удовольствия, в зрелом возрасте — семья и карьера. Но все эти ценности заданы. Общество навязывает ч е- ловеку набор стандартных ценностей, который мотивирует его на выполнение социально-полезных функций. Семья. Пожалуй, первая по внушаемой значимости ценность. Это понятно, ведь общество должно воспроизводить себя, а вос- производство происходит в семьях. Считается, что человек в молодости должен перебеситься — нарадоваться на всю остав- шуюся жизнь, а потом остепениться и стараться уже исключ и- тельно для семьи. Поэтому очень многие люди, начиная с опр е- деленного возраста, живут исключительно ради семьи и детей. Они тратят на семейные потребности все деньги, отказывают ся от своих желаний и намерений, несовместимых с семейными. Абсурдность такого самопожертвования очевидна. Если вы жертвуете собой ради своей семьи и детей, а ваши дети — ради своих и так далее, то получается дурная бесконечность самопо- жертвования без достойной цели впереди. Работа. Это высшая ценность для многих людей. Они счита- ют чрезвычайно важным свое дело, будь то бизнес, наука или
самые примитивные функции по обслуживанию. Они стремятся продвинуться и сделать карьеру. Повышают компетентность и профессионализм, преклоняются перед ними. С течением времени работа начинает занимать все большую часть жизни, и трудоголик иногда «сгорает» на работе. Наиболее преуспевающие трудоголики демонстрируют, что абсурдно аб- солютизировать ценность работы. Они уже обеспечили себя всем необходимым, а часто и несколько поколений своих детей. И все же они не сбавляют темпа, а продолжают его наращивать. В их жизни нет других столь же значимых содержаний, как ра- бота, им просто больше нечем себя занять. Накопление. Многие люди, думая о своей жизни, представ- ляют ее как постепенный рост благосостояния. В 20 лет у чело- века ничего не было, в 30 появилась квартира, в 35 — машина, в 40 — дача и так далее. Человек живет, чтобы накапливать собственность, а потом передать ее детям. Это оказывается са- мым значимым в его жизни. Само по себе богатство очень по- лезно и приятно. Но глупо делать его главной целью, ведь жизнь когда-нибудь кончится, а деньги и вещи не возьмешь в мир иной. Удовольствие. Совсем без него нельзя, ведь иначе человек устанет, начнет задумываться и обнаружит фальшивость ос- тальных ценностей. Поэтому ценность удовольствия никто не оспаривает, но в жизни оно должно занимать сравнительно м а- ло места. Рабочий день 8- 12 часов, на удовольствия остается часа два. Рабочая неделя — пять дней, выходных всего два. Ра- бота занимает 11 месяцев в году, отпуск — всего месяц. Все люди стремятся к удовольствию, но считается не совсем приличным видеть в нем высшую ценность. Основная масса удовольствий, предлагаемых обществом, является разновидно- стями пассивного потребления или расслабления: восприятие музыки, фильмов, книг, поглощение еды, пользование вещами. Таким образом, для общества идеальный человек тот, кто много времени работает, занимается семьей и детьми, накапли- вает собственность и иногда, не более 5 % своего времени, раз- влекается и отдыхает. К чему приходит человек, всю жизнь руководствовавшийся этим набором ценностей? Он стареет, выходит на пенсию и ос- тавляет работу. Для многих это трагедия, она надламывает их и ускоряет конец. Дети вырастают и становятся самостоятельны-
ми, у них оказывается очень немного времени для постаревших родителей. Вещи все труднее использовать: здоровье не позв о- ляет. В конце концов собственность достается детям. Удоволь- ствия и радости становятся недоступными, опять же из-за здо- ровья. Многие старики страдают от понимания того, что они жили не так, как им хотелось, что самые заветные мечты так и оста- лись мечтами, что время безвозвратно упущено и изменить ни- чего нельзя. Только воспоминание о том, что ты был самим со- бой и делал то, что хотел, что ты радовался, любил и был счаст- лив, скрашивает старость и дает ощущение полноценно прожи- той жизни. Есть расхожая истина: «Чтобы состояться и исполнить свое предназначение, человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка». Этот штамп показывает, чего общ е- ство ждет от человека. А можно выбрать другие, более привле- кательные жизненные задачи. Например: «Создать нечто пре- красное, победить несправедливость, осуществить заветную мечту». Чтобы жить полноценной жизнью, нужно пересмотреть то, что ощущаешь ценным, а для этого понять, что есть ценности подлинные и внушенные. Подлинное — то, что не нуждается в обосновании. Например, еда для голодного человека, любование прекрасным пейзажем, радость — они хороши сами по себе, это переживается человеком непосредственно и с очевидностью. С другой стороны, слава, послушание, порядочность тоже счита- ются хорошими, но их значимость сама по себе неочевид на, просто они считаются ценными в обществе. Ваша ценностная сфера уникальна и может быть наполнена любым содержанием. Главное, чтобы ваши ценности были под- линными, значимыми лично для вас, чтобы вы с очевидностью пережили, прочувствовали их значимость. Для обнаружения ценностей нужна не интеллектуальная, а интуитивно- эмоциональная активность. Ценности ощущаются чувствами и лишь потом осмысливаются. Подлинные ценности нельзя задать или создать, их нужно увидеть, воспринять. Есть ценности предельные и промежуточные. Например, вы- живание — предельная ценность, она значима сама по себе. А деньги — промежуточная. На них можно купить одежду и еду, необходимые для выживания. Но сами по себе, безотносительно
к другим ценностям, деньги довольно бесполезны. Представьте, что вы на необитаемом острове с миллиардом долларов. Лучшее, что вы сможете сделать, — сложить из денег костер. Не стоит ставить во главу угла промежуточные ценности и посвящать им жизнь, уделять им большую часть времени и за трачиваемых сил. Некоторые ценности подчиняют себе другие ценности и де- лают их реализацию невозможной. Например, такая ценность, как святость, понимаемая в духе христианского аскетизма, от- рицает и запрещает реализацию таких ценностей, как сексуаль- ное удовольствие и успех в бизнесе. Поэтому насколько человек способен выбирать ценности, утверждать одни и отказывать в признании достоинства другим, настолько предпочтительны ценности, которые способны подчинить себе меньшее число других ценностей и сохранить жизненный мир, богатый воз- можностями.
Date: 2015-11-13; view: 531; Нарушение авторских прав |