Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы для самостоятельной работы. 1. Мое речевое окружение
1. Мое речевое окружение. 2. Мир рекламных слоганов и культура речи. 3. Заголовки газет и журналов через призму культуры речи. 4. Культура речи в опасности?! Формы работы: эссе, доклад, интервью Литература 2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С. 10-17 Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.92-96 3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002. 4. Материалы лекции. Семинар № 2: Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.
Вопросы для обсуждения 1. Рассказать о научном и официально-деловом стиле. 2. Рассказать о публицистическом и художественном стиле. 3. Что такое язык и речь. Назвать функции языка. 4. Назовите признаки языка и речи, разновидности речи и виды речи. 5. Что такое речевая деятельность, назовите её этапы и компоненты. Практическое задание: 1) заполните таблицу: Официально-деловой стиль
2) укажите все особенности официально-делового стиля в данных текстах: - заявление - объявление - доверенность - докладная - автобиография - расписка 3) назовите подстили официально-делового стиля и их жанры; 4) перечислите лексические, морфологические и синтаксические особенности законодательного подстиля, заполните таблицу: Законодательный подстиль
5) проанализируйте выступление профессора литературы Б.Эйхенбаума в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Укажите цель выступления, адресата, место выступления особенности языка «…Эйхенбаум попросил, чтобы ему дали микрофон. Он хотел говорить с немцами. Он сказал: «Я старый профессор, сын мой Дмитрий – на фронте, зять умер, живу с женой, внучкой и дочкой в одной комнате. Пишу книгу о Толстом. Вы его знаете – он автор книги «Война и мир». Я знаю, что вы боитесь Толстого, что вы читали эту книгу о победе после поражения. Я пришел сюда от своего стола с замерзшими чернилами, чтобы сказать вам, что вас презираю. Культуру можно опровергнуть только культурой. У нас тоже есть пушки – пушки не доказательство. Вы не разрушите нашу культуру, вы не войдете в наш город». Литература 1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.17-31, 90-101. 2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.13-18. 3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С 7-11. 4. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002. 5. Материалы лекции.
Тема 5. Семинар № 3: Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи. Лексические нормы. Вопросы для обсуждения: 1. Какие пласты лексики находятся за границами нормативного русского языка? 2. В чем заключается стилистическая функция лексики пассивного запаса? 3. Что такое профессионализмы? Приведите примеры профессионализмов из юридической сферы. 4.Употребление заимствованных слов в современной речи. 5. Каковы фразеологические средства русского языка, основные типы фразеологических единиц? Синонимия и антонимия фразеологизмов. 6. Выражения, восходящие к библейским и евангельским источникам. 7. Ошибки в употреблении фразеологизмов. 8. Юридические клише и штампы. Практическое задание: 1) выпишите из фразеологического словаря 4 фразеологизма, укажите их историю появления и современное значение. 2) определите принадлежность подчеркнутых слов:
3) исправьте нарушение лексической нормы (напишите только исправленное слово или словосочетание): 1. Он облокотился спиной о дверной косяк. 2. Появление Андрея причинило Наташе много радости и новых впечатлений. 3. После гибели Клайда Джени все-таки решила жениться на Майкле. 4. При обнаружении забытых вещей укажите об этом водителю. 5. Оплатите за проезд, пожалуйста. 6. Рост преступности вырос. 4) замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями (записать только клише): 1. Запрет на выезд. 2. Рассказать о случившемся. 3. Пьяный. 4. Побои. 5. С целью хулиганства. 6. Вещи, свидетельствующие о виновности. 7. Договоренность преступников. 5) найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь. 6) Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины: вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона. Культура письменной речи: Тренинг по орфографии. Date: 2015-11-13; view: 1212; Нарушение авторских прав |