Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеризованные способы действия
Одновидовые глаголы совершенного вида 1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900). Значение начинательности выражается приставками. Так, приставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать); к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов. Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.). Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др. Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть — запевать). 2. Ограничительный способ действия. Такие Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления. Ограничительное значение выражается приставкой по-, которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы. В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике. 3. Длительн о-о граничительный способ дей- Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.). Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть — просиживать, простоять — простаивать). Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике. 4. Смягчительный способ действия. Общее зна- Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам {поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.). Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами {приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.). Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать — подрабатывать, приподнять — приподнимать и др.). Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи. 5. Результативный способ действия. Глаголы Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров). Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться). Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться). 6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия — значение действия, произведенного за один прием, один раз. Например: Пес как Способ образования глаголов — суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-. В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике. Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть). Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов — просторечие.
Одновидовые глаголы несовершенного вида 1. Глаголы длительно-прерывистого спо- Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.». 2. Глаголы сопроводительного способа дей- Способ образования — префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать). Группа немногочисленна. Сфера употребления — разговорная речь. 3. Глаголы взаимно-длительного способа Способ образования — префиксально-суффиксально-постфик-сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться). Это глаголы стилистически нейтральные или разговорные. 4. Глаголы многократного способа дейст- Способ образования — суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.). Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий. В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления — разговорная. Date: 2015-11-13; view: 387; Нарушение авторских прав |