Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Содержание Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…………………………………………………………………….….5
Пояснительная записка…………….……………………………………………..8
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………………………….10
Тематический план…………………………………………………….…………………………10
Программа курса ………………………………………………………...………12
Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........23
Планы семинарских занятий………………………………………………........24
Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов ……………………………………………39
Рекомендуемая литература………………………………………………………………………..40
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного и внутрисеместрового контроля..........................................................................41
Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………47
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ) Выписка из Государственного образовательного стандарта СПО от 1 сентября 2002 года
Русский язык и культура речи: - основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; - функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; - лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; - фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи; - лексикография; основные типы словарей; - фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; - орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; - графика; позиционный принцип русской графики; - орфография; принципы русской орфографии; - морфемика; словообразовательные нормы; - морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; - синтаксис; основные единицы синтаксиса; - русская пунктуация; - лингвистика текста Требования к уровню подготовки по дисциплине «Русский язык и культура речи»: - знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; - уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - уметь анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Содержание примерной программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются следующие компетенции. Ценностно-смысловые компетенции: - уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к русскому языку и сферам профессиональной деятельности; - понимание роли русского языка в жизни человека. Учебно-познавательные компетенции: - способность извлекать основное содержание прочитанного или услышанного; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Информационные компетенции: - самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, - структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Коммуникативные компетенции: - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; - владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. Компетенции личностного самосовершенствования: - анализировать свои достижения и ошибки, - овладение навыком заниматься самообразованием, повышать свою профессиональную и общую культуру.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями). Изучение культуры речи на профильном уровне предполагает обеспечение более высокого уровня языковой подготовки студентов факультета непрерывного образования. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно использование в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений и высказываний студентов. Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис, будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные в профессиональной деятельности слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг и т.д. В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение практических работ. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвлённой системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции будущих юристов. Курс предполагает прежде всего формирование умений, навыков, ценностных ориентаций и носит практический характер. Из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач. Изучение программного материала рассчитано на 75 часов, из которых 57- аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях, другая усваивается в ходе работы на семинарах, в ходе самостоятельной работы. Основными формами учебной работы являются лекции и семинары. По окончании изучения курса формой итогового контроля является зачет. Date: 2015-11-13; view: 407; Нарушение авторских прав |