Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истоки социально-экономических трансформаций в республиках бывшего Союза. Исходные условия социально-экономических трансформаций в Республике Беларусь в начале 1990-х гг





К 1990-м гг. за более чем 70 лет существования советской власти в стране был создан государственный военно-феодальный социализм. Государственным его можно назвать потому, что главным субъектом хозяйства являлось государство; военным – потому, что приоритет в экономике был отдан ВПК и армии; феодальным – потому, что методы принуждения к труду носили зачастую внеэкономический характер (например, институт прописки, обязательное распределение по окончании вузов, предоставление квартиры по месту работы и т. п.; в 1930–1950-е гг. – серьезные наказания вплоть до уголовного за прогулы, самовольный уход с работы и опоздания, обязательный минимум трудодней в колхозах и т. п.); социализмом – потому, что наличествовали три его основных признака: монополия государственной собственности, централизованное планирование и нормирование, уравнительное распределение.

Соответственно сформировалась адекватная экономическая структура, являющаяся инертным антиподом экономической структуры западных стран. На западе рынок начинал свое формирование с локальных рынков, расширяясь затем до национальных масштабов, российский же рынок сразу формировался как национальный. Вот почему и внутренняя структура экономики формировалась как нерыночная. Ее «нерыночность» заключается:

в структуре собственности. Исторически в нашей стране складывалась структура собственности, в которой примат принадлежал государственной собственности, в том числе и на землю, и практически отсутствовала множественность форм собственности. Это было присуще не только СССР, но и Российской империи; в 1991 г. в Республике Беларусь в структуре основных фондов государственная собственность составляла почти 80 %;

натурально-вещественной структуре экономики. Здесь имело место преобладание I подразделения по отношению ко II и сфере услуг; ВПК по отношению к отраслям гражданского производства; производства дешевых товаров массового потребления по отношению к высококачественным товарам и товарам роскоши;

технологической структуре экономики, что в свою очередь проявлялось в преобладании крупных предприятий по отношению к средним и мелким, в отсутствии множественности параллельных производств, т. е. ярко выраженный технологический монополизм, в отсутствии любых форм конкуренции, в примате старых технологических укладов, специализации над диверсификацией, высоких технологий главным образом только в ВПК, наличие технологий четвертого и даже третьего технологических укладов в гражданских секторах;

стоимостной структуре экономики,что нашло отражение в централизованно устанавливаемых ценах, дотируемых по группам товаров первой необходимости и ведущих в конечном итоге к ценовым диспропорциям;

финансовой структуре, обусловливающей перераспределение прибавочного продукта от предприятий и граждан в пользу государства и, таким образом, низкую платежеспособность населения, которая компенсировалась низкими ценами на продукты первой необходимости;

производственной инфраструктуре, предполагающей единую энергетическую и транспортную системы, которые лежали в основе формирования «единого народнохозяйственного комплекса», «единой фабрики» в рамках народного хозяйства;

хозяйственной инфраструктуре, что проявлялось в монополии государства на пенсионное, страховое, банковское дело, финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность;

организационно-управленческой структуре,предполагающей примат административно-командных методов над экономическими и смещение «центра тяжести» в управлении от периферии к центру;

пространственной инфраструктуре имело место очень неравномерное развитие отдельных регионов и территорий, включая республики бывшего СССР (в частности, в 1990 г. уровень производства ВВП (в %) при среднем показателе бывшего Союза = 100, колебался от 152 в Эстонии до 64 в Туркмении, в Беларуси он составлял 118, находясь на четвертом месте после Эстонии, Литвы, Латвии);

структуре рабочей силы. Здесь имело место преобладание в ней средневекового ремесленного (цехового) менталитета, низкая профессиональная и недостаточная пространственная мобильность, обусловленная существованием института прописки, отсутствием рынка труда, низкая дисциплина труда.

С начала 1960-х гг. стала отчетливо видна крайняя неэффективность экономической структуры общества. Темпы роста падают. Начинаются поиски современных форм эффективного функционирования государственных предприятий и управления ими. В это время начались поиски компромиссов между административно-командными методами управления, приведшими к сложившейся ситуации, и рыночным регулированием.


Предпринятые мероприятия по осуществлению реформы (1965 г.), безусловно, оказали незначительное позитивное влияние на развитие народного хозяйства и начали «размывание» принципов хозяйствования, заложенных во времена социалистической индустриализации, но поставленных целей она не достигла. А откат ее начался уже в конце 1960-х, прежде всего, потому что многие проблемы народного хозяйства можно было решить, не изменяя системы управления за счет открытия дешевого месторождения нефти. Дождь нефтедолларов позволил функционировать неэффективной экономике СССР достаточно продолжительный период и поддерживать более или менее высокий уровень жизни в стране. Видимость благополучия создавалась также официальной статистикой, систематически приукрашивавшей показатели экономического роста, имевшего с 1960-х гг. тенденцию к падению. В конце 1970-х была предпринята еще одна попытка приспособления хозяйственного механизма государственных предприятий к объективным требованиям экономики, находящейся в состоянии спада (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12.07.1979 г.). Тем не менее, и эта реформа не была реализована.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. не удалось решить задачи экономического роста. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе. В целом на протяжении четырех пятилеток, начиная с середины 1960-х гг., показатели экономического роста, очищенные от влияния высоких цен на нефть и форсированной продажи алкогольных напитков, не имели абсолютного прироста, а в начале 1980-х гг. этот «прирост» стал давать отрицательные значения. В середине 1980-х положение еще более усугубилось в результате проводимой антиалкогольной компании и падения цен на нефть на мировом рынке. В 1991 г. согласно оценкам советских экономистов дефицит бюджета центрального правительства и правительств 15 республик составил 25 % ВНП.







Date: 2015-11-15; view: 323; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию