Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью





Содержание I. ВВЕДЕНИЕ

II. Понятие и признаки наказания по уголовному праву

III. Цели наказаний

IV. Виды уголовных наказаний

1. ШТРАФ

2. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

3. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

5. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

6. ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

7. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ

8. АРЕСТ

9. СОДЕРЖАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

10. ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

11. ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ.

12. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

13. Смертная казнь
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ

Наказание в уголовном праве, так же как и преступление, — явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На раз­личных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одну и ту же задачу — защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом. В этом смысле утверждение К. Маркса о том, что наказание есть «средство са­мозащиты общества против нарушений условий его существования, ка­ковы бы ни были эти условия»1, достаточно точно характеризует социальное предназначение уголовного наказания.

Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный по­терпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее I граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способ­ность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства.

История развития уголовного законодательства являет примеры многообразия видов наказаний, в том числе и наиболее жестоких, при­минявшихся для того, чтобы добиться эффективных результатов в борьбе с преступностью. Наказание всегда выступает в виде отрицательной реакции общества на совершаемое преступление. Совершение преступления вызывает отрицательную реакцию со стороны граждан (порой приобретающую наиболее острые формы проявления в виде актов мести или самочинной расправы), различных социальных институтов (напри­мер, общественных организаций) и, наконец, государства, вынужденно­го применять к виновным в совершении преступлений соответствующие

принудительные меры. Тем не менее не любая мера социального реагирования на преступление, сколь бы жесткой она ни была, может быть признана уголовным наказанием, потому что оно по своей природе явление еще и правовое.

Проблема наказания всегда привлекала внимание мыслителей, по ней высказаны самые различные суждения. Известный дореволюционный ученый профессор Н. Д. Сергеевский отмечал, что в литературе на­считывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов, обосновывавших право государства наказывать преступников.

Среди них можно назвать теории возмездия, устрашения, общего и специального предупреждения и др. К сегодняшнему дню число теорий, объясняющих социально-правовую природу и цели наказания, еще более возросло. Достаточно назвать хотя бы одну из наиболее распространенных теорий - теорию новой социальной защиты французского ученого М. Анселя, при характеристике которой в литературе, в частности, отмечается, что, не отказываясь от наказания как меры возмездия за совершенное преступление, автор высказался за использование особых мер социальной защиты превентивного характера (например, превентивная изоляция и принудительное лечение психопатов, бродяг, алкоголиков, наркоманов), способных, по его мнению, оказывать не менее эффективное воздействие, чем наказание в собственном смысле слова2.
Понятие и признаки наказания по уголовному праву
Несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания в уголовном законодательстве России (как дореволюционного, так и советского) периода), определение его понятия давалось не всегда.

В советском уголовном законодательстве определение наказания впервые было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., в ст. 7 которых устанавливалось, что «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». Однако в последующих законодательных актах: УК РСФСР 1922 г., Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., УК РСФСР 1926 г.,1 Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УК РСФСР 1960 г. - определение наказания отсутствовало. Более того, первый советский УК (1922 г.) вообще отказался от понятия наказания, заменив его понятием «меры социальной защиты», применение которых обусловливалось «опасным состоянием личности». Уголовный закон в оценке общественной опасности личности исходил не из совер­шенного лицом преступления, а из возможности совершения им в будущем какого-либо преступления. Так, согласно ст. 5 УК РСФСР 1922 г, перед уголовным законодательством стояла задача правовой защиты государства трудящихся «от преступлений и от общественно опасных элементов». Причем по смыслу ст. 7 опасность лица обнаруживалась «совершением действий, вредных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку». Наконец, в соответствии со ст. 49 лица, признанные судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными, могли быть лишены по приговору суда права пребыва­ния в определенных местностях на срок свыше трех лет. Практика ре­прессирования по мотивам социальной опасности была закреплена и в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., в соответствии со ст. 22 которых удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тex или иных местностях или без такового, с запрещением проживания


или иных местностях или без такового (т. е. ссылка и высылка) назначались судом в отношении лиц, признанных по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой в данной местности со­циально опасными. Эти меры могли применяться судом к указанной категории лиц независимо от привлечения их к ответственности за совер­шение конкретного преступления, а также в том случае, когда они, будучи привлечены по обвинению в совершении определенного преступления, были судом оправданы, но признаны социально опасны­ми. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. понятие уголовного наказания было восстановлено, а в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., впервые после Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г., сформулировано его определение, которое с некоторыми уточнениями воспроизведено в действующем УК.

Согласно ч. 1 ст. 43 УК «наказание есть мера государственного прину­ждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается И предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». В этом определении обозначены основные призна­ки, характеризующие наказание как уголовно-правовое явление.

1. Наказание - это мера государственного принуждения, устанавли­ваемая уголовным законом. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов. Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, всегда предусмотрено в уголовном законе. Конкретизируя и развивая сформулированный в ст. 3 УК прин­цип законности («преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»), ст. 44 УК дает исчерпывающий перечень наказаний, которые могут назначаться судом. Никакой другой нормативный акт, кроме уго­ловного закона, не может устанавливать уголовных наказаний.


1. Наказание назначается лишь за деяние, предусмотренное уголов­ным законом как преступление. Поэтому наказание — это юридическое последствие преступления, основанием его применения может быть лишь факт совершения преступления. Совершение других правонаруше­нии - административных, дисциплинарных и т. п. — ни при каких обстоятельствах не может влечь уголовного наказания.

3. Наказание носит публичный характер. Это означает, что оно на­значается от имени государства и применяется в интересах всего общества, т.е., в публичных интересах. Лишь государство в лице суда обладает исключительной прерогативой на применение наказания, поэтому суды России выносят приговор именем Российской Федерации. Публичный характер наказания проявляется и в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в уголовном законе, осуществляется только судом (за исключением амнистии и помилования).

4. Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», именно суд является тем единственным государственным органом, который вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности лица, совершившего преступление. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, признанному виновным в совершении преступления, является официальной государственной реакцией на преступление, которая исключительно отрицательная. Следовательно, в наказании выражено порицание, осуждение лица, совершившего преступление Вступивший в законную силу приговор, которым осужденному назначено наказание, обязателен для всех государственных органов, учрежде­ний, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

5. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется только к лицу, совершившему преступление, и ни при каких условиях не может быть назначено его родственникам, близким или другим лицам.


6. Наказание влечет за собой судимость, которая сохраняется на определенный срок и после его отбытия. Из этого правила уголовный закон делает исключение только в отношении лиц условно осужденных. В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 86 УК они признаются не имеющими судимости по истечении испытательного срока.

7. Наказание по своему содержанию является карой, т. е. заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Наказание фактически связано с ущемлением правового статуса осужденного. Характер благ, которых осужденный лишается в связи с назначением наказания, различен. История развития уголовного законодательства свидетельствует, что предметом наказания были практически все блага личности: жизнь, тело, имущество, свобода, честь и т. п. В этой связи можно сказать, что страдания и лишения, претерпеваемые осужденным к уголовно­му наказанию, могут носить различный характер — физический, нравственный, политический, имущественный и др. Без кары, т. е. определенного законом ущемления правового статуса осужденного, не может быть наказания. Объем кары обычно выражается в видах наказания и его сроках, в различных правоограничениях и зависит от тяжести совершенного лицом преступления. Чем более тяжким является совершенное лицом преступление, тем более строгое должно быть назначено наказание. За­крепленная в уголовном законодательстве система наказаний позволяет избрать в каждом конкретном случае тот объем правоограничений лич­ного или имущественного характера, который бы соответствовал тяжести совершенного преступления и личности виновного. Наибольшим объемом кары обладает такой вид наказания, как лишение свободы, посколь­ку оно не только ограничивает личную свободу человека, но и ущемляет его политические, трудовые и иные права и свободы. Меньший объем правоограничений по сравнению с лишением свободы присущ, к приме­ру, штрафу, поскольку он распространяется лишь на имущественные права человека, не затрагивая его личной свободы. Наивысшая репрес­сивная сила характерна для смертной казни, ибо она лишает осужденно­го основного, ничем не заменимого блага — жизни.

Признание в ст. 43 УК кары сущностной чертой наказания подвело итогнаучным спорам по вопросу о том, является ли кара одной из целей наказания. С принятием УК 1996 г. стало очевидным, что уголовный за­кон рассматривает кару в качестве конструктивного признака наказания, характеризующего его содержание. Это означает, что осуществляемая го­сударством с помощью наказания уголовная политика не имеет своей ко­нечной целью причинение лицу, совершившему преступление, зла, от­мщение за содеянное, поскольку направлена на достижение социально полезных результатов.
Цели наказаний

Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные со­циальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК «наказание применяется в целях вос­становления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Та­ким образом, УК предусматривает три цели наказания:

а) восстановле­ние социальной справедливости;

б) исправление осужденного;

в) преду­преждение совершения нового преступления.

Преступление нарушает сложившийся в соответствии с господствую­щими в обществе моральными ценностями общественный порядок, вос­принимаемый общественным сознанием как справедливый, позволяю­щий людям реализовывать свои права и свободы, а также исполнять воз­ложенные на них обязанности. И в этом смысле преступление есть не только нарушение уголовно-правовых запретов, но и нарушение со­циальной справедливости. На уровне общественного сознания, в том числе и на уровне индивидуального сознания большинства людей, пре­ступление всегда воспринимается как деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни. Более того, по сравнению с другими правонарушениями (административными, дисциплинарными и т. п.) преступление воспринимается как наиболее опасная форма нарушения социальной справедливости, поскольку оно сопряжено с причинением существенного вреда наиболее важным социальным ценностям, охра­няемым уголовным законом. Поскольку государственная реакция на преступление в уголовном законодательстве приобретает форму наказа­ния, перед последним ставится цель - восстановить нарушенную пре­ступным деянием социальную справедливость. Эта цель предполагает восстановление нарушенных в результате совершения преступления Прав и свобод человека, общественного порядка, восстановление пошат­нувшейся в результате совершения преступления убежденности граж­дан в способностях государства бороться с преступностью и защищать их права. Наконец, восстановление социальной справедливости как цель наказания предполагает удовлетворение свойственного людям чувства негодования, вызванного совершением преступления. Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала, заключенного в наказании. Если имущественные уголовно-правовые санкции, например штраф, действительно носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением убийства, причинения вреда здоровью и некоторых других преступных деяний не может привести к восстановлению жизни потерпевшего либо утраченного здоровья. Но и в этом случае справедливость достигается путем назначения наказаний, связанных с ограничением прав и свобод осужденного.

Восстановление социальной справедливости, понимаемое как вос­становление нарушенных прав и свобод человека, удовлетворение чувства справедливости, вызванного у граждан фактом совершения преступления, нельзя рассматривать как реализацию цели возмездия преступнику со стороны государства, воздаяния равным злом за причиненное зло хотя в основе социальной справедливости как этической, нравственной категории лежит идея равенства.

В уголовном праве наказание, преследующее цель восстановления социальной справедливости, по своей сути должно быть справедливым т. е. «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч.1 ст. 6 УК). Иными словами, социальная справедливость как цель наказания может быть восстановлена только справедливым наказанием, которое в каждом конкретном случае может быть более или менее строгим а потому не всегда равным причиненному преступлением вреду. Восстановление социальной справедливости достигается путем реализации в уголовном законодательстве принципа справедливости в его уравнительном и распределительном аспектах. Так, в нормах Особенной части УК признаки конкретных составов преступлений конструируются таким образом, чтобы обеспечить выраженный в ст. 4 УК принцип формального равенства граждан перед уголовным законом, которые фактически не равны. Каждый конкретный состав преступления, содержащийся в уголовно-правовой норме, - это и есть «равный масштаб» для фактически неравных людей при привлечении их к уголовной ответственности. С помощью законодательной конструкции состава преступления в нормах Особенной части УК закрепляется демократический принцип равенства граждан перед законом и, кроме того, обеспечивается принцип справедливости в его уравнительном аспекте. Однако уравнительная справедливость игнорирует фактическое неравенство совершающих преступления людей, которые различаются по своим личным качествам, условиям жизни, социальному положению, и тем самым не позволяет назначить справедливое наказание, которое бы соответствовало тяжести и обстоятельствам содеянного, а также личности виновного. Поэтому в уголовном законодательстве реализация распределительного аспекта социальной справедливости, учитывающего фактическое неравенство совершающих преступления людей, достигается путем конструирования норм, обеспечивающих индивидуализацию наказания (ст. 60—64 УК и некоторые другие).

В качестве второй цели уголовного наказания в ч. 2 ст. 43 УК называется исправление осужденного. Цель исправления осужденного заключается в том, чтобы с помощью карательных элементов наказания попытаться заставить изменить отрицательные качества личности осужденного, под влиянием которых было совершено преступное деяние, и привить ему уважительное отношение к закону, установленному правопорядку, правам и интересам других граждан. Под исправлением осужденного по­нимается достижение путем наказания такого результата, чтобы лицо после отбытия наказания не совершило нового преступления. Речь в данном случае идет о так называемом юридическом исправлении осу­жденного. Добиться юридического исправления осужденного - это тот максимально возможный результат, на который способно уголовное на­казание. Исправление представляет собой минимальную программу коррекции создания осужденного, состоящую в том, чтобы приспособить его к нормальной жизни в обществе, сделать его безопасным для людей.

Наряду с восстановлением социальной справедливости и исправле­нием осужденного наказание имеет цель предупреждения преступлений. В теории уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное (частную превенцию) и общее (общую превенцию).

Частное предупреждение заключается в предупреждении совершения преступления самим осужденным. При частном предупреждении ставится единственная задача - исключить рецидив ранее судимого лица. На­казание должно устрашать осужденного, а также лишить его возможности совершить новое преступление. Большинство видов наказаний ставят осужденного в такие условия, которые если не полностью исключают возможность совершения им новых преступлений, то существенно пре­пятствует этому. Однако не все виды наказания обладают такой способ­ностью в одинаковой мере. В наибольшей степени ограничивает возмож­ность совершения осужденным нового преступления смертная казнь. Пожизненное или срочное лишение свободы также существенно ограни­чивает возможности совершения осужденным новых преступлений, во всяком случае, тех из них, которые могут совершаться на свободе. Лише­ние права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на период отбывания наказания исключают возмож­ность, совершения преступлений, которые связаны с использованием служебного положения или определенной сферы деятельности. Помимо содержащихся в уголовных наказаниях карательных элементов, ограничивающих возможность совершения осужденным новых преступлений, достижению цели частного предупреждения служат ограничения, поро­жденные наличием судимости.

Цель общего предупреждения заключается в предупреждении совер­шении преступлений иными лицами. Предполагается, что факт применения наказания к конкретному лицу, совершившему преступление, должен оказывать превентивное воздействие на других граждан. В тео­рии уголовного права нет единства мнений о том, на кого воздействует наказание в общепредупредительном плане. Согласно преобладающей точке зрения общепредупредительное воздействие наказания адресовано лишь, тем лицам, которые склонны к совершению преступлений. На за­конопослушных граждан применение наказания к осужденному воздействует главным образом в воспитательном аспекте, создает у них убеждение в том, что такие деяния преступны, формирует непримиримое, негативное к ним отношение.

Виды уголовных наказаний
Перечень видов уголовных наказаний содержится в ст.44 УК РФ. Указанные в данной статье виды наказаний и образуют систему уголовных наказаний. Всего 12 видов уголовных наказаний.

Зафиксированная в УК РФ система наказаний отражает основ­ные принципы современного уголовного права, в первую очередь принципы законности, справедливости и гуманизма, а также основ­ные тенденции противостояния преступности в наше время: ужесто­чение уголовно-правовых мер в борьбе с тяжкими и особо тяжкими (в особенности с насильственными) преступлениями и злостными преступниками и сужение принудительных мер, связанных с лише­нием свободы, для менее опасных преступлений. С учетом особен­ностей личности совершившего преступление это дает возмож­ность выбора соответствующего справедливого уголовного наказа­ния. Все виды уголовного наказания в совокупности образуют опре­деленную систему, которая представляет собой установленный уго­ловным законом и обязательный для суда исчерпывающий пере­чень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести (от менее строгого к более строгому).

Установленная законодателем последовательность в распо­ложении видов наказаний, изложенная в ст. 44 УК, применена и в санкциях статей Особенной части УК. Таким образом, современное, уголовное законодательство нацеливает суды на преимуществен­ное применение менее строгих наказаний.

Все виды наказаний, включенные в систему, находятся в опре­деленном соподчинении и соотношении: некоторые из них могут назначаться только как основные, а некоторые - лишь в дополнение к другим; одни наказания могут назначаться всем осужденным, а другие - более узкому их кругу и за посягательство на определенные блага. Все уголовные наказания можно классифицировать по субъ­екту, по возможности определения срока и по характеру исправите­льных элементов воздействия.

Так, по субъекту, к которому они применяются, наказания под­разделяются на общие и специальные.

Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, штраф).

Специальными называются наказания, применяемые к стро­го ограниченному законом кругу осужденных. Так, ограничение по военной службе назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядово­го и сержантского состава:

По возможности определения срока наказания классифициру­ются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным видам наказания необходимо отнести те из них, в которых указан минимальный и максимальный срок, применяемый к осужденным по приговору суда,

К ним относятся:

• лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;

• обязательные работы;

• исправительные работы;

• ограничение по военной службе;

• ограничение свободы;

• арест;

• содержание в дисциплинарной воинской части;

• лишение свободы на определенный срок;

• пожизненное лишение свободы.

Ряд наказаний по своему характеру таковы, что не связаны с каким-либо сроком их отбытия: штраф, лишение специального, во­инского или почетного звания, классного чина и государственных наград и смертная казнь.

По характеру исправительных элементов воздействия, оказы­ваемого на осужденного, можно выделить три группы наказаний:

• не связанные с ограничением или лишением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинско­го звания, обязательные работы, исправительные работы, ограни­чение по военной службе);

• связанные с ограничением или лишением свободы (ограни­чение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской час­ти, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лише­ние свободы);

• смертная казнь.

Выбор вида уголовного наказания, его размера - прерогатива только суда. Назначать за конкретное преступление можно лишь те наказания, которые установлены законодателем в санкции нор­мы Особенной части УК. Однако есть исключения. Так, существуют два вида наказания, которые могут быть назначены судом даже в том случае, если они не предусмотрены в санкции нормы. Это от­носится к лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.48 УК) и лишению пра­ва занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью.

Для несовершеннолетних в УК РФ отдельно установлены сис­тема и перечень уголовных наказаний (ст.88 УК РФ).

Не все из перечисленных в ст.44 УК видов наказания на дан­ный момент времени могут быть назначены судом. Это относится к трем из двенадцати видов уголовных наказаний - ограничению свободы, аресту и смертной казни. Согласно ст.4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовно­го кодекса Российской Федерации", положения УК о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федераль­ным законом или федеральными законами после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказа­ний. Крайний срок для введения в действие наказания в виде огра­ничения свободы - 2005 год, в виде ареста - 2006 год. Назначение смертной казни приостановлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. №3-П.

Уголовный закон разделяет наказания на основные и дополни­тельные.

Основными наказаниями считаются те из них, которые могут назначаться лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в допо­лнение к другим видам наказания, причем с ними в основном свя­зывается выполнение целей наказания. За совершение одного пре­ступления нельзя назначить два основных наказания. К ним отно­сятся обязательные работы, Исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дис­циплинарной воинской части, лишение свободы, на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительными наказаниями считаются меры, которые имеют вспомогательный характер для обеспечения целей наказа­ния. Они не могут назначаться самостоятельно, их только присоеди­няют к основным. Они призваны максимально индивидуализиро­вать наказание, усилить его воспитательный эффект и, в конечном счете, обеспечить достижение целей наказания. Лишение специа­льного, воинского или почетного звания, классного чина и государст­венных наград применяется только в качестве дополнительных ви­дов наказаний.

В санкциях статей Особенной части УК дополнительные нака­зания выступают как в качестве обязательных (к примеру, ч.1 ст.187 УК), так в качестве факультативных (ч.2 ст. 187 УК). Во втором случае суды в каждом случае должны обсуждать вопрос о целесообразнос­ти их назначения и указывать в приговоре мотивы своего решения.

Недопустимо применение дополнительного наказания к ли­цам, к которым оно не может быть применено (например, к несо­вершеннолетним). Оно не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же исправительные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать определенную должность). Уголовные наказания, которые при­меняются и в качестве основных, и в качестве дополнительных к основному, принято считать смешанными. Их два - штраф и лише­ние права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью. Такие наказания могут назначаться как основные (например, ст. 170,176 УК РФ) и как дополнительные (нап­ример, ч.2 ст.188, ст.264 УК РФ).

Исключительно в качестве дополнительного наказания может применяться лишь лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, причем оно ука­зано лишь в ст.45 УК, а в санкциях норм Особенной части УК указа­ние о нем отсутствует.

Штраф

Согласно ст.46 УК, штраф является денежным взысканием, назначаемым в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от двух недель до пяти лет.

Штраф может быть назначен почти за все преступления небо­льшой или средней тяжести. Причем подавляющая часть штраф­ных санкций предусмотрена за общественно опасные деяния, име­ющие имущественный характер. Совершая такое преступление, виновный обычно хочет обогатиться за чужой счет, извлечь какую-либо материальную выгоду. Применение штрафа не только лишает его полученной выгоды, но и в значительной степени ущемляет его собственные материальные интересы.

Штраф применяется в качестве основного и дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусматривается в качестве альтернативы к другим видам наказания; он может был, применен и в случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст.64 УК), и в порядке за­мены неотбытой части наказания более мягким видом наказании (ст.80 УК РФ), и при вердикте присяжных заседателей о снисхожде­нии (ст.65 УК РФ).

Что касается размера штрафа, то закон устанавливает его предел - от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за периодот двух недель до пяти лет - в зависимости от тяжести совершенного преступления, его характера, наступивших последствий, имущественного положения осужденного, а также с учетом возможности получения, осужденным заработной платы или иного дохода.

Выплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех лет определенными частями.

При назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров, штраф при сложении его с ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы исполняется самостоятельно (ч.2 ст.71 УК).

При назначении штрафа в качестве основного вида наказания лицу, содержащемуся под стражей до судебного разбирательства, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает виновного от отбывания этого наказания.

В связи с изменением исчисления штрафа с минимальных размеров оплаты труда на конкретные суммы в рублях, следует обратить внимание на ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003г. №162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4848), согласно которой назначенное наказание в виде штрафа в размере минимального размера оплаты труда, не исполненное до введения в действие Федерального закона от 8 декабря 2003 г., взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу.

Кроме того, штраф, назначенный осужденному в качестве основного наказания, от уплаты которого он злостно уклоняется, с момента вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. заменяется по правилам, установленным частью пятой статьи 46 УК РФ в этой же редакции.

На первый взгляд, эта норма выглядит эффективнее анало­гичной, существовавшей в предыдущей редакции УК. Однако при детальном рассмотрении выясняются некоторые пробелы при при­менении штрафа. Например, в случае злостного уклонения от упла­ты штрафа, назначенного в качестве основного наказания за лега­лизацию (отмывание) денежных средств (ч.1 ст.174, ч.1 ст. 1741 УК), заменять его не на что, так как санкции этих норм относительно определенные и содержат только один вид наказания - штраф. По­добная ситуация существует и в ряде других норм Особенной части УК. В этих случаях - при условии невыплаты штрафа - виновный может остаться безнаказанным.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осуж­денный, не уплативший штраф либо часть штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В отноше­нии осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назна­ченного в качестве основного наказания, судебный пристав-испол­нитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения преде­льного срока уплаты, указанного в частях первой и третьей статьи 31 УИК РФ, направляет в суд представление о замене штрафа дру­гим видом наказания. В отношении осужденного, злостно уклоняю­щегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнитель­ного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыс­кание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном граж­данским законодательством Российской Федерации.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и мо­жет быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Исполнение штрафа регулируется нормами главы пятой уго­ловно-исполнительного кодекса РФ. В частности, в них указывается на то, что осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возмож­ности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет. В этом случае осужденный обязан в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позд­нее последнего дня каждого последующего месяца.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью (ст.47 УК) состоит в запреще­нии занимать должности на государственной службе, в органах мес­тного самоуправления либо заниматься определенной профессио­нальной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности осуществ­ляется путем прекращения трудового договора с осужденным, вне­сения в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком осно­вании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать. В приговоре суд должен указать конкретно, какие должности на государственной службе осужденный лишен права занимать (нап­ример, это могут быть должности, связанные с распоряжением де­нежными или материальными ценностями). Причем под должнос­тью не следует понимать только выполнение лицом, ее занимаю­щим, функции представителя власти, организационно-распоряди­тельных или административно-хозяйственных обязанностей. Это более широкое понятие, например, заведующий хозяйственной час­тью, бухгалтер и т.д.

Лишение права заниматься определенной деятельностью подразумевает как служебную (управленческую, педагогическую, врачебную, управление транспортом по договору найма и т.п.), так, и внеслужебную деятельность осужденного (предпринимательство, управление личным транспортом, охота и т.п.).

Следует обратить внимание на то, что суд может лишить пра­ва заниматься именно деятельностью, и ни чем иным.

Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Так, К. и дру­гие осуждены Московским окружным военным судом, причем К. признан виновным наряду с другими преступлениями в подстрека­тельстве к совершению подделки официального документа, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33 и ч. 1 ст. 327 УК РФ. Кроме основных видов наказаний всем осужденным назначено дополнительное наказание в виде лишения права при­обретения, хранения и ношения огнестрельного и газового оружия. Военная коллегия приговор окружного военного суда в части осуж­дения К. по ч. 4 ст. 33 и ч. 1 ст. 327 УК РФ отменила, освободив его от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давнос­ти, и дело в этой части производством прекратила, а также исключи­ла из приговора решение о применении ко всем осужденным указа­нного дополнительного наказания в связи с тем, что такой вид нака­зания ст.44 УК РФ не предусмотрен1.

Таким образом, право приобретения, хранения и ношения огнестрельного и газового оружия не является деятельностью, поэтому его лишение не может использоваться в качестве наказа­ния, предусмотренного ст.47 УК.

Данный вид наказания может быть применен и в качестве основного, и в качестве дополнительного.

Как основное наказание, лишение права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда это указано в санкции применяемой статьи УК; когда суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление (ст.64 УК); при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст.65 УК); при замене неотбытой части наказания более мягким (ст.80 УК).

Как дополнительное наказание, оно может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли соответствующей ста­тьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени обще­ственной опасности совершенного преступления и личности винов­ного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью. Однако суд в описательной части приговора обязан привес­ти мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выпол­няло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью регулируется шестой главой уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также инструкцией "О порядке исполнения наказаний и мер уго­ловно-правового характера без изоляции от общества", утвержденной приказом Минюста РФ от 12 апреля 2005 года № 381. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, назначенное в качестве осно­вного, равно как и дополнительного вида наказания к штрафу, обя­зательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении в соответствии с законом, исполняют уголов­но-исполнительные инспекции по месту жительства. Если указан­ное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, то оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания.

В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комис­сариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.







Date: 2015-12-10; view: 587; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию