Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие причин сопротивления на примере программы ?Доверие к страхованию?
Часто рассмотренные причины сопротивления инновациям проявляются во взаимодействии. И не разберешь, какой из базовых факторов оказывается в этом коктейле главным.
Вначале несколько слов об идее программы?Доверие к страхованию?. Более подробную информацию можно получить на сайте Фонда защиты прав страхователей, адрес в Интернете: http://insurant.narod.ruМногие в России имеют хоть какое-нибудь представление о страховании. Тем не менее страхование не является для нашей страны традиционным товаром (точнее, услугой), о чем свидетельствуют и объем собираемых страховых взносов (премий), и их отношение к ВВП, которое в России в несколько раз меньше, чем во многих странах, особенно индустриально развитых.
Как известно, роль страхования двоякая. С одной стороны, основная функция страхования? защита имущественных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Выполняя эту функцию, система страхования способствует привлечению инвестиционных ресурсов даже в условиях недостаточной экономической и социальной стабильности, неустойчивости большинства банковских учреждений, и отсутствия должного регулирования рынка ценных бумаг, защищающего права инвестора.
С другой стороны, страховые компании мобилизуют значительные финансовые ресурсы, которые могут быть использованы в качестве инвестиций, в том числе и реальный сектор экономики. Так, размер страховых взносов, собираемых ежегодно в России за последние годы, составляет примерно 4-6 млрд. долл. США. Конечно, это немного в?мировом масштабе?, когда крупные страховые компании оперируют десятками миллиардов долларов, но по российским меркам сегодняшнего дня?тоже деньги?.
В реальности сумму сбора средств и, соответственно, привлечения в экономику страны, можно резко увеличить. Дело в том, что российский рынок страховых услуг обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, не используется должным образом. Вполне реально реализовать этот потенциал, увеличив размеры страхового рынка?в разы?.
В то же время проведенные Фондом защиты прав страхователей исследования показывают, что основной причиной, сдерживающей развитие национальной системы страхования, является дефицит доверия у потенциальных страхователей.[7] Как граждане, так и юридические лица в?массовом порядке? выражают сомнение в том, что страховые компании выполнят свои обязательства при наступлении страхового случая.
Чувство неуверенности страхователя не в последнюю очередь основывается на сформировавшемся недоверии к любым видам?сбора? денег, отсутствии надежной (по мнению страхователя) информации о страховых компаниях и их программах. Страхователи воспринимают рынок страховых услуг как?рынок страховщика?, рынок, на котором изначально не учитываются в должной степени интересы другого участника - страхователя.
На этом рынке страховая компания? продавец определяет условия заключения страхового договора, производит оценку, устанавливает цены и определяет размер выплаты страхового вознаграждения. Совсем так же был определен статус одного персонажа в фильме про установление Советской власти в Туркестане:?Он и бай, и мулла, и председатель сельсовет?.
Не способствуют укреплению осознанного доверия к страхованию и действия местных властей, придумывающих все новые и новые виды обязательного страхования. Понятно: если услугу навязывают волевым порядком, значит, она не очень хорошая, ведь хороший товар и навязывать не надо? и так купят. Это не совсем верно, но так устроена человеческая психология.
Любой договор о страховании можно сравнить с коммерческим контрактом, который должен отражать приемлемый баланс интересов сторон. На этапе его выработки неоспоримое преимущество имеет страховая компания, профессионально владеющая предметом, то есть реально работающая в сфере страхования и обладающая знанием нормативно-правовой базы.
Другая сторона контракта - страхователь, как правило, занимается вопросами страхования эпизодически и, соответственно, не имеет необходимой квалификации для того, чтобы в должной мере позаботиться о защите своих интересов. Рассчитывать на гарантированную защиту своих финансовых интересов страхователь может при условии, что страховая компания легитимна, платежеспособна и добросовестно выполняет взятые обязательства.
Привлечение опытного юриста к заключению договора - правильный шаг, но этого может быть недостаточно, поскольку страхование является специализированной сферой деятельности, требующей профессиональных знаний и обширной практики.
Информации, почерпнутой из специализированных изданий или от страховых компаний также недостаточно. И она не признается достаточно надежной.
При этом и страховщик, и страхователь заинтересованы в развитии рынка страховых услуг. Ясно, что развитие рынка страховых услуг возможно только в том случае, если обе стороны сочтут, что на рынке в полной мере учитываются их права и интересы, а риски сведены к минимуму. То есть, на рынок страховых услуг должно быть привнесено главное условие его нормального функционирования и динамичного развития? доверие к этому рынку.
Поэтому Фонд защиты прав страхователей предложил идею разработки и реализации программы?Доверие к страхованию?. В процессе реализации этой программы должны быть решены следующие задачи:
выработаны правила, направленные на обеспечение?прозрачности? страховых компаний, и, соответственно, повышение достоверности информации о их надежности;
отлажен независимый контроль за неукоснительным соблюдением этих правил;
создана инфраструктура страхового рынка, хозяевами и управляющими которой являлись бы, в первую очередь, сами его участники? страхователи;
разработаны и предложены на рынке более совершенные страховые продукты, отвечающие требованиям так называемого цивилизованного рынка;
реализованы преимущества надежных страховых компаний путем увеличения масштабов их деятельности как за счет компаний, не отвечающих требованиям, предъявляемых программой, так и за счет общего увеличения рынка страховых услуг.
Естественно, что участие в программе носит добровольный характер. Для?вхождения? в программу нужно признать условия и официально зарегистрироваться в качестве участника.
Фонд защиты прав страхователей, выступающий в роли координатора программы?Доверие к страхованию?, рекомендует и предлагает страховые программы только тех страховых компаний, которые участвуют в программе. То есть тех, которые?просвечены? и берут на себя?повышенные? обязательства. В этом случае можно достаточно уверенно говорить о надежности.
Почему должны поверить Фонду больше, чем страховой компании?
[7] Всего было опрошено примерно 11,2 тыс. руководителей предприятий разных размеров и различных форм собственности. В отличие от обычного маркетингового исследования опрос проводился в рамках попытки продажи страховых продуктов крупной компании?с мировым именем?. Некоторые причины отказа от приобретения страховок: недоверие страховым агентам и копиям разрешительных документов? 92%, отсутствие должных рекомендаций? 85%, негативный опыт прошлых лет? 94% и т.д. Только 19% респондентов в качестве причины отказа указали?отсутствие денежных средств?. Во-первых, Фонд не продавец страховых услуг, а как бы?коллективный? страхователь.
Во-вторых, анализ страховых программ на соответствие требованиям программы?Доверие к страхованию? осуществляет Экспертный совет, образуемый из числа ведущих специалистов в области страхования, финансов, налогообложения и других сфер хозяйственной деятельности, а также представителей?административных органов?, например, Федеральной службы налоговой полиции, МВД. При этом Экспертный совет подчеркнуто независим в принятии своих решений от мнения Попечительского совета и Правления Фонда.
В-третьих, в состав наблюдательного и контролирующего органа - Попечительского совета входят лица, имеющие общественное признание, и, естественно, не продавцы страховых услуг. По составу Попечительского совета должно быть понятно, что такие? постараются избежать?засветки? своего имени в сомнительном проекте. Отсюда следует, что если они вошли в состав Попечительского совета, то дело чистое.
В-четвертых, отношения страхователей с Фондом носят договорный характер, что дает Фонду право представлять страхователей при отстаивании их законных прав.
И, в-пятых, на защиту интересов страхователей нацелена профессиональная инфраструктура Фонда, включающая адвокатскую фирму, другие независимые от страховщиков специализированные организации и профессиональные объединения. Их задача заключается в обеспечении консультационной и информационной поддержки, судебной защиты участников Программы, оказании услуг по разработке инвестиционных предложений от страхователей, содействия в привлечении прямых инвестиций и решении других практических задач, вытекающих из программы. Позже будет сказано, конкретно о каких организациях идет речь.
Минус для убеждения страхователя только один? Фонд не берет деньги со страхователей, участвующих в Программе. Поэтому сразу возникает известная мораль:?Бесплатный сыр бывает только в мышеловке?. Безусловно. Но следует учитывать, что в России есть достаточно сильные страховые компании, которые заинтересованы в расширении рынка страховых услуг вообще и, особенно, своей доли на этом расширяющемся рынке.? Участвуя в программе, они получают возможность продемонстрировать свою надежность, открытость, готовность к реальному сотрудничеству со страхователем.
Нормальные деловые отношения строятся на договорной основе. Договор? это тот механизм,? посредством которого согласовываются и закрепляются интересы сторон? участников договора. Поэтому и программа?Доверие к страхованию? строится на договорной основе.???Первую группу договоров составляют договора поручения между страхователями (гражданами и юридическим лицами), как доверителями, и Фондом защиты прав страхователей, как поверенным, согласно которым Фонд получает право действовать от имени и в интересах доверителя? страхователя во взаимоотношениях со страховыми компаниями.
Вторую группу договоров составляют договора страхования между Фондом и страховыми компаниями, заключаемыми в пользу доверителя -?истинного страхователя? (по договору? выгодоприобретателя).
В отсутствие адекватных и осуществляемых на практике законов и нормативных актов, создающих приемлемые условия для страхователей, Фонд, как поверенное лицо граждан и предприятий в вопросах страхования, выполняет?регулирующие? функции на страховом рынке, что в полной мере отвечает интересам общества.
Практическую деятельность по обеспечению программы?Доверие к страхованию? в части обеспечении консультационной и информационной поддержки, судебной защиты участников программы, оказании услуг по разработке инвестиционных предложений от страхователей, содействия в привлечении прямых инвестиций и др. осуществляют упомянутые выше Экспертный совет, специализированные организации и профессиональные объединения.? Отношения их с любыми другими участниками программы и между собой строятся на договорной основе.?
Наличие Фонда защиты прав страхователей, специализированных организаций и профессиональных объединений обеспечивает соблюдение законных интересов всех участников программы?Доверие к страхованию?.
Санкцией Фонда в отношении страховых компаний, нарушивших эти правила, будет публичное лишение их статуса участника программы?Доверие к страхованию?, что приведет к трудностям при продаже страхового продукта. Понятно, что со временем рыночные реалии вынудят ненадежные как иностранные, так и российские страховые компании либо соблюдать законные требования страхователя, либо из-за отсутствия доверия со стороны последних уйти с российского рынка.
Сокращение числа ненадежных страховых компаний, наносящих ущерб интересам страхователей и страховому делу в целом, с одной стороны, и укрепление позиций страховых компаний, имеющих репутацию надежных партнеров, с другой, как результат реализации программы, позволит в перспективе создать резервные финансовые фонды за счет добровольных отчислений страховыми компаниями? участниками для:
проведения комплекса мероприятий по предупреждению страховых случаев и обеспечению сохранности застрахованного имущества доверителя Фонда;
осуществления выплат (части выплат) по доказательным претензиям в тех случаях, когда страховая компания? участник программы? испытывает финансовые трудности, возникшие по независящим от компании причинам;
организации адвокатской защиты при рассмотрении дел, возникших в связи с оспариванием гражданским или юридическим лицом? доверителем Фонда, законности действий страховой компании по существу страхования.
Казалось бы проект, выгодный всем. Однако, его реализация активно тормозится. Почему? Ранее уже говорилось о том, что часто рассмотренные выше причины сопротивления? инновациям. С программой?Доверие к страхованию? та же ситуация.
Рассмотрим причины. Причина А. Неправильное понимание ситуации.
Сами страховые организации утверждают, что развитие рынка страхования сдерживается из-за отсутствия в стране средств на эти цели. В то же время проведенные Фондом защиты прав страхователей исследования показали, что главной причиной отказа от страхования предприятий является не отсутствие средств, а отсутствие доверия к страховым компаниям.
Это же подтверждают и данные опросов москвичей, проведенные исследовательской компанией?КОМКОН? и помещенные в фактически оплаченном страховщиками приложении?Страхование? к газете?Известия? от 26 сентября 2000 года (с.13, 15). Только 18,5 % опрощенных в качестве причины отказа от страхования указали отсутствие денег. 31,8 % заявили об отсутствии необходимости, а 32 % - выразили недоверие к страховым компаниям.
Основания для этого есть. Страхование? очень сложный продукт, работа с которым требует специальных знаний. Такие знания есть у страховых компаний, но нет у потенциальных страхователей. Последние оценивают страховой рынок, как рынок продавца. И не хотят оказаться?лохами?. Ведь они прекрасно понимают, как трудно предприниматели отдают деньги.
Все относительно крупные страховые компании объединены в различные профессиональные объединения, наиболее значимым из которых является Всероссийский союз страховщиков (ВСС). ВСС не безуспешно лоббирует интересы страховщиков в?коридорах власти?. И хотя все настойчиво говорят о рынке, рыночных отношениях, но по привычке, и страховщики в числе первых, считают более эффективным аппелировать к власти, а не рынку.
Причина Б, которая была сформулирована как боязнь ущемления личных интересов.
Крупнейшие российские страховые компании считают, что их участие в одной программе вместе с более мелкими поднимает рейтинг последних и?умалит достоинство? первых. Отношение к программе не в последнюю очередь определяется? раздражением страховых компаний по поводу появления на рынке новых неизвестного ранее участника, который как бы пытаются установить какие-то новые правила игры и резко расширить границы страхового рынка. Поэтому они?выдергивают? элементы программы и пытаются их внедрить отдельно под своим контролем. Например, в г. Тамбове учреждается?скопированный? Фонд защиты прав страхователей. Действо абсолютно бессмысленное, так как главное в оригинальной идее Фонда не собственно Фонд, а программа?Доверие к страхованию?, гарантирующая безвозмездную и профессиональную защиту законных интересов страхователя. Для этого нужны такие специалисты, которых в г. Тамбове просто не может быть. Не в обиду будет сказано для жителей города. Такие специалисты сосредоточены в Москве, и они привлечены к участию в Программе.
Тем не менее, несмотря на такое отчаянное сопротивление, авторы программы?Доверие к страхованию? утверждают: в самое ближайшее время страховаться в России будет не менее надежно, чем в так называемых развитых странах.
ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО? ОСОБЕННО
ПО ОТНОШЕНИЮ? К БУДУЩЕМУ (китайская поговорка) Date: 2015-11-15; view: 438; Нарушение авторских прав |