Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Ведущую роль в формировании и развитии современного общества играет государственное регулирование экономической деятельности. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главным звеном которой служит государственный бюджет, как основной план сбора и использования финансовых ресурсов органов публичной власти. Бюджет служит предпосылкой и финансовой основой функционирования государства и осуществления им предназначенных функций и является связующим звеном всех участников экономических отношений. Экономическое значение бюджета заключается в формировании спроса на конечный продукт производства, за счет его средств формируются доходы населения, прибыль хозяйствующих субъектов, увеличиваются государственные материальные резервы, осуществляются инвестиции, реализуются национальные и региональные программы и проекты. Бюджетные отношения регламентируются БК РФ - сводом законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающим финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющим основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство состоит из: - Бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий период; - законов субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий период; - нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий период и других федеральных законов; - законов субъектов РФ и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления. Если нормативно-правовые акты противоречат БК РФ, то применяется Бюджетный кодекс. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Бюджетные отношения имеют количественную и качественную характеристику. Количественная характеристика определяет долю финансовых ресурсов сконцентрированных в государственном бюджете, и способность выполнять возложенные на него функции. Качественная характеристика бюджета отражает выполнение наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических функций государства. В БК РФ, бюджет определен, как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По своей экономической сущности бюджет – это совокупность существующих денежных отношений, возникающих между государством, субъектами хозяйствования и населением при перераспределении стоимости ВВП. По материальному содержанию – централизованный фонд денежных средств, предназначенных для удовлетворения различных потребностей общества. По организационной форме – финансовый документ, имеющий статус закона (федерального или субъекта РФ). Бюджет как политический документ должен формулировать и разъяснять цели (политические, финансовые, хозяйственные и т.д.) соответствующего органа государственной власти, а также его подразделений на предстоящий период. Бюджет как финансовый план должен быть сбалансированным, то есть его доходная часть должна быть равна расходной, эффективным, не допускающим неэкономного расходования средств, и радиальным - отражающим коллективное мнение всех участников бюджетного процесса о всех расходах. Бюджет должен содержать перечень и описание всех фондов из которых осуществляются ассигнования, с тем чтобы все участники бюджетных отношений имели представление о совокупности финансовых ресурсов которыми располагает соответствующий орган публичной власти. Бюджет как организационный план должен содержать перечень конкретных задач соответствующим органам публичной власти, которые необходимо выполнить в процессе его исполнения. Бюджет, как источник информации должен быть понятен всем участникам бюджетных отношений. Как финансовая категория бюджет имеет следующие отличительные признаки: • выражает систему существующих денежных отношений, • объект перераспределения является финансовым; • имеет специальное общественное назначение; • денежные отношения материализуются в системе централизованного бюджетного фонда денежных средств; • движение финансовых потоков внутри бюджетной системы координируется Министерством финансов РФ; • правовые отношения, связанные с формированием бюджета, носят государственно-властный (императивный) характер. Экономические отношения, которые складываются при формировании и использовании бюджетного фонда страны, между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, населением с другой стороны называются бюджетными отношениями. Специфика бюджетных отношений заключается в том, что они связанны с дальнейшим распределением первичных доходов, которые сформировались в результате первичного распределения ВВП (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.д.). В результате такого перераспределения появляются финансовые ресурсы органов публичной власти в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. При этом необходимо учитывать, что основным субъектом данных отношений является государство, и они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Основная задача, которая решается государством через бюджет – это перераспределение финансовых ресурсов от одних экономических субъектов к другим. В бюджете отражены основные финансово-экономические функции государства, и его рамках формируется и обслуживается государственный долг. Как форма существования объективно обусловленных распределительных отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, имеет те же характеристики, которые присущи финансам в целом, но при этом существует ряд особенностей, которые отличают бюджет от других сфер и звеньев финансовых отношений. К таким особенностям относится: 1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, обусловленной обособлением у государства части национального дохода, в целях её использования для удовлетворения потребностей всего общества; 2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями национальной экономики, субъектами РФ; 3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом, и задачами, которые стоят перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; 4. Область государственного бюджетного распределения занимает важное место в составе публичных (централизованных) финансов, что обусловлено основным положением государственного бюджета по сравнению с другими элементами финансовой системы. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составляющей финансовых отношений и выполняют следующие задачи: Date: 2015-12-11; view: 423; Нарушение авторских прав |