Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дело о перепутанных картинах (№ 4)Чиновник королевской картинной галереи приобрел на аукционе, в числе прочих произведений живописи, картину Рубенса за 10 тыс. флоринов, а г-н Юнг на том же аукционе приобрел копию этой же самой картины руки неизвестного мастера за 350 флоринов. Но при отправке покупок картины были перепутаны: г-н Юнгу была передана картина Рубенса, а в галерею была направлена её копия. В течение 11 лет ни один покупатель не заметил подмены: г-н Юнг, видимо, потому, что не слишком разбирался в живописи, а сотрудники галереи — потому, что в продолжении этого времени покупки лежали на складе и не были распакованы из-за ведшихся в районе в то время военных действий. Лишь по их окончании упаковки с картинами были вскрыты и подмена обнаружилась, причем, присланная в галерею копия оказалась в сильно испорченном состоянии. Галерея, узнав, что приобретенный ею оригинал находится у г-на Юнга, вступила с ним в переписку, пытаясь склонить к выдаче покупки. Последний выдавать подлинник Рубенса отказался, указав, что галерея не является его собственником, ибо картина никогда ей не передавалась, а право собственности на движимую вещь переходит именно в момент сё передачи приобретателю. Кроме того, даже если считать передачу состоявшейся, то он, г-н Юнг, все равно сделался собственником картины по давности владения. В процессе судебного разбирательства выяснилось, что на следующий день после аукциона чиновник королевской галереи, уплатив деньги, явился с носильщиками и транспортом для того, чтобы забрать покупку; часть картин носильщики даже поснимали со стен (распродавалась частная коллекция). Но устроитель аукциона, г-н Маллер, предложил чиновнику за небольшое вознаграждение самостоятельно организовать упаковку и отправку картин. Последний согласился, с условием, что и то и другое будет происходить под личным наблюдением Маллера, что тот и обещал, в результате чего картины были на какое-то время возвращены на свои прежние места на стенах. По чьей вине произошла путаница упаковок — почему ящик, предназначавшийся Юнгу, был отправлен в галерею, и наоборот — установить не удалось. Исходя из этих обстоятельств суд признал передачу состоявшейся и право собственности галереи на картину Рубенса возникшим. По мнению Иеринга (выраженному устами г-на Юнга) в правильности этого решения можно усомниться по нескольким причинам; все они таковы, что, на первый взгляд, весьма правдоподобно оспаривают это решение. Но... разберем по порядку каждую из них. 1) Организатор аукциона не мог совершить традицию — это мог сделать лишь собственник картин. Допустим, что никакой путаницы не было, и все произошло так, как должно: неужели же и в этом случае тра дицию, совершенную аукционистом, собственники проданных на аукционе предметов могли бы оспорить? Конечно же нет, ибо аукционист является лицом, уполномоченным собственниками выставленных на аукцион предметов, совершать юридически значимые действия от их имени и на их счёт. Несомненно, к числу таких действий относится традиция — передача (выдача) проданных на аукционе вещей с целью перенесения на таковые права собственности на их приобретателей. 2) Традиция если и произошла, то впоследствии была уничтожена тем, что чиновник распорядился повесить картины обратно на стены. Традиция суть фактическое действие, наделенное определенным юридическим значением, сообразным с устремлениями её участников, т. е. сделка. Фактическое действие, будучи совершенным, никак не может быть уничтожено, отменено или иным образом изглажено: оно было совершено, и от этого никуда не деться. Больше того, имело место две традиции: одна — от собственников картины (в лице аукциониста) в пользу галереи (в лице чиновника); вторая (обратная) — от галереи (в лице чиновника) аукционисту лично как субъекту, принявшему на себя обязательства хранения, упаковки и доставки вещей. Первая традиция имела целью Перенесение права собственности, вторая — заключение договора об оказании услуг, напоминающего современную транспортную экспедицию. 3) Чиновник был лишь представителем галереи, а сама галерея не могла иметь намерения приобрести владение данной картиной, ибо не могла знать, будет ли она куплена ею, или другими лицами, предложившими более высокую цену. Нет особенной сложности в том, чтобы установить неправильность этого аргумента. Конструкция представительства связывает наступление юридических последствий для представляемого с действиями (сделками и поступками) представителя; следовательно, условия их действительности и юридической значимости коренятся в личности представителя, а не представляемого. Для того, чтобы послед ствия легли на представляемого, достаточно выражения им воли в виде предоставления полномочий, но не одобрения всякого, совершенного в их рамках, конкретного действия. 4) Как быть с традицией, совершенной в пользу г-на Юнга? Действителыю, как? В том, что такая традиция была, сомнений, как кажется, нет, ибо откуда Юнг получил картину, которой потом владел 11 лет? Между тем, ответ на вопрос очень прост: традиции не было. Была передача вещи, но не традиция, ибо передача эта была совершена по ошибке традента. Выше мы сказали, что не всякая традиция переносит право собственности; это происходит лишь постольку, поскольку её участники к этому стремятся. Всякий переход права собственности связывается с передачей движимой вещи, но не всякая передача движимой вещи означает переход права собственности. Вещь передается не только приобретателю, но и залогодержателю, арендатору, ссудополучателю, подрядчику, исполнителю по договору об оказании услуг, перевозчику, хранителю, поверенному комиссионеру, и многим другим участникам оборота, но это никак не означает, что каждый из них приобретает право собственности на полученную вещь. Тем более не может вести к приобретению права собственности ошибочная передача — передача, которой вообще не состоялось бы, если бы традент не впал в ошибку. 5) Г-н Юнг стал собственником картины на основании давности владения. И этот аргумент, при всем его кажущемся правдоподобии, не может помочь г-ну Юнгу. Галерея не знала, и не должна была знать о нарушении своего права в течение 11 лет; лишь по истечении этого срока она получила сведения о таком нарушении, а ещё через какое-то время (какое понадобилось для установления фактического владельца картины) — возможность предъявить виндикационный иск. Давность же приобретательная, как известно, прибавляется к давности исковой; поскольку последняя ещё не истекла, не может быть и речи об истечении первой. Может возникнуть сомнение другого рода: картина-то выбыла из обладания галереи по воле её представителя, что исключает возможность удовлетворения виндикацион-ного иска к добросовестному приобретателю картины, а значит, в этом случае исковую давность нужно считать поглощенной давностью приобретательной. Это верно, но относится к приобретателю именно картины, коим г-н Юнг не был: он был приобретателем копии картины, о чем говорит уплаченная им сумма покупной цены — 350, а не 10000 флоринов. В данной ситуации можно говорить о безвозмездном приобретении картины, а в этом случае вопрос о способе выбытия картины из владения собственника (галереи) значения для вопроса об удовлетворении виндикационного иска не имеет. 6) Наконец, интересно знать, к кому же сторона, проигравшая процесс о праве собственности на оригинал, может обратиться с иском об убытках, тем более, что копия картины испорчена так сильно, что никакой ценности уже не представляет? После всего сказанного уже не может остаться сомнений: картина виндицируется галереей у г-на Юнга, который вправе обратиться с иском о взыскании 350 флоринов, уплаченных им за утраченную копию Рубенса, к её продавцам; последние вправе регрессом искать с аукциониста, сотрудники которого перепутали картины; аукционист, в свою очередь, вправе переложить эти 350 флоринов на галерею, хранившую копию в ненадлежащих условиях и её испортившую. Естественно, между Юнгом и галереей также должны быть произведены расчёты, связанные с возвратом картины из незаконного владения. Сложность задачи в данном случае создана... самим её автором, который не ограничился одним только изложением её условия, но и, пользуясь своим юридическим профессионализмом, сформулировал позицию в защиту одного из её участников, внешне весьма правдоподобную, но, в действительности, вводящую в заблуждение.
|