Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Харсафес





 

Переданное Плутархом как Харсафес египетское имя Херишеф (т.е. "тот, который на своем озере") принадлежит первоначальному богу плодородия в образе барана. Как образ бога Солнца Херишеф "на своем озере" (правода) появляется в Гераклеополе. Между девятой и десятой династиями он идентифицируется с Ра и получает солнце в качестве головного украшения.

 

 

ХАТОР

Слева на Бата (женская душа); Хатор с систром

Имя богини означает "дом Гора"; ему также соответствует знак-картинка, который показывает сокола Гора в доме. В древние времена богиня Неба считалась матерью бога Солнца Гора, пока ее место не заняла Изида. Через распространенное в дельте Нила представление о небе, как о громадной корове, Хатор сама получила облик коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас в Египетском музее Каира) показывает, как Хатор в образе коровы охраняет царя. В большинстве случаев богиня предстает в человеческом облике, причем она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно древнему мифу, Хатор должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика. И наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом ее интерпретировали как глаз Солнца. Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; ее культовый символ - круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере - две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается "женской душой с двумя лицами". В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мертвых. Желанием умирающих было "быть в свите Хатор", которая также воспринимается как заходящее солнце, и она охраняет от власти тьмы. Одним из ее наиболее частых атрибутов является систр, инструмент в виде трещотки; Хатор также богиня танца, музыки и любви.

 

 

ХЕПРИ

 

Хепри обозначает скарабея как древнего бога. Он - "тот, кто возник (от самого себя)", который выходит из земли без зачатия. Сначала Хепри считался формой проявления Атума, но потом стал отождествляться также с Ра. Бог в образе жука олицетворяет утреннее солнце из нижнего мира, рождающееся из утробы (восток) своей матери Нут (небо). Хепри также связан с символикой воскрешения, как говорится в "Книге Мертвых" (гл. 83): "Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения".

 

 

ХНУМ

 

Бог Хнум создает на гончарном круге человека и его ка

 

До раннего периода Древнего царства Хнум почитался в образе барана, затем представляемый в виде человека с головой барана. В Элефантиие он считался стражем родников Нила, который порождает наводнение (половодье, затопление). Более важной функцией является функция творца: Хнум лепит на глиняном круге тело ребенка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Его прозвище "Ваятель, который оживляет". Так он создал богов. Он - "отец отцов, мать матерей". Вместе с богиней родов Хекет он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум -творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нем объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Озирис (нижний мир) и Геб (земля). Так следует понимать четырехголовые изображения Хнума. Имя бога означает "баран", и относилось оно вначале к различным "бараньим богам", которые в исторические времена большей частью исчезли.

 

ХОНС

Имя фиванского бога означает "Странствующий". Имеется в виду странствование по небу, ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами. Через божественное детство - отец Амон, мать Мут - Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за близости к богу-соколу Гору Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском. Под названием "Хонс -ребенок» следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты от диких зверей. В этом качестве Хонс и Гор изображаются стоящими на крокодиле. В качестве "Хонса-советчика" (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

 

 

ХРАМ

Задаваемые жрецами предписания о строительстве храма приходили к богу Тоту. Прообразом храма служит шалаш из тростника с закругленной крышей и размещенным перед ним двором, у входа в который стоят два шеста с треугольным платком на каждом (позднее со знаком-картинкой для обозначения бога). Дополненные в дальнейшем до четырех (на пилонах государственного храма в Карнаке их было даже восемь) столбов (мачт) с флагами, они имели значение отвращающих беду. Уже в ранние времена "дом бога" (хат нутер) характеризуется тремя элементами: капелла, переднее помещение и двор. Квадратная или прямоугольная капелла содержит алтарь с изображением бога; здесь же хранятся культовые символы (как жезл бога и булава) и часто переносная ладья. Вокруг этого главного святилища группируются соседние капеллы для примыкающих богов. Чем более удалены от главного святилища помещения храма, тем шире и выше они становятся, тем более они открыты свету. Пилоны назывались Изида и Нефтида, они "возносят бога Солнца, который сияет у горизонта". Весь храм - это каменный символ мира. Нижняя часть символизирует землю, из которой поднимаются растения (папирус, лотос и пальма в виде колонн); потолок - это небосвод, и поэтому украшен звездами.

 

ЦАРЬ

 

 

Псусеннес I, 1040-990 гг. до н.э.,21-династия

Для египтян царь был точкой кристаллизации всего сущего. Он был дверью между этим миром и потусторонним миром, так как он нес в себе оба бытия; он был и человек, и бог. "Тексты Пирамид" (1037) говорят о царе, что "ни один член (его тела) не свободен от бога". Это означает, что царь объединяет в себе всю божественную власть. Голова соответствует Гору-соколу, лицо - "открывателю пути", нос - Тоту, бедра - богине лягушек; даже ягодицы находят свое соответствие в богинях Изида и Нефтида, вместо которых уже во времена пирамид выступают дневная и ночная ладьи. Как сын бога Ра, царь был "живым образом на земле" бога Солнца. Через культовый "ход вокруг стены" он владел символически своим государством. Вместе с плетью и крюком, знаками земного правителя, он носит часто относящийся к богам скипетр уас, а его голова украшалась уреем, т.е. огненным глазом бога Солнца Ра. К царскому наряду относится хвост животного; в нем видят прежде всего несущий чары охоты хвост собаки; египтяне толковали его как хвост быка, так как их царь считался "сильным быком".

 

 

ЦВЕТА

 

Слово "цвет" для египтян означает одновременно "сущность"; цвет есть не что-то случайное, а нечто свойственное предмету. Когда говорится о богах, что не знают их цвета, то это означает непостижимость их сущности. В живописи краскам сверх функции заполнения (покрытия) плоскости приписывают характер движения; так, противостоит агрессивному способствующему жизни и угрожающему жизни красному цвету опускающийся и снова вытекающий в бесконечность синий цвет. Синяя раскраска Амона означает его космическую сущность. Другие боги носят синие парики или синие бороды. Амбивалентность цветов особенно проявляется у черного цвета: намек на смерть и преисподнюю, но одновременно и на возрождение. Зеленый цвет считается цветом растительности; "делать зеленые вещи" означает приносить добро, в противоположность "красным вещам", которые указывают на зло. У Озириса как бога растительности (а также как возрождающегося) было прозвище "Великий Зеленый". Цвет является также средством распознавания пола: темно-рыжие мужчины противопоставляются соломенно-желтым женщинам. Таким способом были раскрашены статуи Рахотепа и Нофрит уже в начале четвертой династии.

 

 

ЦВЕТЫ

 

Богам и умершим приносили в дар цветы. Собранные в букеты, они служили в качестве жертвоприношения. Возвращающегося с победой домой царя встречали цветами. В разное время цветы в букетах устанавливались на подставках, которые имели форму банта жизни. Этот обычай указывает на более глубокое значение. Считается, что в букетах присутствуют сами боги, в запахах цветов проявляется божественное благоухание. Цветы становятся представителями божества, так появляется бог созидания Харсомтус (в образе ребенка или змеи) на лотосе, а У то - вместе с Хатор - называют "той, которая на своем цветке папируса". Наконец, нужно указать еще один цветок, который стоит за богом Мином на маленьком храме. Слово "букет" в египетском языке имеет такое же звучание, как слово "жизнь". Букеты цветов являются символом жизни и поэтому играют важную роль в культе мертвых. Картины из Нового царства изображают в некоторых случаях на месте просветленного умершего букет, что должно означать, что умерший вошел в вечную весну. Как символ расцвета жизни цветок связан с началом мира: лотос был кровью, которая возникла из первоводы.

 

Date: 2015-11-13; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию