Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы глагола





Глаголы с одинаковым соотношением ос-в инфинитива и настоящего времени объединяются в группы, которые принято называть к л а с-ами глаголов. Так, в один класс объединяются глаголы основой на -а(ть) в инфинитиве и на -а] — в настоящем вре-;ни: чита-ть — чита\-ут, дума-ть — дума\-ут и др. В другой iacc объединяются глаголы с другим соотношением основ.

Классы глаголов делятся на продуктивные непродуктивные. Продуктивные классы — это 1ассы, пополняющиеся новыми глаголами с таким же соотно­си ж".! основ. Непродуктивные классы новыми глаго-1ми не пополняются.

В русском языке продуктивных классов пять, ■й класс. Основа инфинитива на -а(ть), основа настоящего)емени на -aj (бега-ть — бега\-ут, поднима-ть — поднима}-ут). \о подсчетам исследователей, приблизительно половина русских 1аголов относится к 1-му продуктивному классу/Продуктивность &еспечивается прежде всего образованием глаголов несовершен­но вида от глаголов совершенного вида других продуктивных непродуктивных классов с помощью суффиксов -ыва-, -ва-, Например: подписа-ть — подпиш-ут (непродуктивный iacc)-»- подписыва-ть — подписыва\-ут (1-й продуктивный класс); поджари-ть — поджар'-ат (5-й продуктивный класс)-* поджаривать— поджарива\-ут (1-й продуктивный класс).

К 1-му продуктивному классу относятся: отыменные глаголы (заземлять, столярничать, обедать и т. д.)-глаголы, образованные от междометий и звукоподражательных слов (ахать, охать, бухать); многие термины, в том числе и линг­вистические (акать, окать, екать, икать).

2-й класс. Основа инфинитива на -е(ть), настоящего времени на -ej (зелене-ть — зелене\-ут, черне-ть — чернеуут).

Продуктивность класса обеспечивается отыменными образо­ваниями, в первую очередь от прилагательных со значением «проявлять признак», «становиться таким» (толстый — толстеть, худой — худеть, ум — обезуметь и т. д.).

3-й класс. Основа инфинитива на -ова(ть) ева(ть), основа

настоящего времени на -у\ (атакова-ть — атакуj-ут, агитиро ва-ть — агитиру\-ут). Этот класс пополняется прежде всего счет заимствованных слов (классифицировать, диктовать, аресто­вать и др.). Глаголы этого класса образуются от имен (бедст­вовать, бороновать, голосовать, ночевать, зимовать и др.) 4-й класс. Основа инфинитива на -ну(ть), настоящего времени -н (ишгну-ть — шагн-ут, стукну-ть — стукн-ут).

Класс продуктивный и многочисленный прежде всего за счет образования глаголов однократного способа действия, т. е. таких, которые обозначают действие, совершенное в один прием, один раз (толкнуть, ахнуть, крикнуть и т. д.).

5-й класс. Основа инфинитива на -и(ть), основа настоящего вре­мени на согласный (лови-ть — лов'-аг, пусти-ть — пуст'-ат). Этот класс пополняется отыменными глаголами (мастерить, утюжить, рыбачить и др.). Значительную группу составляют гла­голы, образованные от прилагательных со значением «делать таким» (черный — чернить, белить, чистить, укрупнить, уплот­нить и др.).

Для глаголов данного класса характерны чередования в ос­нове настоящего времени и чередования в двух основах (прост -ить — прощ-у — прост'-ат, объяви-ть — объявл'-у — объяв'-ат и т. д.).

Все остальные глаголы относятся к непродуктивным классам Среди глаголов непродуктивных классов выделяются несколько групп, ограниченных по своему.составу, включающих древ­нейшие по образованию и весьма употребительные глаголы Например: да-ть — да-м, взя-ть — возьм-ут и т. д.

Можно выделить несколько групп непродуктивных классов глаголов.

1. Глаголы с основой инфинитива на -а(ть), которого нет в основе настоящего времени (бра-ть — бер-ут, паха-ть — паш-у-плака-ть — плач-у и др.).

2. В основе инфинитива -ере(ть), в основе настоящего времени -р (умере-ть -* умр-ут, тереть — тр-ут, запере-ть — запр-ут и др.)-

3. Глаголы с полногласным сочетанием -оло-, -оро- в конце ос­новы инфинитива и с л', р' в конце основы настоящего времени (поло-ть — пол'-у, боро-ть-ся — бор'-у-с'в и др.).

Примечание. У некоторых глаголов 1-го продуктивного класса имеются параллельные формы. Так, от глагола воспитывать образуются формы причастий воспитываемый и воспитуемый; испытывать — испы­тываемый — испытуемый; наказывать — наказываемый — наказуемый; связывать — связывающий и связующий (звено); указывать — указы­вающий и указующий. Как можно заметить, вторые формы образуются по модели 3-го продуктивного класса. Вторые формы употребляются в книжной речи; часть из них термины (наказуемый, воспитуемый) и перешли в прилагательные или существительные.

Глаголы непродуктивных классов испытывают влияние глаголов продуктивных классов, поэтому образуются параллельные формы: маха-ть — маш-у — *маха\-у; плака-ть — плач-у — *плака}-у (в речи детей младшего возраста) и т. д.







Date: 2015-11-13; view: 1102; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию