Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1 Меркантилизм





В предыдущей лекции мы познакомились с общими системами экономического мировоззрения, с тем, что можно назвать поэзией политической экономики. В этой лекции мы рассмотрим те системы, которые уже относятся к политической экономии в собственном, узком смысле этого слова, т.е. к учениям об организации хозяйственной техники. Это зарождение политической экономии как науки в собственном смысле слова относится к новому времени и связано с образованием нового государства и нового хозяйственного строя.

Как известно средние века отделяются от нового времени рядом событий во всевозможных отраслях жизни политической, экономической и духовной.

Что касается экономической области, то здесь коренные перемены произошли в самой организации хозяйства. Эту перемену можно, в общем, определить как переход от хозяйства феодального и городского, раздробленного местного, к хозяйству территориальному, затем народному и, наконец, всемирному, ведущемуся по более широкому плану. Затем самый этот период к хозяйству народному и происхождение народного хозяйства связано с рядом всемирно-исторических событий, повлиявших в этом направлении. К числу этих событий принадлежат крестовые походы, которые хотя непосредственным побуждением имели чисто религиозные мотивы, но в числе косвенных результатов имели весьма значительные экономические последствия. Завязываются торговые связи с востоком, расширяется обмен, расширяется торговое мореходство. Вследствие этого получают выдающееся значение торговые города Средиземного моря, такие, как Венеция. Затем в связи с расширением торговли, получает значение денежный капитал. При феодальных отношениях, при отношениях городского хозяйства, деньги и денежный капитал не имели широкого применения; Главной сферой применения денег было ростовщичество. С развитием торговли денежный капитал находит естественное применение и притом постоянно растущее.

Такое же значение, какое имели крестовые походы для торговых отношений с Востоком, имело открытие Америки и морского пути в Индию. Открытие Америки имело еще и то значение, что богатейшие залежи благородных металлов из Нового Света устремились в Европу. Это произвело настоящую революцию цен, вследствие чего цены на основные предметы необходимости и рыночный оборот вместе с ними увеличились в 5, 6 и больше раз, эта денежная революция имели и многочисленные социальные последствия. Затем на основании образования более широкого рынка происходит постепенное разложение цехового строя. Мелкие цеховые ремесла объединяются в домашней форме крупной промышленности, приобретают крупную форму капиталистического производства.

В тоже время совершается ряд открытий и усовершенствований самой техники торгового обмена, изобретаются векселя. Для того времени являлись могущественным и благотворным стимулом развития народного хозяйства. Такое же значение имеет развитие банков. Нельзя не упомянуть еще о том перевороте в государственном и политической строе, который произвело изготовление пороха. С изобретением пороха связанная постоянная армия и специализация в военном деле лишь некоторой части населения. Благодаря этой специализации, большая часть населения получила возможность отдаться мирному труду. К этому следует присоединить еще изобретение книгопечатания, имеющего значение для всех областей жизни.

Идея меркантилизма и государственности, о которой мы будем говорить, рассматриваемая внешне характеризуется более глубоким пониманием задач государства и служения этому государству. В связи с этим новым идейным течением следует отметить выступление ряда политических мыслителей и писателей, которые тоже выражают одну общую идею о самостоятельности и самостоятельной ценности мирского государства. Они становятся в оппозицию к папской теократии, которая полагала, что хороши все средства для торжества теократических идей на земле. Она утверждала сосредоточение светской и духовной власти в одних руках, отстаивая теорию двух мечей, духовного и светского, врученных земному наместнику Христа.

Следует отметить, что каноническое право, которое непосредственно стесняло католическое население в экономическое жизни хотя бы своим запрещением права взимания процента на капитал, ограничивается в действии, например, это запрещение отчасти отменено в Англии Елизаветой. Реформаторы Лютер и Кальвин, хотя в принципе были против процента, но в виде исключения допустили взимание процентов. Следовательно, доктрина, сохраняла силу лишь на части прежней территории.

Мы должны остановить наше внимание на факте образования территориально-народного хозяйства из государства городского, местного. Это не могло совершиться без активного участия политической организации государственной власти. Народное хозяйство есть нечто слишком сложное, чтобы можно было представить себе его на первых порах развивающимся, говоря образно, не в оранжерее, а под открытым воздухом, этой оранжереей для народного хозяйства, для экономического объединения человечества, и является государство. Для этого оно само должно было предварительно родиться на свет. Для этого нужно было, чтобы раздробленные государства объединились. Такие государства образуются в Европе к началу нового времени; это – Франция, Англия, Россия, отчасти Германия. Все они стремятся стягиваться в политические территории, и когда это объединение происходит, то создается новый фактор общеисторического и общеэкономического прогресса, - именно, центральная государственная власть. Это действие государственной власти на экономическое развитие сводится к тому, что центральная власть ставит себе прямой задачей создание народного хозяйства, развитие промышленности, - вообще насаждение новой экономической жизни. И эта политика называется в истории меркантилистической.

Date: 2015-12-11; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию