Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие рыночных систем и формирование адекватных им функций государства. Регулирование и управление





Рыночные системы, возникшие в государственно оформленных рам­ках, испытывали более или менее значительное воздействие госу­дарства, особенно на начальном этапе ее эволюции. Однако оно не ставило себе осознанной цели развития рыночной системы. Преследуя свои краткосрочные выгоды от регулирования актов купли/продажи, будь то монетная реформа (эпоха Каролингов) или меркантилистская политика (средние века), государства западноевропейских стран создавали условия для развития рыночных систем на каждой стадии эволюции.

При вступлении же рыночных систем в стадию зрелости госу­дарство приступило к регулированию в рациональном смысле слова, осознав необходимость настройки государственно оформленных рыноч­ных систем и выбора инструментов регулирования. Был создан слож­ный механизм параметризации системы, оценки ее параметров (темпы экономического роста, уровень монополизации, степень конкуренции и т. п.) и настройки.

Термин «регуляция» произошел от латинского «regulare» – устраивать, приводить в порядок. «Регуляция» означает упорядочение, приведение в должное состояние.

В нашем случае, регулирование означает возвращение рыночной системы в состояние равновесия с помощью косвенного воздействия на определенные стороны экономики, ее хозяйствующие субъекты. Воздействие осуществляется исходя из соответствующих параметров. Параметрами в рыночной системе могут являться темпы экономического роста, уровни безработицы и инфляции, развитие или угнетение тех или иных рынков, секторов, отраслей национальной экономики и т. п. В соответствии с этим можно говорить, что появляется регулирование в рациональном смысле слова.

Осуществлять такое воздействие по приближению к заданным параметрам можно только с помощью косвенного воздействия, ибо в экономике преобладает частная собственность и собственник руководствуется своими рациональными интересами. Указывать ему никто не может. Следовательно достичь заданных параметров можно только с помощь воздействия на ставку процента, уровень налоговых ставок, таможенных пошлин и т. п.

В свою очередь управление представляет собой целенаправленное воздействие на участников общественного производства для достижения заранее намеченных результатов. А это возможно только в рамках одной формы собственности. Если речь идет об управлении народным хозяйством, следовательно подразумевается государственная собственность на средства производства и результаты его в рамках всей экономики. А директор в данном случае выступает менеджером и соответственно должен выполнять указания вышестоящих менеджеров. Система, предполагающая единую государственную собственность в рамках народного хозяйства и соответственно управление, является не гибкой, трудно адаптируемой (по инструментам и по срокам) к быстро изменяющимся условиям внутреннего, а тем более внешнего воспроизводства.

Если же говорить о государственном управлении в США, Западной Европе, то следует иметь виду, что оно по сути носит характер администрирования и выполняет такие же функции, как и любая другая администрация в организационной структуре. Только в данном случае такой организационной структурой выступает государство в целом.

Тем не менее, эволюция государственного регулирования за последние сто лет привела к осознанию необходимости отрицания сложившегося механизма государственного регулирования как тормоза экономического развития. В общем виде этот настраивающий механизм был направлен на стабилизацию системы, перераспределение доходов и стимулирование совокупного спроса как фактора экономического подъема. Решая в государственно оформленных рыночных системах за­дачи развития конкуренции, борьбы с кризисами, стремясь к ста­бильности, государственное регулирование не могло не порождать других негативных явлений, таких как инфляция, дефициты государственных бюджетов, разрушение стимулов к инвестированию. Уста­новка же на бескризисное развитие – дорога к огосударствлению. Все это в совокупности стало несовместимо с общими тенденциями мирового экономического развития, с эпохой НТР, требующей ломки устоявшейся структуры и общей подвижности, мобильности и динамич­ности труда, капитала, инноваций. Достижение стабильности в ее прежнем понимании, вомногом привнесенном социалистическим движением, перестало быть положительной целью экономической политики.

Как мы уже отмечали, период зрелости любой системы имеет до­вольно четко обозначенную границу, выраженную в переходе различий между основными ее элементами в свою противоположность, т. е. в рыночной государственно оформленной системе на этой стадии про­исходит отрицание парадигмы рынка и возникновение монополий. Поз­же возникают элементы индустриального типа, индустриальной систе­мы внутри рыночной. Государство, чтобы стабилизировать систему, начинает регулировать, настраивать ее. В данном случае границы государства есть ограничитель развития рыночной системы в стадии зрелости, где сложность связи и количество элементов в системе являются оптимальными.


Если данный вид движения – рыночный, в стадии зрелости в государственно оформленных системах ограничен качественно и коли­чественно, то система может продолжать свое развитие за счет расширения границ, т. е. за счет «захвата» свободного экономи­ческого пространства и расхождения элементов, выходя за госу­дарственные рамки системы, переплетаясь с рыночными системами других стран, «втягивая» в рынок другое нерыночное пространство, ликвидируя монополии в рыночных системах путем создания мировых рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, инноваций. Это согласно теории систем позволяет на стадии зрелости изменять ка­чество движения за счет усложнения связей и увеличивать количество элементов – носителей данного вида движения.

Если же продолжать сдерживать данные процессы в государственно оформленных рамках, регулируя их в рыночных системах с помощью государственнных настраивающих блоков, то это, прежде всего, приве­дет к замедлению темпов роста, так как на данном уровне система исчерпала свои возможности и не может дать более высоких темпов, следовательно нужны другие стимулы, другие регуляторы.







Date: 2015-11-15; view: 336; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию