Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекарства от тоски
Человек страдает от страха, скуки, злобы и усталости. Неуве- ренность, тревога, пустота и бессмысленность жизни, если дос- тучатся до сознания и захватят внимание человека, сделают его жизнь невыносимой. Либо он впадет в депрессию, либо зайдется в истерике, либо ему придется изменить свою жизнь, начиная с самых ее основ. Но он не хочет ничего менять и поэтому нахо- дит способы защититься от правды жизни. Для этого нужно погрузиться в поток впечатлений, которые полностью захватят внимание и позволят скрыть невыносимые чувства от самого себя. Человек стремится к тому, чтобы в его жизни было как можно больше нового, свежего, оригинального и разнообразного. Поток стимулов, порождаемых новым опытом, должен быть интенсивным, ярким и интригующим. И сове р- шенно не важно, что именно потребляется, насколько это каче- ственно и интересно самому человеку. Есть несколько распространенных и эффективных способов забыться. Психотропные средства: алкоголь, наркотики. Алкоголь и наркотики позволяют на несколько часов отгородиться от мира, погрузившись в веселье или экстаз. Ощутить подъем, беззабот- ность, энергию, которой обычно недостает. Алкоголь и наркоти- ки разрушают организм и личность. Но это не останавливает несчастного человека, ведь он не ценит себя. Беллетристика. Любовные романы, детективы и фантастика возбуждают сильное любопытство. Если открыл книгу, то уже не бросишь, пока не узнаешь, чем же все закончилось. В беллетри- стике читатель находит то, чего ему не хватает в жизни: любовь и секс, интригу и тайну, опасность и возможность бороться со злом. Читатель отождествляет себя с героем, как будто это он сам делает то, что делает герой. При развитом воображении он может пережить соответствующие чувства, не подвергаясь ни- каким опасностям и затратам — кроме платы за книгу. Телевизор. То же касается киноискусства: триллеры, боевики и комедии щекочут нервы. Зрителю предлагается испытать раз-
ные чувства: страх, агрессию или смех, — кому что больше нра- вится. Сериалы и мыльные оперы создают вымышленные миры и предлагают зрителю в них поселиться: он живет не своей жизнью, а интересами, желаниями, проблемами и страстишка- ми любимых героев. Виртуальная реальность. Еще больше возможностей предла- гают компьютерные игры. Если книга воспринимается интел- лектом и воображением, то игры воздействуют непосредственно на зрение и слух. Более того, сюжет книги неизменен. Он зад у- ман автором, а читатель может только узнать его и в лучшем случае как бы прочувствовать. А в компьютерных играх он уча- ствует непосредственно. Исход игры зависит от его вниматель- ности, ловкости, реакции, интеллекта. Можно сражаться не с машиной, а с другим игроком с помощью компьютерных сетей. Правда, виртуальный мир — это мираж. На все то время, что человек сидит за компьютером и участвует в игре, он выпадает из реальной жизни. Он не любит и не дру жит, не познает и не творит. Он не делает почти ничего такого, что свойственно ч е- ловеку и делает его человеком. Единственное, чем занят игрок, — это расчет и реакция на происходящее в игре. Он становится придатком машины, не более того. Смена партнеров. Многие прибегают к сексу как к лекарству от тревожности. Они стремятся иметь как можно больше лю- бовников, быстро достигают сексуального контакта и так же быстро оставляют партнера. Они воспринимают его исключи- тельно как сексуальный объект, а не как человеческое существо. Ничего, кроме секса, не приходит им в голову. Они берут то, что партнер может им дать, и не знают, что делать дальше с этим человеком. Люди часто называют любовью вспышку романтических чувств. Двое, которые были чужими друг другу, вдруг преодоле- вают барьер отчуждения и чувствуют, что они внезапно стали близкими. Это одно из самых волнующих и радостных пережи- ваний в жизни, но оно быстротечно. Проходит время, они лучше узнают друг друга. Их близость становится привычной и пере- стает быть радостным чудом. Учащаются конфликты и споры. В конце концов остаются разочарование, скука и желание новой влюбленности. Приобретение вещей. Вещи приобретаются для удов- летворения потребностей. Они нужны человеку, он покупает их
и использует. Однако часто покупки совершаются лишь для то- го, чтобы заполнить пустую и скучную жизнь. Многие люди х о- дят по магазинам, хотя им в данный момент ничего не нужно. Сам факт покупки, присвоения вещи дает ощущение эмоцио- нального подъема, как- то расцвечивает их жизнь. Коллекционирование знаний. Познание чего угодно подра- зумевает понимание смысла. То, что человек слышит или чита- ет, становится частью его системы мышления, расширяет и обо- гащает ее, меняет всего человека и его жизнь. В основе такого познания лежит глубокая заинтересованность. Познающий со- переживает, старается понять, размышляет. Он сопоставляет воспринимаемое с жизнью и критически оценивает, исходя из своего восприятия. У него возникают вопросы и новые идеи. Но так бывает редко. Гораздо чаще человек не понимает, а старается как можно больше запомнить или записать. Он кладет новые факты в ба- гажник своего ума. Многознание придает ему чувство уверенно- сти в себе. Без некой суммы знаний он чувствует себя пустым. Поэтому он цепляется за знания и старается иметь их как мож- но больше. Он коллекционирует сертификаты об образовании, но не испытывает подлинного интереса к тому, что изучает. Он ничего не может придумать сам, а способен лишь вспоминать правильные ответы на экзаменах и компоновать предложения из чужих книг. Информационный поток, поглощаемый челове- ком, глушит чувства тревоги и беспокойства. Он позволяет от- влечься от ощущения пустоты жизни и собственной никчемн о- сти. Поглощение еды. Человек думает: если я чего-то хочу, зна- чит, это мне действительно нужно. Излишества в еде отчетливо демонстрируют разницу между субъективно ощущаемыми же- ланиями и реальными потребностями человека. Так, обжора по- стоянно хочет есть, даже если он многократно удовлетворил по- требность организма в пище. В действительности чувство голода скрывает от него другие переживания — беспокойство и трево- гу. Объективная потребность в еде давно удовлетворена, а же- лание не проходит. Таким образом, человек может разрушать себя и отдалять понимание того, чего же ему на самом деле не хватает. Искусство, шоу. Восприятие искусства предполагает внима- ние, вчувствование и эмоциональный отклик на художественное
произведение, будь то книга, картина, музыка или фильм. Во с- приятие художественного произведения может изменить отно- шение человека к миру, перестроить его личность, открыть в жизни новые грани и измерения. Правда, для такого воспр и- ятия нужны развитый вкус и культура души, а также произве- дения искусства соответствующего качества. Большинство людей не обладают развитым художественным вкусом и просто не умеют воспринимать искусство. Самое большее, на что они способны, — изобразить заинтересован- ность и высказать остроумное или критическое замечание, по- казавшись умными самим себе и другим. А массовая культура в основном примитивна. Так, для современной коммерческой му- зыки характерна примитивность размера, ритма и выразитель- ных средств. Часто она не более чем набор шумов в наушниках плейера, заглушающий остальные звуки окружающего мира. Ненависть может быть очень сильным чувством, за- глушающим голос разума и остальные переживания, а может быть почти незаметной, как бы растворенной в других чувст- вах. Для некоторых людей ненависть и месть становятся смыс- лом жизни. И гораздо чаще ненависть бывает лекарством от скуки, позволяющим хоть как-то разнообразить переживания человека. Ненависть присутствует в душе в виде осуждения, раздра- жения, злобы, злорадства и зависти. Средства массовой инфор- мации предлагают массу поводов для таких эмоций: убийства, войны, преступления, продажность чиновников и политиков. В поведении ненависть проявляется в стремлении управлять дру- гими людьми (детьми, домашними) и желании вредить, подч и- нять (унижать, мучить) и подчиняться начиная с «безобидных» подкалываний и заканчивая судом Линча. И наконец, несколько слов о таком важном явлении нашей жизни, как потребление. Мы потребляем пищу, воду, кислород, солнечный свет. Нам трудно обойтись без одежды, транспорта, медикаментов и средств связи. Потреблять можно все что угод- но: еду, вещи, информацию, впечатления, отношения. Человек не может жить без потребления, но потреблять можно по- разному. Полезно понять разницу между возможными видами потребления: назовем их функциональным и невротическим. При функциональном потреблении возникает потребность, находится подходящий предмет для удовлетворения и потребля-
ется, после чего потребность, будучи удовлетворенной, какое-то время не дает о себе знать. То, что человек потребляет, стано- вится его частью. Атомы и энергия пищи формируют клетки те- ла. Прочитанная книга изменяет мировоззрение человека. Лю- бовь перестраивает систему ценностей, делая важным того, кого любишь. Невротическое потребление служит не удовлетворению по- требности, а отвлечению от невыносимых чувств. Происходит вот что: в душе возникают тревога и страх, находится доста- точно яркий стимул для отвлечения, потребляется, находится новый стимул, снова потребляется, и так без конца. Тревога и скука не проходят, а человек ищет все новые и новые стимулы, позволяющие ему забыться.
Date: 2015-11-13; view: 293; Нарушение авторских прав |