Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие рыночных систем и формирование адекватных им функций государства. Регулирование и управление
Рыночные системы, возникшие в государственно оформленных рамках, испытывали более или менее значительное воздействие государства, особенно на начальном этапе ее эволюции. Однако оно не ставило себе осознанной цели развития рыночной системы. Преследуя свои краткосрочные выгоды от регулирования актов купли/продажи, будь то монетная реформа (эпоха Каролингов) или меркантилистская политика (средние века), государства западноевропейских стран создавали условия для развития рыночных систем на каждой стадии эволюции. При вступлении же рыночных систем в стадию зрелости государство приступило к регулированию в рациональном смысле слова, осознав необходимость настройки государственно оформленных рыночных систем и выбора инструментов регулирования. Был создан сложный механизм параметризации системы, оценки ее параметров (темпы экономического роста, уровень монополизации, степень конкуренции и т. п.) и настройки. Термин «регуляция» произошел от латинского «regulare» – устраивать, приводить в порядок. «Регуляция» означает упорядочение, приведение в должное состояние. В нашем случае, регулирование означает возвращение рыночной системы в состояние равновесия с помощью косвенного воздействия на определенные стороны экономики, ее хозяйствующие субъекты. Воздействие осуществляется исходя из соответствующих параметров. Параметрами в рыночной системе могут являться темпы экономического роста, уровни безработицы и инфляции, развитие или угнетение тех или иных рынков, секторов, отраслей национальной экономики и т. п. В соответствии с этим можно говорить, что появляется регулирование в рациональном смысле слова. Осуществлять такое воздействие по приближению к заданным параметрам можно только с помощью косвенного воздействия, ибо в экономике преобладает частная собственность и собственник руководствуется своими рациональными интересами. Указывать ему никто не может. Следовательно достичь заданных параметров можно только с помощь воздействия на ставку процента, уровень налоговых ставок, таможенных пошлин и т. п. В свою очередь управление представляет собой целенаправленное воздействие на участников общественного производства для достижения заранее намеченных результатов. А это возможно только в рамках одной формы собственности. Если речь идет об управлении народным хозяйством, следовательно подразумевается государственная собственность на средства производства и результаты его в рамках всей экономики. А директор в данном случае выступает менеджером и соответственно должен выполнять указания вышестоящих менеджеров. Система, предполагающая единую государственную собственность в рамках народного хозяйства и соответственно управление, является не гибкой, трудно адаптируемой (по инструментам и по срокам) к быстро изменяющимся условиям внутреннего, а тем более внешнего воспроизводства. Если же говорить о государственном управлении в США, Западной Европе, то следует иметь виду, что оно по сути носит характер администрирования и выполняет такие же функции, как и любая другая администрация в организационной структуре. Только в данном случае такой организационной структурой выступает государство в целом. Тем не менее, эволюция государственного регулирования за последние сто лет привела к осознанию необходимости отрицания сложившегося механизма государственного регулирования как тормоза экономического развития. В общем виде этот настраивающий механизм был направлен на стабилизацию системы, перераспределение доходов и стимулирование совокупного спроса как фактора экономического подъема. Решая в государственно оформленных рыночных системах задачи развития конкуренции, борьбы с кризисами, стремясь к стабильности, государственное регулирование не могло не порождать других негативных явлений, таких как инфляция, дефициты государственных бюджетов, разрушение стимулов к инвестированию. Установка же на бескризисное развитие – дорога к огосударствлению. Все это в совокупности стало несовместимо с общими тенденциями мирового экономического развития, с эпохой НТР, требующей ломки устоявшейся структуры и общей подвижности, мобильности и динамичности труда, капитала, инноваций. Достижение стабильности в ее прежнем понимании, вомногом привнесенном социалистическим движением, перестало быть положительной целью экономической политики. Как мы уже отмечали, период зрелости любой системы имеет довольно четко обозначенную границу, выраженную в переходе различий между основными ее элементами в свою противоположность, т. е. в рыночной государственно оформленной системе на этой стадии происходит отрицание парадигмы рынка и возникновение монополий. Позже возникают элементы индустриального типа, индустриальной системы внутри рыночной. Государство, чтобы стабилизировать систему, начинает регулировать, настраивать ее. В данном случае границы государства есть ограничитель развития рыночной системы в стадии зрелости, где сложность связи и количество элементов в системе являются оптимальными. Если данный вид движения – рыночный, в стадии зрелости в государственно оформленных системах ограничен качественно и количественно, то система может продолжать свое развитие за счет расширения границ, т. е. за счет «захвата» свободного экономического пространства и расхождения элементов, выходя за государственные рамки системы, переплетаясь с рыночными системами других стран, «втягивая» в рынок другое нерыночное пространство, ликвидируя монополии в рыночных системах путем создания мировых рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, инноваций. Это согласно теории систем позволяет на стадии зрелости изменять качество движения за счет усложнения связей и увеличивать количество элементов – носителей данного вида движения. Если же продолжать сдерживать данные процессы в государственно оформленных рамках, регулируя их в рыночных системах с помощью государственнных настраивающих блоков, то это, прежде всего, приведет к замедлению темпов роста, так как на данном уровне система исчерпала свои возможности и не может дать более высоких темпов, следовательно нужны другие стимулы, другие регуляторы. Date: 2015-11-15; view: 336; Нарушение авторских прав |