Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Й год обучения. Совершенствовать звуковую культуру речи
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Совершенствовать звуковую культуру речи. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении (свистящих, шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных). Укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Обучать детей литературному языку. Учить детей четко и внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп и ритм речи в соответствии со смысловым содержанием. Развивать звуковой анализ слова. Учить вычленять в словах и фразах определенные звуки, слоги, ударение. Работать со схемами предложений и слов. Работать над совершенствованием дикции, развитием голосового аппарата, правильной артикуляцией. Использование скороговорок, чистоговорок, потешек, шуток, стихов. Развивать чувство ритма и рифмы. Работать над интонационной выразительностью при сочетании окончаний ритмической фразы («Наш зеленый крокодил...», «Где ты, зайчик, ночевал?», «Где ты, Катенька, была?» и т.п.).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Развивать лексическую способность за счет пополнения ело-/ варя синонимами и антонимами, умение правильно употреблять слова. Развивать у детей интерес к слову. Учить их выделять в предмете и правильно называть существенные признаки, обогащая словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, упражнять в использовании их в речи. Формировать правильное понимание переносного смысла в пословицах, поговорках. Вырабатывать умение оценивать высказывания, предложения, замечать и исправлять лексические ошибки в своей и чужой речи. Учить находить синонимы и антонимы в предложениях, текстах и подбирать их к заданным словам. Продолжать упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка, в смене силы, высоты голоса, темпа речи, в правильном использовании интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания, условий речевого общения. Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — горячий; жаркий спор — взволнованный), развивать понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники крупные). Работать над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? мелким? легким? тяжелым?). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг — старый»). Работать с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, дом, ребенок; острый нож, суп, ум).
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Формировать морфологическую и синтаксическую сторону детской речи. Активизировать речь в разных формах общения (беседа, рассказ, чтение стихов). Развивать стремление к овладению грамматическими нормами (например, слово пальто не изменяется; одеть — кого?, надеть — что? и др.). Упражнять детей в образовании существительных, прилагательных, глаголов. Учить образовывать слова, обозначающие профессии, детенышей животных, предметы быта, подбирать однокоренные слова.
В специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные детьми в \предыдущие годы, но на более сложном словесном материале с опорой на наглядное представление между предметами, явлениями, знакомить с некоторыми нормами образования форм слов (например, слово хотеть изменяется по-разному в зависимости от того, говорим мы об одном человеке или о многих: хочу — хотим и т.п.). Образовывать родственные слова (маленький, молодой лес — лесок; человек, который ухаживает за лесом, охраняет его, — лесник; сказочный человечек — старичок-лесовичок и др.). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Развивать диалогическую и монологическую речь. Диалогическую речь использовать для обучения умениям задавать и отвечать на вопросы. Учить средствам речевой выразительности (жестам, мимике, интонации). Монологическую речь детей развивать через правильное, связное и последовательное, точно и выразительно построенное высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказе). Учить пересказу литературного произведения (логично и последовательно, точно и выразительно). Учить использовать разнообразные грамматические формы и конструкции. Учить замечать и исправлять грамматические ошибки в своей и чужой речи, связанные с неверным употреблением знакомых слов. Закреплять полученные навыки и умения. Формировать элементарное умение анализировать грамматический материал. В рассказах по картине упражнять детей в описании ее содержания, составлении рассказа. Развивая у детей умения и навыки рассказывания, учить их придумывать содержание и передавать его в понятной, доступной форме, используя творческие задания: продолжи, заверши рассказ, составь рассказ или сказку по плану, по теме. Развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, стихи, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности.
ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ Знакомить с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки). После чтения литературных произведений обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Давать детям задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор, других образных средств. Развивать осознание обобщенного смысла малых фольклорных, форм («Зарубить на носу» — запомнить навсегда; «Повесить голову» — загрустить). Развивать эмоциональную восприимчивость повествований литературных произведений, понимать их характер: радостный, торжественный тон (А.Барто. «На праздник»); серьезный, строгий (Б.Коваль. «На границе»); веселый, шуточный («У страха глаза велики», сказка). Подводить детей к пониманию особенностей литературных приемов: наделение животных свойствами человека («Лисичка-сестричка и серый волк», сказка в обработке М.Булатова); песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки («Три поросенка», английская сказка в обработке С. Михалкова); преувеличения («Заяц-хваста», сказка в сказке); краткое повествование о человеке, окружающей действительности, о природе в рассказе (Н.Носов. «На горке» и др.); рифма в стихотворении. Учить передавать свое отношение к содержанию стихотворений, чувствовать и воспроизводить образность языка, уметь пользоваться паузами, логическими ударениями (С.Маршак. «Песня о елке»), любование, восхищение картинами зимней природы (И.Суриков. «Белый снег, пушистый»).
ПЕРЕСКАЗ Учить детей пересказу в соответствии с темой и изобразительными средствами. Передавать диалогическую речь («Хвосты», сказка).
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Обозначение звуков речи буквами. Гласные и согласные звуки и буквы. Деление слов на схематическое и символическое обозначение слогов и звуков. Так, гласные звуки обозначаются красным цветом (фишками, полосками, треугольниками, кружками), согласные твердые — голубым, согласные мягкие — зеленым цветом. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры, т.е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; давать качественную характеристику звукам (ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные); называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове и слоге. Учить детей делить на слова предложения, состоящие из двух, трех, четырех слов. Делить слова на слоги. Учить изменению слов, специально направленному на формирование слогового чтения. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слов. В (работе использовать схематическое изображение количества слов в 'предложении в виде полосок бумаги из двух, трех, четырех линий. К концу дошкольного обучения дети должны уметь: строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки; находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове, количество звуков, подбирать слова с заданным звуком; составлять предложения из 3—4 слов, членить простые предложения на слова; членить слова на слоги (части); организовывать рабочее место, ориентироваться в книге, на странице тетради, правильно сидеть при письме; выполнять предварительные упражнения в письме без счета и под счет с целью выработки правильных и ритмичных движений пальцев и кисти рук.
Date: 2015-11-15; view: 325; Нарушение авторских прав |