Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спортивная тренировка
Основная спортивно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обуславливающий его готовность к достижению высших результатов. Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов. В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая, интегральная и психологическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолировано. Они объединены в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи: I.освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины; 2.совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов; З.воспитание необходимых моральных и волевых качеств; 4.обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности; 5.приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки представляют собой как тренированность, подготовленность и спортивная форма спортсмена. Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физически упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма. Специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков. Тренированность спортсмена подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих их здоровье. Подготовленность - это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки уровня совершенствования двигательных навыков)фактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической). При построении тренировочного процесса, в котором синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы рекомендуется применять принципы спортивной тренировки. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация, т. е установка на высшие показатели реализуются соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обуславливает все черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Закономерность спортивной тренировки проявляется по- разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальнейшей перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Т. О. общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Т.о. принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Прогресс в избранном виде спорта возможен на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. Для роста спортивных достижений и конечных целей необходимо единство общей и специальной подготовки спортсмена. Единство общей и специальной подготовки заключается во взаимно зависимости их содержания.: содержания общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки Таблица 7 Ноеичт Шртprti Шртряд I разряд МС МСШ
Рис, 31. Примерное соотношение средств об* щей и специальной физической подготовки в процессе многолетней тренировки спортсменов Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования. Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется следующими основными положениями: 1.спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации; воздействие каждого последующего тренировочного занятия на предыдущий, закрепляя и углубляя их; интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха. Т.о. тренировочный процесс необходимо строить с учетом не допускания излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, соблюдения преемственности между ними. Непрерывность тренировочного процесса должна быть связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины. В связи с этим раз необходимо различать ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ), и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие - с другой. По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовый процесс. Представляющий собой относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который представляет собой производное от совокупности различных следов эффектов и приводит к к существенным адаптационным изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Т.о. взаимодействие БТЭ, СТЭ и КТЭ обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям должен означать новый уровень тренировочных нагрузок. При этом должны возрастать как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена. Для динамики нагрузок в процессе тренировки должно быть характерно, чтобы они возрастали постепенно и в тоже время с тенденцией к предельно возможным. «Максимальная нагрузка)) эта нагрузка, которая находится на границе личных функциональных способностей организма. В динамике тренировочных нагрузок должны сочетаться - постепенность и «перерывы постепенности» т.е «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и «скачкообразность» взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки должен устанавливаться соответственно личным возможностям организма на этапе его развития. При этом по мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки максимум нагрузки будет постепенно возрастать. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Это должно выражаться в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволили бы ему овладеть все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками. Т.о постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений. Волнообразность динами нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена.Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. Тенденцию нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса можно выразить схематично. Согласно этой схемы выделяются «волны» следующих масштабов. Схема волн динамики объема нагрузок. Таблица 8 Рис. 32. Условная схема волн динамики объема нагрузок: ЕВ — большая волна; СВ — средняя волна; MB — малая волна
-малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней; -средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких «волн» в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировок; -большие, характеризующие общую тенденцию средних «волн» в период больших циклов тренировки. При планировании спортивной тренировки необходимо правильно соразмерить все эти «волны» друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных этапов и периодов. Продолжительность и степень изменения отдельных параметров нагрузки в различных фазах ее волнообразных колебаний будет зависеть от: -абсолютной величины нагрузок; уровня и темпов развития тренированности спортсмена; -особенностей вида спорта; -этапов и периодов тренировки. На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь закономерностями «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки. Т.е. пики спортивных результатов отстают во времени пиков объема тренировочных нагрузок: ускорение роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того как он стабилизировался и снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план необходимо выдвигать регулирование динамики нагрузки с расчетом, чтобы общий эффект трансформировался в спортивный результат в намеченные сроки. Т.о. можно вывести следующие привила касающиеся динамики в тренировке: - чем меньше частота и интенсивность тренировочных занятий, тем продолжительнее может быть фаза (этап) нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незначительна; -чем плотнее режим нагрузок и отдыха в тренировке и чем выше общая интенсивность нагрузок, тем короче периоды волнообразных колебаний в их динамике, тем чаще появляются в ней «волны» -на этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок (что необходимо для ускорения темпов развития специальной тренированности) их общий объем лимитирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная интенсивность. Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки её повторяющие и динамические черты, будет зависеть ее эффективность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макро- циклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса и будут рассмотрены в главе соревновательная подготовка. При построении тренировочного процесса рекомендуем руководствоваться следующими принципами: строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса; решая проблемы целесообразно использовать и средства и методы тренировки, находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки); нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям фаз, этапов и периодов тренировки. 4.рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки. Учитывая, что структура микроциклов, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла и т.д. 5. При построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями.
Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена. Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы относительно длительный период спортивной подготовки. Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.Сущность это принципа состоит в том, чтобы в процессе многолетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении, ведущем к спортивному совершенствовании и в тоже время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека. Т.е многолетний тренировочный процесс следует строить, ориентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах которых спортсмены добиваются спортивных достижений. Эффективность тренировки будет, во многом зависеть от рационального построения общей и специальной физической подготовки на всех этапах многолетней тренировки. От научного обоснованного подбора средств и методов физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе, как на этапах годичного цикла, так и на протяжении ряда лет. При этом, для различных периодов круглогодичной тренировки (подготовительного, соревновательного и переходного) удельный вес общей и специальной подготовки будет не одинаковым. Годовой объем средств общей и специальной физической подготовки по мере взросления спортсмена и повышения уровня его спортивной квалификации неуклонно возрастает, а соотношение примерных нагрузок изменяется не за счет сокращения времени, отводимого на общую подготовку, а за счет увеличения времени на специальную. На ощеподготовительном этапе - 3:1; 3:2; 2:2; на специально-подготовительном этапе - 2:3; 1:2; в соревновательном периоде - 2:3; 1:2. 3.Система соревновательной подготовки. Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый характер объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев) их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают А) микроструктуру - структуру отдельных тренировочного занятия, структуруотдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру-структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); вО макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних. Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов. СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ. Таблица 9
38. а — примерная многолетнего процесса подготовки; б- условный уровень спортивных достижений Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов. Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена необходимо строить на основе методических положений. 1.Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта. 2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп. 3.Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки. 4.Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется, из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки. 5.Поступальное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла. 6.Строгое соблюдение постепенности в процессе Использования тренировочных и соревновательных нагрузок. 7.Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки т преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Процесс многолетней подготовки спортсменов делится но 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования. Таблица 10
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются задачи: - освоение занимающимися доступных знаний в области фЛической культуры и спортаИ -формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их; -содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно- силовых способностей, общей выносливости. Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Большие циклы тренировки характеризуются расширением подготовительным периодом. Соревновательный период представлен в свернутом виде. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма. На этом этапе тренировочный процесс приобретает специфичность. Удельный вес специальной подготовки возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжат возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариотивное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена. Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочных занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. В практике спорта принято выделять циклы подготовки к главным соревнованиям. Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающих обычно от двух до нескольких занятий. Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно- подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе (применяется в первом мезоцикле подготовительного периода). Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико- тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоки, чем в предстоящем соревновании. Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода. Подводящие микроциклы. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы обычно завершают серию базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируются и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обуславливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, обидим числом стартов и паузами между ними. В практике спорта применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограничено, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей. Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяют выделить определенное типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных. Втягивающие мезоциклы. Их основная задача - постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются высокой интенсивностью тренировочной нагрузки. Предсоревновательные мезоциклы предназначены длЯ окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей., особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психологическая и тактическая подготовка. Динамика нагрузок в этих мезоциклах характеризуется постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивности средств тренировки перед главными соревнованиями. Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. При этом объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается. З.Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4месяца) годичного, многолетнего (например четырехгодичного). В условиях спортивной школы в подготовке спортсменов рекомендуется использовать построение годичной тренировки на основе макроцикла (одноцикловое) на основе двух макроциклов (двухцикловое) на основе трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы - создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствование различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ГОДИЧНЫХ ЦИКЛАХ (по В.Н.Платонову)
Таблица11
1- подготовительный период; 2- соревновательный период; 3 переходный период
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1.общеподготовительный (или базовый) этап; 2.специально- подготовительный этап. Общеподготовительный этап. Основная задача этапа - повышения уровня физической подготовлености спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет 6-9 недель. Этап состоит из двух, в отдельных случаях трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-Змикроцикла) - втягивающий - тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3- бнедельных микроциклов) - базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих овладению новыми соревновательными программами. Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируется объем тренировочной нагрузки, объемы направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла. Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода является повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляется в соответствии с календарем главных состязаний, которых у спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят тренировочный характер. Соревновательный период делят на два этапа: 1. Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2. Этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояния спортивной формы и совершенствования, новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа проводится главное отборочное соревнование. Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются задачи: восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований; дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков; -создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний; -обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности. Продолжительность данного этапа 6-8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также для поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу определенного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и психическое восстановление. Продолжительность переходного периода от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузка должна постепенно повышаться, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений.
Date: 2015-12-11; view: 1808; Нарушение авторских прав |