Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип индивидуального зачета





Принцип индивидуального зачета выражается в том, что каждый участник должен развить собственную личностную силу, и во взаимо-

' Thomas Sterns Eliot. The Hollow men // Fn Anthology of English and American verse. — M., 1972. P. 532-533. (Перевод наш - E. С.)

2 Сайт открыт в апреле 2001 года творческой группой психологов: Ю. Т. Ковалевым, М. А. Мирошниченко и Е. В. Сидоренко.


действии с другим человеком он оказывается в ситуации один на один. В этой программе человек может опереться на группу только в процес­се подготовки сценария влияния, но не в сам момент влияния. В этом смысле тренинг имеет ярко выраженную индивидуалистическую на­правленность. Возможно, в будущем, когда в тренинг будут включены разделы взаимного влияния групп, можно будет использовать и прин­цип группового зачета.

Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга»

Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга» был сформулирован мною уже на основании некоторого опыта работы по этой программе. Участникам в моем родном Санкт-Петербурге (в Москве тоже, но гораздо в меньшей степени) было трудно припоми­нать ситуации манипуляции или придумывать их. Вытеснение, стес­нение, стремление демонстрировать лишь благородные, цивилизован­ные реакции — вот далеко не полный перечень причин этого. Манипулятивные цели участниками выбирались тоже какие-то мел­кие, незначительные, например: «Заставить Анатолия застегнуть пид­жак» или «Добиться, чтобы Аня подошла к окну» и т. п. Это тормозило работу и снижало общий уровень тренинга. Сначала я использовала метод введения «подсадной утки». В группу являлась менеджер семи­нара, специально мною подготовленная во время перерыва, и начина­ла пытаться манипулировать каждым участником по очереди3.

Однако метод «черного манипулятора» не всегда применим, так как фактически требует ко-тренера, разделяющего твои взгляды и предрас­судки. Случайный человек может привнести в группу такие воздействия, которые изменят ход событий совершенно не в том направлении, какое было бы выбрано тренером. Это может произойти так молниеносно, что невозможно будет проконтролировать или остановить процесс.

Пришлось сформулировать для себя этот принцип (иногда я называю его принципом движения «От натюрмортак натуре») и разработать задания почти для всех разделов тренинга. Постепенно на заданных ситуациях участники разогреваются настолько, что собствен­ные, значимые для них ситуации начинают уже безо всякого сопротив­ления всплывать в их памяти и требовать выхода. Кроме того, участники начинают чувствовать «вкус» к анализу тех ситуаций взаимного влияния,

1 Этот метод успешно применяла уже в начале 80-х годов Мария Осорина, причем роль агрессора в ее группах играла я.



Тренинг влияния и прот ивостояния влиянию


Глава 7. Ко нцепция тренинга влияния и противостояния влиянию



 


которые возникают непосредственно в группе. Если работа построена правильно, в тренинге удается поработать с такими «живыми» пробле­мами участников.

Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом»

Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» предполагает, что вначале тренер использует модель работы с группой, в которой он является средоточием всех инициируемых им са­мим взаимодействий. Эту модель я называю моделью ракушки (рис. 7.1).

Рис. 7.2. Модель сети

Тренер Рис. 7.1. Модель ракушки

Каждый участник включен во взаимодействие с тренером, хотя пока участники не включены во взаимодействие друг с другом. На мой взгляд, на первом этапе тренинга это необходимо, поскольку позволяет избе­жать нежелательных «варварских» взаимных воздействий. Однажды одна из участниц тренинга призналась, что в течение двух часов вооб­ще ничего не в состоянии была воспринимать. Это случилось после того, как один из участников сказал: «В женском коллективе все как пауки в банке..Точнее — как паучихи». Это совершенно выбило ее из колеи. Она сидела и молча страдала, примеривая эту картину на собственную рабочую ситуацию. Чтобы избежать таких «эффектов», лучше в тече­ние некоторого времени использовать упражнения, в которых участ­ники взаимодействуют с тренером, а не между собой.

Позитивными результатами использования модели ракушки являются:

□ налаживание тренером контакта с каждым участником;

D введение самим тренером элемента игры и шутливой имитации реальных жизненных противостояний (упражнение «Бабушка»);


О спонтанное проявление участниками своих личностных особен­ностей в шутливом противостоянии тренеру.


Кактолькотакиерезультатыдостигнуты, а это должно произойти в пер­вые три часа тренинга, тренер переключается на модель сети (рис. 7.2).

В этой модели участники объединяются тренером в подгруппы по 3-4, иногда по 5 человек, для разработки сценариев воздействия на выбранного ими представителя другой подгруппы. Ситуация воздей­ствия и задача на этом этапе формулируется тренером, позже подгруп­пы сами выбирают значимые для них жизненные ситуации и работают с ними (см. предыдущий принцип).

Атавизмом модели ракушки до самого конца тренинга остается сле­дующее правило: как можно меньше психогимнастик, в которых могут совершаться взаимные влияния, не контролируемые тренером. Если сеть начинает распадаться на подгруппы, тренер мгновенно реагирует на это активизацией модели ракушки. Для этого можно использовать метод, который я называю методом «психологической байки». Тренер говорит группе что-то важное, привлекающее всеобщее внимание. Как показывает опыт, группы интересуются: 1) мудрыми изречениями из старинных книг и новейшими экспериментальными данными, особен­но если они парадоксальны и дают новое освещение известным фак­там; 2) отличиями своей группы от других групп; 3) проблемами разли­чий и отношений полов.

Я чаще всего использую вариант 1 или 2. Вариант 3 — это уже тяжелая артиллерия. Его приходится применять только в экстренных случаях. Если все идет хорошо, к концу тренинга участники уже совершенно бесконтрольно (со стороны тренера) друг с другом взаимодействуют, и при этом все счастливы.

7.4. Фа?ы тренинга

1. Ориентация в проблемах участников.

2. Фаза конструктивного напряжения — работа с цивилизованны­
ми, спокойными, «штилевыми» способами воздействия, прежде всего
аргументацией.

3. Фаза неоднозначного (биполярного) напряжения — работа с вар­
варскими и манипулятивными методами.

4. Фаза преодоления — работа с цивилизованными способами про­
тивостояния варварству и манипуляции.

5. Фаза релаксации и воодушевления.

Иногда последовательность фаз 2—4 может быть изменена. В тре­нинге противостояния манипуляции в деловом общении, например работа вообще может начинаться с 4-й фазы. В «застревающих» группах


лучше сократить фазу «цивилизации», так как многие могут заскучать. Почему-то манипуляция и варварство гораздо забавнее, чем «сократи­ческий диалог» в затянутом и невыразительном исполнении кого-либо из участников...

Методы

1. Ролевые игры по гипотетическому сценарию участников.

2. Инсценировки.

3. Командная работа.

4. Групповые дискуссии.

5. Тренажеры.

6. «Сумасшедшие сессии».

7. Индивидуальная работа над заданиями.


Глава 8

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА:







Date: 2015-12-11; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию