Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дело о том, как некто стал собственным дедом(№ 270) Казус, на первый взгляд, так запутан, что пересказать его словами иными, чем он изложен в источнике, непросто: «Я женился несколько лет назад на вдове W., у которой была взрослая дочь X. Мой отец, V., давно овдовевший, часто посещал нас. Он влюбился в X. и вступил с нею в брак. Таким образом, мой отец стал моим пасынком, а моя падчерица — моей матерью. Через год у моей жены родился сын Z1., который, значит, был шурином моего отца и моим дядей, так как он — брат моей мачехи. Жена моего отца — X. — тоже родила сына Z2. Он, понятно, был моим братом, и, вместе с тем, моим внуком, ибо он сын моей дочери. Моя жена стала теперь моей бабкой, так как она — мать моей матери (мачехи). Итак, я был мужем моей жены, и вместе с тем, её внуком, а так как муж бабки называется дедом, то я был своим собственным дедом». Правильно ли это рассуждение, — спрашивает составитель, — или где-нибудь скрыта ошибка? При всем своем правдоподобии рассуждение это настораживает, конечно, необычностью своего результата и многоступенчатостью: то и другое дает основание подозревать сознательное сокрытие в нем, как минимум, одной, а то и нескольких ошибок. Точное их обнаружение и объяснение чрезвычайно важно, в такой сфере, как наследственное право: так, например, совсем не праздным является вопрос о порядке наследования господина, который стал собственным дедом, после смерти супруги — будет ли он призываться к наследованию как переживший супруг (первая очередь), или как внук покойной (первая очередь, но по праву представления)? Принято различать три вида взаимоотношений между физическими лицами: (1) супружеские (между лицами, состо ящими в зарегистрированном браке), (2) родственные, или кровного родства (между лицами, происходящими друг от друга или общего предка) и (3) свойства (между кровными родственниками супругов). Гражданско-правовые последствия супружеских и родственных отношений столь широки, что сполна охватывают и последствия свойства. Из этого следует два вывода — на первый взгляд, очевидных, но играющих ключевую роль при решении данного казуса: (1) статус супруга или родственника исключает статус свойственника, т. е. наличие у лица качества супруга или родственника не позволяет приписывать ему качества какого-либо свойственника; (2) супруги и родственники свойственников не состоят ни в каких отношениях с лицом, по отношению к которому их супруги и родственники состоят свойственниками. Вообще недопустимо путать термины, обозначающие лиц, состоящих в отношениях различных видов, а тем более — применять их для обозначения лиц, в этих отношениях не состоящих. Так, например, падчерица не состоит в кровном родстве с отчимом; следовательно, они по отношению друг к другу не родственники, а свойственники. Муж падчерицы оказывается (по отношению к отчиму) супругом свойственника, а не его кровного родственника, и, следовательно, уже не является по отношению к отчиму никем, даже свойственником. Именовать его зятем, и уж, тем паче, пасынком, ясное дело, неправильно и потому недопустимо. Точно также нельзя считать мать мачехи (кровного родственника свойственницы) бабкой. Внимательно ещё раз перечтя задачу, дабы уяснить наименование и роль каждого её участника, а также их взаимоотношения друг с другом, легко убедиться, что единым источником многочисленных ошибок является откровенно неправильное употребление обозначений, указывающих на те или иные супружеские, родственные или свойственнические качества. Наиболее характерно наименование X.: сначала рассказчик говорит, что она (заключив брак с его отцом) стала его матерью, затем (определяя статус своего сына) называет его братом мачехи; наконец, определяя последствия брака своего отца с X. — дочерью его жены W.[4], — рассказчик говорит, что его собственная жена стала его бабкой, так как она мать моей матери (мачехи). Сначала — «мать», потом — «мачеха» и наконец, и «мать» и «мачеха» одновременно, как будто это слова-синонимы. Но такого не может случиться, что называется, по определению, ибо «мать» — это родственник, а «мачеха» — свойственник. Одно и то же лицо не может быть одновременно и матерью и мачехой по отношению к одному и тому же человеку (в данном случае —рассказчику). Попытаемся отыскать все подобные ошибки (по ходу рассказа). Первая. Женитьба отца рассказчика на X. — дочери жены рассказчика — никак не может сделать его пасынком рассказчика. Муж дочери — супруг кровного родственника — и тот назывался бы зятем, но не пасынком; здесь же речь идет о муже падчерице — супруге свойственницы. Отношения между ним и рассказчиком понятиями супружества, родства и свойства вовсе не описываются. Итак, отец, женившийся на X. — ни в коем случае не пасынок рассказчика. Вторая. Мать — это кровный восходящий родственник. Жена отца — это мачеха. Следовательно, брак отца рассказчика с X. сделал последнюю мачехой рассказчика, но не его матерью[5]. Третья ошибка: Z1., рожденный от брака рассказчика с W., никак не может быть одновременно его же дядей, ибо брат мачехи (кровный родственник свойственника) — не может быть дядей рассказчика (его оке кровным родственником), ибо никто не может быть свойственником самого себя. Скорее уж следовало бы назвать его пасынком (братом падчерицы), но эта возможность исключается наличием между ним и рассказчиком кровной родственной связи. Таким образом, Z1. — не дядя рассказчика, а его родной сын. Четвертая ошибка связана со статусом того же Z1., но на этот раз — по отношению к отцу рассказчика. Родной сын сына называется, по отношению к отцу последнего, внуком; тот факт, что он — единоутробный брат жены отца (X.), хотя формально и превращает его в шурина, но этот факт не может получить ровно никакого значения, ибо отношения свойства здесь полностью затеняются отношениями более близкими — кровного родства. Пятая ошибка касается статуса сына, рожденного в браке отца рассказчика (V.) с X. — г-на Z2, который рассказчиком назван одновременно и братом (как сын мачехи), и внуком (как сын падчерицы). Последнее должно быть немедленно отметено на уже указанном основании — ни супружество, ни кровное родство со свойственником кого-либо не порождает никаких отношений с этим последним; проще говоря, внук — это сын дочери, а не падчерицы. А что касается определения статуса Z2. как брата рассказчика, то оно правильно, но не потому, что он сын мачехи (см. рассуждение выше), а потому, что он родной сын отца рассказчика. Z2. — действительно единокровный брат рассказчика, но не потому, почему так думает сам рассказчик. О шестой ошибке — определении W. как бабки рассказчика на том основании, что она — мать X. (его мачехи) — мы уже говорили выше. Мать мачехи (кровный родственник свойственника) не становится в какие-либо отношения с лицом, по отношению к которому её дочь является свойственницей. Рассказчик был бы внуком W., если бы он был сыном её дочери, но в таком случае W. никогда не смогла бы выйти за него замуж. Следовательно, рассказчик оставался по отношению к W. только её мужем, но не был и никак не мог бы стать её внуком. Вся экстравагантность рассказа, таким образом исчезает, ибо основана она на одновременном сочетании одним лицом качеств мужа бабки и её же внука — ситуации, которая в действительности иметь места не может.
|