Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксические нормы и культура речи





Студент должен

иметь представление:

- о принципах русской пунктуации;

- о синтаксической синонимии как источнике богатства и выразительности речи;

знать:

- смысл понятий «синтаксическая норма», «актуальное членение предложения», «инверсия», «бессоюзие», «многосоюзие», «парцелляция»;

- основные синтаксические единицы;

- виды подчинительной связи в словосочетании;

- правила построения простых и сложных предложений;

уметь:

- различать простые и сложные предложения, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться вариативными и факультативными знаками препинания;

- исправлять синтаксические ошибки.

 

Понятие синтаксической нормы. Трудности в системе словосочетания: падежная форма управляемого слова. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, нормы сочетания однородных членов, причастного и деепричастного оборотов. Ошибки в построении сложных предложений. Порядок слов в предложении. Принципы русской пунктуации. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.)

 

 

Тема 17. Русская пунктуация. Пунктуационные нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятий «пунктуация», «простое предложение», «сложное предложение», «пунктуационные нормы».

- группы знаков препинания по функции: отделительные знаки препинания, выделительные, разделительные;

у м е т ь:

- правильно употреблять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Знаки препинания в осложнённом простом предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Правила введения цитаты.

 

Тема 18. Лингвистика текста. Коммуникативные нормы. Культура общения. Законы общения. Речевой этикет.

Студент должен

иметь представление:

- о гендерных особенностях речевого этикета;

знать:

- смысл понятий «речевая ситуация и ее компоненты»;

- содержание понятий «текст»;

- смысловые типы текстов;

- лингвистические особенности речевого этикета;

- смысл понятий «коммуникативная норма», «принципы целесообразности, структурирования, гармонизации общения и кооперации»;

- о социальных и речевых ролях партнеров по общению;

уметь:

- создавать тексты, учитывая их смысловую направленность;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- составлять варианты формул речевого этикета с учетом социальных, возрастных, психологических факторов, а также профессиональной сферы общения.

 

Понятие о тексте. Текст. Диалог. Монолог. Предложение – минимальная единица текста. Стилевое единство как важнейший лингвистический признак текста. Заглавие.

Смысловые типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.

Понятие коммуникативной нормы. Коммуникативная ситуация. Деловое общение. Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Формулы речевого этикета. Эвфемизмы. Гендерные особенности речевого этикета. Невербальный этикет. Профессиональная этика и речевое поведение юриста.

 

 

Тема 19. Итоговое занятие.

Тематический план семинарских занятий

Тема семинара Количество часов
1-2 Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.  
  Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи. Лексические нормы.  
  Лексикография. Основные типы словарей.  
  Фонетика и орфоэпия.Орфоэпические и акцентологические нормы.  
6-8 Графика и орфография. Орфографические нормы.  
  Морфемика. Словообразовательные нормы.    
10-11 Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных    
  Грамматические нормы. Внутрисеместровая аттестация  
  Нормы употребления имен прилагательных  
  Нормы употребления числительных и местоимений  
  Нормы употребления глагола и глагольных форм  
  Синтаксис; основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы и культура речи.  
  Русская пунктуация.    
  Лингвистика текста. Коммуникативные нормы. Культура общения. Законы общения. Речевой этикет.  
  Итоговое занятие. Зачёт  
Всего    

Планы семинарских занятий


Тема 2.

Семинар № 1: Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое культура речи? Каковы ее аспекты? Кратко охарактеризуйте их.
  2. Назовите основные коммуникативные качества речи. Какие критерии определяют понятие «хорошая речь»? Каково значение культуры речи в деятельности юриста?
  3. Охарактеризуйте три важнейших компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.
  4. Функциональное расслоение современного русского языка. Что представляют собой функциональные стили языка?
  5. Разговорный и книжный стили. Какие стили относятся к книжным?
  6. Языковые особенности стилей.

Практическое задание:

1. Определите стилевую принадлежность текстов.

1). Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется, да вот и вы. Ну, как вам писать!   2). Правительство Эстонии выделило 10 миллионов крон на поддержку реэмиграции некоренных жителей, передает наш корреспондент Г.Сапожникова. материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица.   3). Демография – наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим признакам, его движение, рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п.   4). Подтверждаем получение Вашего письма № … от …, в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится … Надеемся, что Вы примете в ней активное участие.   А – научный; Б – официально-деловой; В – публицистический; Г – разговорный.

 

Культура письменной речи: Диктант.







Date: 2015-11-13; view: 1244; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию