Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV . Тренинг для детей ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Встреча № 1 «Радость» Цели: - познакомить детей с чувством радости; - формировать способность говорить о своем переживании и выражать его в адекватной форме; - развитие эмпатии.
Материал: - стих К.И. Чуковского «Радость»; - несколько листов ватмана разного формата; - восковые мелки (уголь).
Ход занятия: · Приветствие «Мы очень рады, что …/имя ребенка/ с нами!». Дети по кругу приветствуют друг друга, произнося фразу хором.
· Ведущий читает стих К.И.Чуковского «Радость». Беседа с детьми. Вопросы: Что происходит от радости с березами? Что происходит от радости с осинами, воронами, мельницей и т.д.? Что происходит от радости с вами, как радуетесь вы?
· Как радуетесь вы? Что происходит с вашим лицом? Что происходит с вашим телом? Как вы переживаете радость внутри себя /дыхание, стук сердца/ · Игра «Разная радость». Ведущий предлагает порадоваться, как: Тихий ручеек, бурная река, кот на солнце, резвящийся котенок, мама, летний дождь, само солнце. Обсуждение. Какое разное может быть проявление радости.
· «Я радуюсь, когда…» Ведущий задает вопрос: а когда радуетесь вы? Дети по кругу передают игрушку и говорят о своих ситуациях, в которых они испытывали чувство радости.
· А если бы у вашей радости был голос? Каким бы он мог быть? Кто хочет попробовать? Дети озвучивают чувство.
· А если бы сейчас в вашей руке оказался мелок? Какую линию своей радости вы могли бы им нарисовать? Возьмите этот незримый мелок! Попробуем! Вам может помочь ваше тело, голос! Вы можете начать двигаться, или ваша радость может снова зазвучать. Но вместе с этим, вы можете рисовать линии радости. А теперь возьмите в руку настоящий мелок, карандаш и нарисуйте эти линии на бумаге. (Детям предоставляется бумага разного размера). На одном листе могут рисовать двое, трое детей. Ведущий обращает внимание детей на похожесть и разность линий. Ведь в выражении своей радости люди похожи, но все же, каждый ее выражает по своему. · Листы с линиями выкладываются в круг. Дети становятся вокруг, держась за руки. Прощание. «Импульс радости». Дети по кругу передают пожатие рукой: «импульс». Он должен вернуться к тому, кто начал первым. Встреча № 2 «Радость»
Цель: - продолжить знакомить детей с чувством радости.
Материалы: - музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, колокольчики, трещетки, шумелки и т.д.); - цветные шелковые платочки; - бумага для рисования различной формы, гуашь, кисти; - магнитофонная запись веселой музыки.
Ход занятия: · Приветствие. «Передай привет». Каждый ребенок по кругу передает «привет» прикосновениями к другим участникам группы.
· Ведущий обращается к детям: Ребята, вы помните о каком чувстве мы говорили с вами на прошлой встрече? /радость/ Вспомните, как вы ее проявляли в движении, голосом, рисуя линии! Давайте попробуем сейчас выразить свою радость телом, голосом или рисуя линии, как каждому захочется, по кругу.
· «Скульптор и глина». Дети вытаскивают из мешочка фишки двух цветов. Кто вытянул зеленую, становится скульптором, кто – желтую, становится глиной. Дети становятся друг против друга. Скульптор лепит свою радость. /Ведущий обращает внимание детей на то, что глина очень мягкая, податливая, она слушается скульптора. Она молчит. В мастерской работают много скульпторов, чтобы не мешать друг другу, они работают молча./ После того, как скульптуры готовы, галерея скульптур рассматривается, комментируется ведущим. Затем, скульптор и глина меняются ролями.
· «Симфония радости» Ведущий: а еще у радости есть своя музыка! Вы можете выбрать из инструментов, которые вас окружают любой один. А теперь каждый из вас по очереди исполнит музыку радости на том инструменте, который он выбрал. А теперь все вместе! Выбирается дирижер, он руководит оркестром.
· «Краски радости» Радость может звучать не только в музыке, но и в цвете! Выберите платочек того цвета, какого цвета вы представляете свою радость (платочек такого цвета, который вас радует, платочек цвета вашей радости!) Звучит веселая музыка. Дети могут подвигаться с платочками под музыку, исполняя «танец радости». А сейчас вы можете красками нарисовать свою радость! Детям предоставляется возможность выбрать для рисования листы бумаги разной формы. Дети рисуют, по окончании садятся в круг, выкладывая работы перед собой. Рисунки рассматриваются, ведущий подчеркивает индивидуальность и похожесть выражения чувства.
· Прощание. «Импульс радости»
Встреча № 3 «Грусть» Цель: - познакомить детей с чувством грусти; - формировать способность выражать свои переживания; - развитие эмпатии.
Материалы: - стих Е. Наумовой «Девочка и дождь»; - чистый лист бумаги; - магнитофонная запись грустной музыки; - цветные шелковые платочки; - бумага для рисования разной формы; - гуашь, кисти.
Ход занятия: · Приветствие. (Контакт ладошками, спинками,локтями и т.д.)
· Ведущий читает стих Е.Наумовой «Девочка и дождь». Вопросы к детям для обсуждения: Какое чувство переживает девочка? Что послужило поводом для ее переживаний? · «Шум дождя» Детям предлагается послушать шум дождя. Звук извлекается ударами пальцев по листу бумаги. Дети слушают закрыв глаза. Вопросы: Какие чувства разбудил в вас этот звук? Когда вам бывает грустно?
· «Мне грустно, когда…» Дети по кругу говорят о ситуациях, в которых испытывали грусть. · «Голос грусти» А если бы у вашей грусти был голос, как бы он мог звучать. Давайте попробуем! Каждый ребенок озвучивает чувство. Обратить внимание на интонирование (тихая грусть, печаль, горе).
· «Образ грусти» Ведущий обращает внимание детей на похожесть в выражении лица (мимики, позы и т.д.) Как отзывается грусть в теле? Что происходит с ним? («голова ниже плеч», «буйну голову повесил» и т.д.)
· «Цвет грусти» Ведущий предлагает детям выбрать платочки цвета грусти. Звучит грустная музыка (фон). Дети могут подвигаться под музыку. Затем, им предлагается нарисовать грусть красками. Свои работы дети выкладывают в круг, рассматривают, делятся своими ощущениями. · Прощание. «Доброе животное».
Встреча № 4 «Злость»
Цели: - познакомить детей с чувством злости; - отработать некоторые способы отреагирования гнева;
Материалы: - сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр»; - воздушный шарик; - «бо-бо», газеты, пустые коробки; - восковые мелки (уголь); - ватман разного формата.
Ход занятия: · Приветствие. Дети делятся на пары и контактируют ладошками (ладошки встречаются, приветствуют друг друга, танцуют, борются, мирятся, прощаются).
· Ведущий рассказывает отрывок из «Мойдодыра» К.Чуковского (встреча крокодила и грязного мальчика). Вопросы к беседе: Какие чувства испытывают герои? Как они выражают эти чувства? Детям предлагается изобразить героев сценки. (Вместе или по желанию в парах).
· «Я злюсь, когда…» Крокодила разозлил вид неопрятного, грязного мальчика, а что заставляет злиться вас? Детям предлагается вспомнить те ситуации, когда приходилось злиться. Ребята делятся своим опытом переживания гнева. · «Рассерженный шарик» Ведущий просит детей вернуться в ситуации, вызывающие у них раздражение, злость, гнев. Задает вопросы: А как начинает зарождаться ваша злость? В каком месте вашего тела?
Посмотрите как это происходит с шариком. Воздух – это злость, шарик – наше тело. Ведущий медленно надувает шарик, комментируя, как шарик «наполняется» раздражением, злостью, гневом, от которого шарик может лопнуть («лопнуть от злости»). Вопросы детям: Хочется ли играть с надутым шариком? Не страшно? Что может произойти? А хочется ли общаться с человеком, которого переполняет гнев? Что может произойти? Ведущий медленно начинает выпускать воздух из шарика. А как люди могут «выпускать» свою злость?
· «Выпустим свою злость» Дети предлагают свои способы отреагирования гнева, ведущий предлагает новые способы. (Дышать, выкрикнуть, мять бумагу, потопать, похлопать, побить подушки, разбить башню из коробок, нарисовать злость и т.д.) Детям предлагается любой из способов попробовать.
· «Линии злости» Дети рисуют злые линии. Выкладывают работы в круг, делятся впечатлениями.
· Прощание «Доброе животное» Встреча № 5 «Злость»
Цель: - продолжить знакомить детей с чувством злости;
Материалы: - листы бумаги для рисования разной формы; - гуашь, кисти.
Ход занятия: · Приветствие. «Я рад тебя видеть!» Дети, поворачиваясь друг к другу лицом (по кругу) произносят слова приветствия.
· Ведущий спрашивает детей о каком чувстве они говорили на прошлой встрече. Предлагает детям позлиться, как: - крокодил из «Мойдодыра», - осенняя туча, - разъяренный лев, - рассерженная мама.
· «Скульптор» Дети делятся на пары (см. занятие №2). Им предлагается слепить скульптуру гнева.
· «Эволюция гнева» (Раздражение – злость – гнев – ярость). Ведущий спрашивает у детей, помнят ли они как злость рождается и развивается в теле? («Рассерженный шарик», см. занятие №4). Детям предлагается (по кругу) озвучить злость. Один начинает, а остальные по очереди присоединяются.
· «Краски гнева» Ведущий спрашивает, какими красками каждый раскрасил бы свою злость. Дети высказываются, затем рисуют свой гнев. Работы выкладываются в круг, дети делятся своими впечатлениями.
· Прощание «Доброе животное».
Приложение.
К.И. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: «Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо свое умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит.
К.И. Чуковский «Радость». Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы.
Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака виноград
И вороны над полями Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли Сладким медом потекли.
Куры стали павами, Лысые – кудрявыми.
Даже мельница – и та Заплясала у моста.
Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-раб-каемся, Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!
Е. Наумова «Девочка и дождь».
Дождь стучит на улице – кап да кап… Только мне все чудится – пап да пап… Может, тоже слушаешь этот дождь, Вдруг возьмешь надумаешь – и придешь? Я тебе доверчиво расскажу, Что читаю вечером, с кем дружу. Мы живем по прежнему: мама, я, Кошка тети Стешина – вся семья. Дождик, что ж ты ломишься – кап да кап, Может ты воротишься, пап, а пап? Список литературы.
1. «Дошкольное воспитание», №3, 2000 г.
2. Ермолаева М.В., Миланович Л.Т. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 104с.
3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. Минск, 1997. – 233с.
4. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер. 2000. – 416с.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
6. Наумова Е. Девочка и дождь. Стихи. – М.: Издательство «Детская литература», 1991.
7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии /перев. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
8. Чуковский К.И. Сказки. М.: Издательский дом «Росмэн», 1997.
Date: 2015-11-15; view: 427; Нарушение авторских прав |