Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы для самостоятельной работы. 1. Мое речевое окружение





1. Мое речевое окружение.

2. Мир рекламных слоганов и культура речи.

3. Заголовки газет и журналов через призму культуры речи.

4. Культура речи в опасности?!

Формы работы: эссе, доклад, интервью

Литература
1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.32-37.

2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С. 10-17

Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.92-96

3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.

4. Материалы лекции.

Семинар № 2: Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.

 

Вопросы для обсуждения

1. Рассказать о научном и официально-деловом стиле.

2. Рассказать о публицистическом и художественном стиле.

3. Что такое язык и речь. Назвать функции языка.

4. Назовите признаки языка и речи, разновидности речи и виды речи.

5. Что такое речевая деятельность, назовите её этапы и компоненты.

Практическое задание:

1) заполните таблицу:

Официально-деловой стиль

Лексические особенности Морфологические особенности Синтаксические особенности
     

 

2) укажите все особенности официально-делового стиля в данных текстах:

- заявление

- объявление

- доверенность

- докладная

- автобиография

- расписка

3) назовите подстили официально-делового стиля и их жанры;

4) перечислите лексические, морфологические и синтаксические особенности законодательного подстиля, заполните таблицу:

Законодательный подстиль

Лексические особенности Морфологические особенности. Синтаксические особенности
     

 

5) проанализируйте выступление профессора литературы Б.Эйхен­баума в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Укажите цель выступления, адресата, место выступления особенности языка

«…Эйхенбаум попросил, чтобы ему дали микрофон. Он хотел говорить с немцами. Он сказал: «Я старый профессор, сын мой Дмитрий – на фронте, зять умер, живу с женой, внучкой и дочкой в одной комнате. Пишу книгу о Толстом. Вы его знаете – он автор книги «Война и мир». Я знаю, что вы боитесь Толстого, что вы читали эту книгу о победе после поражения. Я пришел сюда от своего стола с замерзшими чернилами, чтобы сказать вам, что вас презираю. Культуру можно опровергнуть только культурой. У нас тоже есть пушки – пушки не доказательство.

Вы не разрушите нашу культуру, вы не войдете в наш город».

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.17-31, 90-101.

2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.13-18.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С 7-11.

4. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.

5. Материалы лекции.

 

Тема 5.

Семинар № 3: Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи. Лексические нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие пласты лексики находятся за границами нормативного русского языка?

2. В чем заключается стилистическая функция лексики пассивного запаса?

3. Что такое профессионализмы? Приведите примеры профессионализмов из юридической сферы.

4.Употребление заимствованных слов в современной речи.

5. Каковы фразеологические средства русского языка, основные типы фразеологических единиц? Синонимия и антонимия фразеологизмов.

6. Выражения, восходящие к библейским и евангельским источникам.

7. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

8. Юридические клише и штампы.

Практическое задание:

1) выпишите из фразеологического словаря 4 фразеологизма, укажите их историю появления и современное значение.

2) определите принадлежность подчеркнутых слов:

1) Сегодня я понял, главное – не ударить лицом в грязь. –– В этом случае главное – не попасть пальцем в небо. 2) Девочка надела маскарадный костюм – Девочка одела куклу. 3) Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так … 4) Сегодня я очень спешу и, к сожалению, не смогу вам помочь. –– Я тороплюсь на презентацию известной косметической фирмы. 5) Последовали бурные аплодисменты. –– Концерт произвел и на на- ших гостей неизгладимое впечатление. 6) Я заметил брак не сразу. –– Их брак был очень прочным. 7) Обвиняемый, встаньте! –– Вы обвиняетесь в хищении государствен- ного имущества в особо крупных размерах. 8) Мы бабки зарабатывать хотим, а не базары разводить.   1. синонимы; 2. антонимы; 3. фразеологизмы; 4. паронимы; 5. речевые штампы; 6. омонимы; 7. жаргонизмы; 8. термины.

3) исправьте нарушение лексической нормы (напишите только исправленное слово или словосочетание):


1. Он облокотился спиной о дверной косяк.

2. Появление Андрея причинило Наташе много радости и новых впечатлений.

3. После гибели Клайда Джени все-таки решила жениться на Майкле.

4. При обнаружении забытых вещей укажите об этом водителю.

5. Оплатите за проезд, пожалуйста.

6. Рост преступности вырос.

4) замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями (записать только клише):

1. Запрет на выезд. 2. Рассказать о случившемся. 3. Пьяный. 4. Побои. 5. С целью хулиганства. 6. Вещи, свидетельствующие о виновности. 7. Договоренность преступников.

5) найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.

6) Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины: вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона.

Культура письменной речи: Тренинг по орфографии.







Date: 2015-11-13; view: 1212; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию