Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема IV. Законы и категории диалектики
1. Диалектика как система принципов, законов, категорий: а) дайте краткую характеристику системы материалистической диалектики; б) докажите, в каком соотношении находятся понятия: объективная диалектика, субъективная диалектика, стихийная диалектика, диалектика как наука; в) тождественны ли понятия " диалектический материализм» и"материалистическая диалектика"? 2. Была ли диалектика Гегеля наукой о всеобщих законах развитиия природы, общества и мышления? 3. Почему метафизика утратила свое положительное значение к концуXVIII - началу XI в.? а) раскройте это положение на фактах современного научного познания и покажите, что метафизический метод мышления приводит в современных условиях к субъективизму и его разновидности - догматизму; б) что общего и в чем отличие законов диалектики от законов других наук? 4. Проанализируйте следующее суждение: «Материалистическая диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материй», а) если диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, то какие есть еще учения о развитии; б) почему именно диалектике, а не какому-либо другому учению о развитии, присущи названные признаки; в) раскройте единство диалектики и частных наук. 5. Какое место занимает закон взаимного перехода количественных в качественные изменения среди других законов диалектики? а) с какой стороны он характеризует развитие; б) чем отличается философское понятие качества от обыденного; в) можно ли отождествлять качество и вещь; г) поясните, что означает вывод: вещи обладают бесконечно многими качествами; д) сопоставьте понятия: "многокачественность вещей", "свойства вещей". 6. Выделите правильные утверждения: а) любое количественное изменение приводит к качественным изменениям; б) скачок означает разрыв естественных связей вещей; в) скачок – это общий способ перерыва постепенности качественных изменений; г) скачок - ансамбль в развитии; д) развитие всегда эволюционно. е) переход к новому качеству происходит на определенном этапе 7. Покажите на примерах своей специальности, какое значение имеет категория "мера" для практической деятельности? В связи с этим поясните как вы понимаете путь познания меры: а) непосредственная мера (явление как отдельные собственные законы развития); б) системная мера (явление как элементы системы, законы родовой сущности); в) реальная мера (единство собственных законов явления, законов его родовой сущности с конкретными условиями существования). 8. Говорят, тьма есть отсутствие света. Но в чистом свете можно видеть столько же мало, как и в чистой тьме" Действие какого закона диалектики отражает это высказывание? 9. Укажите правильное определение: а) противоречие - это отношение единства и борьбы; б) противоречие - это взаимоисключение противоположностей; в) противоречие - это отношение тождества и различия; г) противоречие - это недостатки, плохие явления и т.д. 10.Действует ли закон отрицания в следующих процессах: а) вода - пар - вода (в процессе дистилляции); б) соль - вода (в которой растворена соль); в) соль (после испарения воды). 11. Объясните: а) что означает единство противоположностей и какова сущность борьбы противоположностей; б) в чем смысл аналогии абсолютности борьбы взаимоисключающих противоположностей и абсолютности движения и развития материи; в) одинаково ли значение сторон противоречия? 12. Какие утверждения являются правильными? Живая клетка: а) в каждое данное мгновение та же самая и одновременно - иная; б) в каждое данное мгновение та же самая, в другое мгновение - иная; в) на протяжении всего своего существования обладает одним и тем же качеством; г) на протяжении всего своего существования не обладает одним в тем же качеством. Date: 2015-12-10; view: 700; Нарушение авторских прав |