Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, методы и система органов управления финансами
Управление, как сознательная целенаправленная деятельность общества строится на изучении объективных закономерностей его развития. Вместе с тем на организацию системы управления существенное влияние оказывает форма государственного устройства в лице соответствующих органов публичной власти. В условиях рынка государство должно совершенствовать систему отношений, призванных аккумулировать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за их рациональным использованием. В целом управление финансами - важный составной элемент общей системы управления государством, отдельного хозяйствующего субъекта или домашнего хозяйства. Непосредственное государственное управление осуществляется лишь в отношении публичных (централизованных) финансов и предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма, при помощи специальных приемов и методов и соответствующих им финансовых ресурсов, для реализации функций, целей и задач деятельности органов публичной власти и хозяйствующих субъектов. Управление финансами рассматривается как неотъемлемая и составляющая часть финансовой политики, и разрабатывается органами публичной власти на долгосрочный и краткосрочный период, с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Система управления финансами – совокупность органов и процессов финансового управления. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды экономических отношений, возникающие между элементами финансовой системы, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием. Кроме того под объектами финансового управления подразумеваются: • определение субъектом управления направлений финансовой политики; • более частные по отношению к финансам стоимостные категории и параметры (основные и оборотные средства, выручка, издержки производства, прибыль, собственный капитал, обязательства, риски и г. д.); • конкретные финансовые показатели (коэффициенты): рентабельность и оборачиваемость активов и собственного капитала, финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, капиталоотдача и капиталоемкость и т. д.; • органы (службы) управления финансами и их персонал. Основными целями управления финансами являются: - регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов и инструментов; - обеспечение бездефицитности государственного бюджета; - обеспечение устойчивости национальной валюты. В рыночной экономике финансовые методы связаны с управлением движения финансовыми ресурсами, направленными на соизмерение затрат и результатов хозяйственной деятельности. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и т.д. В качестве субъектов управления в структуре финансов различных уровней власти (федеральных, субъектных, муниципальных) и хозяйствующих субъектов, выступают – финансовые службы, органы, подразделения, которые называются финансовым аппаратом. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления разделяют: · управление государственными финансами, финансами субъектов РФ, финансами местных (муниципальных) образований; · управление финансами хозяйствующих субъектов; · управление финансами домашних хозяйств осуществляют сами домашние хозяйства. Для планомерного и гармоничного социально-экономического развития общества должна быть создана система эффективного управления финансами, которое является сложным процессом, представляющим собой единство объектов и субъектов управления. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и подразумевает совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления. Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами осуществляется через налоговую систему, кредитно-денежную политику, регулирование финансового рынка и т.д. При разработке и принятии управленческих решений финансового Система органов управления финансами, состоит из двух частей: 1. общих органов управления экономикой страны; 2. специализированных органов управления. К общим органам управления экономикой, включая сферу финансов, относятся: - Президент Российской Федерации; - органы законодательной власти – в России – Федеральное Собрание (в лице Государственной Думы и Совета Федерации), В США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание; - органы исполнительной власти, в США – Министерство финансов, в Великобритании – Казначейство, в Германии – Министерство финансов, во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета. - Правительство РФ; - региональные и муниципальные органы государственной власти. К специализированным органам управления относятся: - Министерство финансов и Центральный банк РФ; - финансовые службы региональных органов власти; - финансовые органы коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов. Принципами, характерными для системы управления финансами являются: 1) комплексный характер финансовой политики государства; 2) сбалансированность доходов и расходов в границах экономических отношений между всеми элементами финансовой системы; 3) приоритетная ориентация на оптимизацию финансовых показателей. В управлении финансами выделяют следующие функциональные элементы: прогнозирование, планирование, оперативное управление, контроль. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Финансовое прогнозирование – это обоснование показателей финансовых планов, возможность предвидеть экономическое положение государства на соответствующий период времени. Обычно выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом в определении стратегии и тактики финансовой политики. При составлении финансовых прогнозов используются различные методы прогнозирования: - методы экспертных оценок; - методы обработки пространственных и временных совокупностей; - методы ситуационного анализа и прогнозирования; - методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. Объектом финансового планирования являются денежные ресурсы, перераспределяемые между населением, хозяйствующими субъектами и государством, а итоговым результатом - составление финансовых планов (бюджетов). В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязи со звеньями финансовой и кредитной систем (размеры обязательных платежей в бюджеты различных уровней и ВБФ, оплата за банковский кредит и др.). Финансовые планы составляют все хозяйствующие субъекты, причем их форма и состав показателей отражают специфику соответствующего элемента финансовой системы. Так хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, т.к. основным финансовым результатом их деятельности является прибыль; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы; кооперативные организации, общественные объединения составляют финансовые планы; органы публичной власти - бюджеты разных уровней. В ходе планирования любой хозяйствующий субъект оценивает состояние своей финансово-хозяйственной деятельности, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, и направления их наиболее эффективного использования. На общегосударственном уровне и уровне субъектов РФ в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов. Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического, социального развития общества, а также комплексного прогнозирования развития экономики государства. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это период на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются результаты заявленной экономической и финансовой политики. Выделяют стратегические, текущие, долгосрочные и краткосрочные финансовые планы. В процессе финансового планирования могут применяться различные инструменты и прикладные методы. Инструменты финансового планирования: - контрольные цифры, по которым рассчитывается показатель, планируемого периода, и общий ориентир развития; - финансовые лимиты: максимально предельно допустимое значение планируемого показателя, превышение которого рассматривается как финансовое нарушение; - экономические нормативы: планируемое соотношение между взаимосвязанными финансовыми показателями (доходы и расходы). Прикладные методы финансового планирования: - балансовый: скоординированное планирование доходов и расходов; - экстраполяция: определение последующей динамики фактически достигнутого на начало планового периода значения финансового показателя с учетом внешних и внутренних условий развития системы; - программно-целевой: планирование финансового развития по предварительно выделенным целевым направлениям (программам); - математическое моделирование. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования, на стадии оперативного управления, и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы их роста, наметить направления более эффективного хозяйствования. Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный анализ в управлении ими в каждой сфере финансовых отношений. Date: 2015-12-11; view: 943; Нарушение авторских прав |