Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, методы и система органов управления финансами





Управление, как сознательная целенаправленная деятельность общества строится на изучении объективных закономерностей его развития. Вместе с тем на организацию системы управления существенное влияние оказывает форма государственного устройства в лице соответствующих органов публичной власти.

В условиях рынка государство должно совершенствовать систему отношений, призванных аккумулировать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес­кого развития общества, осуществлять контроль за их рациональным использованием.

В целом управление финансами - важный составной элемент общей системы управления государством, отдельного хозяйствующего субъекта или домашнего хозяйства.

Непосредственное государственное управление осуществляется лишь в отношении публичных (централизованных) финансов и предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма, при помощи специальных приемов и методов и соответствующих им финансовых ресурсов, для реализации функций, целей и задач деятельности органов публичной власти и хозяйствующих субъектов.

Управление финансами рассматривается как неотъемлемая и составляющая часть финансовой политики, и разрабатывается органами публичной власти на долгосрочный и краткосрочный период, с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Система управления финансами – совокупность органов и процессов финансового управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды экономических отношений, возникающие между элементами финансовой системы, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием.

Кроме того под объектами финансового управления подразумеваются:

• определение субъектом управления направлений финансовой политики;

• более частные по отношению к финансам стоимостные категории и параметры (основные и оборотные средства, выручка, издержки производства, прибыль, собственный капитал, обязательства, риски и г. д.);

• конкретные финансовые показатели (коэффициенты): рентабельность и оборачиваемость активов и собственного капитала, финан­совая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, капиталоотдача и капиталоемкость и т. д.;

• органы (службы) управления финансами и их персонал.

Основными целями управления финансами являются:

- регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов и инструментов;

- обеспечение бездефицитности государственного бюджета;

- обеспечение устойчивости национальной валюты.

В рыночной экономике финансовые методы связаны с управлением движения финансовыми ресурсами, направленными на соизмерение затрат и результатов хозяйственной деятельности.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и т.д.

В качестве субъектов управления в структуре финансов различных уровней власти (федеральных, субъектных, муниципальных) и хозяйствующих субъектов, выступают – финансовые службы, органы, подразделения, которые называются финансовым аппаратом.

В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления разделяют:

· управление государственными финансами, финансами субъектов РФ, финансами местных (муниципальных) образований;

· управление финансами хозяйствующих субъектов;

· управление финансами домашних хозяйств осуществляют сами домашние хозяйства.

Для планомерного и гармоничного социально-экономичес­кого развития общества должна быть создана система эффективного управления финансами, которое является сложным процессом, представляющим собой единство объектов и субъектов управления.

При этом процесс управления финансами включает не толь­ко управление объектами, но и подразумевает совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами осуществляется через налоговую систему, кредитно-денежную политику, регулирование финансового рынка и т.д.

При разработке и принятии управленческих решений финансового
характера, оформляемых в различных нормативно-правовых документах, финансовых прогнозах и планах, целесообразно учитывать требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа хозяйственных процессов не только прошлых периодов, но и учитывать прогноз на будущее; использовать экономико-математические методы и сочетание экономических и административных методов управления.


Система органов управления финансами, состоит из двух частей:

1. общих органов управления экономикой страны;

2. специализированных органов управления.

К общим органам управления экономикой, включая сферу финансов, относятся:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной власти – в России – Федеральное Собрание (в лице Государственной Думы и Совета Федерации), В США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание;

- органы исполнительной власти, в США – Министерство финансов, в Великобритании – Казначейство, в Германии – Министерство финансов, во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета.

- Правительство РФ;

- региональные и муниципальные органы государственной власти.

К специализированным органам управления относятся:

- Министерство финансов и Центральный банк РФ;

- финансовые службы региональных органов власти;

- финансовые органы коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов.

Принципами, характерными для системы управления финансами являются:

1) комплексный характер финансовой политики государства;

2) сбалансированность доходов и расходов в границах экономических отношений между всеми элементами финансовой системы;

3) приоритетная ориентация на оптимизацию финансовых показателей.

В управлении финансами выделяют следующие функциональные элементы: прогнозирование, планирование, оперативное управление, контроль.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование – это обоснование показателей финансовых планов, возможность предвидеть экономическое положение государства на соответствующий период времени.

Обычно выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Финансовые прогнозы являются необходимым элементом в определении стратегии и тактики финансовой политики.

При составлении финансовых прогнозов используются различные методы прогнозирования:

- методы экспертных оценок;

- методы обработки пространственных и временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования;

- методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Объектом финансового планирования являются денежные ресурсы, перераспределяемые между населением, хозяйствующими субъектами и государством, а итоговым результатом - составление финансовых планов (бюджетов). В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязи со звеньями финансовой и кредитной систем (размеры обязательных платежей в бюджеты различных уровней и ВБФ, оплата за банковский кредит и др.).


Финансовые планы составляют все хозяйствующие субъекты, причем их форма и состав показателей отражают специфику соответствующего элемента финансовой системы. Так хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, т.к. основным финансовым результатом их деятельности является прибыль; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы; кооперативные организации, общественные объединения составляют финансовые планы; органы публичной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой хозяйствующий субъект оценивает состояние своей финансово-хозяйственной деятельности, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, и направления их наиболее эффективного использования.

На общегосударственном уровне и уровне субъектов РФ в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического, социального развития общества, а также комплексного прогнозирования развития экономики государства.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это период на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются результаты заявленной экономической и финансовой политики.

Выделяют стратегические, текущие, долгосрочные и краткосрочные финансовые планы.

В процессе финансового планирования могут применяться различные инструменты и прикладные методы.

Инструменты финансового планирования:

- контрольные цифры, по которым рассчитывается показатель, планируемого периода, и общий ориентир развития;

- финансовые лимиты: максимально предельно допустимое значение планируемого показателя, превышение которого рассматривается как финансовое нарушение;

- экономические нормативы: планируемое соотношение между взаимосвязанными финансовыми показателями (доходы и расходы).

Прикладные методы финансового планирования:

- балансовый: скоординированное планирование доходов и расходов;

- экстраполяция: определение последующей динамики фактически достигнутого на начало планового периода значения финансового показателя с учетом внешних и внутренних условий развития системы;

- программно-целевой: планирование финансового развития по предварительно выделенным целевым направлениям (программам);

- математическое моделирование.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования, на стадии оперативного управления, и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы их роста, наметить направления более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный анализ в управлении ими в каждой сфере финансовых отношений.







Date: 2015-12-11; view: 943; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию