Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеризованные способы действия





Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают на­чало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И за­играет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в совре­менном русском языке, по данным словарей, их около 900). Значение начинательности выражается приставками. Так, при­ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (за­шуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в прост­ранстве (зашагать, забегать); к глаголам, обозначающим чув­ства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим груп­пам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (по­плыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару об­разуют редко (например, запеть — запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие
глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно не-
большим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда
сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с
любезным читателем
(П.); Люблю тебя душой, и рад бы иногда
С тобою посидеть
(П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Ограничительное значение выражается приставкой по-, ко­торая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа дей­ствия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничительный способ дей-
ствия. Общее значение таких глаголов — действия, охва-
тывающие определенный промежуток времени. Например: По-
прыгунья Стрекоза лето красное пропела
(Кр); Вы это
поймете, когда проживете здесь еще несколько времени
(П.).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть — просиживать, простоять — простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее зна-
чение — действия, смягченные в своей интенсивности. Напри-
мер: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты под-
наторел за войну в технике
(Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присое­диняется обычно к приставочным глаголам {поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.). Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами {приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.).

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать — подрабатывать, приподнять — приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи.

5. Результативный способ действия. Глаголы
этой группы имеют общее значение: значение реального до-
стижения результата или направленности на достижение ре-
зультата. Например: Только успели мы отдохнуть и отобедать,
как услышали ружейные выстрелы
(П.); Михаил Аверьяныч
скоро со всеми перезнакомился
(Ч.).

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распредели­тельности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждать­ся, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (пере­знакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просто­речию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия — значение действия, произведенного за один прием, один раз. Например: Пес как
прыгнет, завизжит
(П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А. Н. Т.).
Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные
действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания
(ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия
(мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов — суффиксальный, они обра­зуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтраль­ной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсив­но-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть). На­пример: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов — просторечие.

 

Одновидовые глаголы несовершенного вида

1. Глаголы длительно-прерывистого спо-
соба действия. Общее значение — значение нерегулярной
расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок
оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел. На братца
поглядывает боком
(П.); Генеральша мелко, не переставая,
смеялась. Генерал тоже похохатывал
(Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушев­ленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, по­кашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

2. Глаголы сопроводительного способа дей-
ствия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с дру-
гими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И
царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами...
(П.); Это был брат моего отца...
в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю
Москвы
(А. Шаров).

Способ образования — префиксально-суффиксальный: прис­тавки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления — разговорная речь.

3. Глаголы взаимно-длительного способа
действия. Общее значение — значение действия, которым об-
мениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чинов-
ников, которые между собой перешептывались
(П.); Когда ад-
мирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеива-
лись
(Станюк.).

Способ образования — префиксально-суффиксально-постфик-сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться). Это глаголы стилистически нейтральные или разговорные.

4. Глаголы многократного способа дейст-
вия. Общее значение — значение повторяющегося действия.
Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто
(В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами,
Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в
палисаднике
(Коч.).

Способ образования — суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъ­явительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера упот­ребления — разговорная.

Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию