Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из письма Е. Д. Кусковой к Л. 0. Дан от 12 февраля1957 г...«Вы забываете, что 9/10 русских людей были не только беспартийны, но они ненавидели партии и партийность... Эту... голую в смысле политическом среду надо было прежде всего вычистить. Этой работой мы и занимались. Она была очень трудна... Заметили, вероятно, наши широкие отношения с «князьями и графьями»? Это — земская среда. Ее надо было привлечь на сторону революции. Это было сделано. Причем поистине дружеские отношения остались между нами и этой средой и потом, после революции. Надо было завоевать военщину. Лозунг — демократическая Россия и не стрелять в манифестирующий народ. Объяснять приходилось много и долго, — среда косная. Успех там был довольно большой. Надо было «взять в наши руки» императорское Вольно-Экономическое Общество, Техническое Общество, Горный Институт и др. Это было проделано блестяще: всюду были там «наши люди»... Пропаганде было где развернуться. Особенно большую роль сыграл Горный Институт (Лутугин, Бауман и другие профессора). Без всех этих подсобных учреждений мы не смогли бы так широко провести «Освобождение», банкеты, заявления земцев и т. д. Учительская среда. Весьма косная. Проведение съездов, местных и всероссийских. Кооперация... Все это было сплошь беспартийно, и в некоторых углах — темно и антиобщественно. Работы было столько, что мы... никогда не могли отдохнуть... Политически революционизировалась абсолютно беспартийная среда... Что касается «поцелуев» и проч., то при одном из обысков у С. П. Мельгунова нашли целый ящик фартуков, крестов и т. д. — от деда его — масона. Все это из новой организации было выкинуто. Осталось одно: моральная связь и требование действий без партийных склок и всех этих болезненных явлений русской партийности. Так это и было. Ссор совершенно не помню, а взаимоподдержку — всякую! помню очень хорошо. Вы придираетесь к словам: «сырье», «элита» и т. д. Но как же описать русскую среду? Ведь это и было сырье, в котором приходилось работать и вот таким организациям. Керенский должен сделать в своей книге заявление, что с организацией Временного Правительства эта организация прекратила свои действия. Не было ни одного Конвента и никакие «давления» на решения Временного Правительства эта организация не оказывала. Влияние оставалось разве лишь в личных связях. Но ведь более половины членов Временного Правительства к этой организации не принадлежали...» ПРИМЕЧАНИЯ 1. П. Н. Милюков. Воспоминания (1859-1917). т. II, стр. 333, также т. I, стр. 147. Нью-Йорк, 1955. 2. А. В. Тыркова-Вкльямс. «На путях к свободе», стр. 200. 3. И. В. Гессен. «В двух веках», 1937, стр. 216-217. 4. «Александр Исаевич Браудо», сборник очерков и воспоминаний. Париж, 1937. Стр. 93-101. 5. «Дело А. А. Лопухина в Особом присутствии Правительствующего Сената. Стенограф, отчет. СПБ., 1910, стр. 20, 21, 25 и др. 6. А. Герасимов, б. генерал-лейтенант, начальник политической полиции в Петербурге в 1905-1909 г.г. «Борьба против первой революции». Воспоминания (цитата приведена с немецкого текста), 1934, стр. 146-147. 7. Донесение Алексеева приводится в извлечении. Приведено в книге П. Щеголева «Охранники и авантюристы», Москва, 1930. 8. А. Тыркова-Вильямс. «На путях к свободе», стр. 398. 9. "Germany and the Revolution in Russia in 1915-1918." Edited by Z. and B. Zeman, London, 1958. 10. С. П. Мельгунов. «На путях к дворцовому перевороту», Париж, 1939, стр. 143-164, 165-179, 180-198. 11. Из воспоминаний А. И. Гучкова. «Последние Новости» 13 сентября 1^36 г., Париж. 12. А. Лукин. Бой под Ангерном. «Последние Новости» 3 сентября 1936 г., Париж. 13. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. II, стр. 311-312. 14. И. В. Гессен. В двух веках. Стр. 216-217. 15. П. Н. Милюков, т. II, стр. 329-30. 16. П. Н. Милюков, т. II, стр. 332-333. 17. П. Кропоткин. Великая французская революция, стр. 537-538. 18. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. I, стр. 312. 19. Андрей Белый. Между двух революций. Москва, 1934, стр. 316. 20. «Вопросы истории КПСС» № 3 и № 4. Москва. 21. Григорий Бостунич. Масонство в своей сущности и проявлениях. Белград, 1928. Второе издание, стр. 116 и 228. 22. Л. Сабанеев. Об Алданове, «Новое Русское Слово», 1 марта 1959 г. 23. Н. Свитков. Масонство в русской эмиграции, Париж, 1932 г. РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ 1. МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ Либерализм в России всегда имел и сейчас имеет плохую прессу. Исследователи, историки, социологи, философы избирают полем своей деятельности изучение других, более характерных для русского общественного развития, экстремистских, максималистских направлений, — будь это в области политики, мысли, литературы, искусства. Демонические образы Бакунина и Ленина до сих пор привлекают к себе наибольшее внимание в области политических движений. А в области русской философской мысли и художественного творчества до сих пор доминируют страдальческие тени: от Достоевского и Владимира Соловьева до Александра Блока. Вероятно, этому есть оправдание, — и ключи к нему приходится искать в том, что над русской жизнью тяготеет, волнуя весь мир, проблематика русской революции, — призрак которой замаячил еще при жизни Бакунина и Достоевского, а жертвами трагических превращений которой являются современники, — свидетели крушения империи, двух революций и двух мировых войн... К проблематике революции русские либералы имели свой особый подход. Взлеты революции их естественно не увлекали, ее максимализм их отталкивал, отпугивал и ужасал. Неудивительно, что широкое общественное мнение мало интересовалось либерализмом, — и в первые годы эмиграции даже первые книги либеральных мемуаристов не вызвали к себе сколько-нибудь пристального внимания. Об этом приходится пожалеть, ибо — нет сомнения, — что для уяснения русского прошлого трагическая судьба либерализма в России не менее поучительна, чем судьба, постигшая все другие общественные течения в России... Вне нашего рассмотрения остается, разумеется, вопрос об идейных истоках либерализма, ведущих от Монтескье через американскую и французскую революции к первым русским либералам, к Новикову и Никите Муравьеву (декабристу), к западникам — Грановскому и Кавелину, к первым проявлениям либерализма в русском земстве. Говорить в полслова о доктрине либерализма и об его идейной эволюции — грозило бы прежде всего упростительством. С методологической точки зрения достаточно ограничиться утверждением, что русский либерализм в его новейшей фазе упирается как в исходный пункт — в эпоху великих реформ, в ее первой, обнадеживающей стадии, — что этот либерализм, носителями которого были первые земцы-конституционалисты, — по большей части позитивисты и просветители-рационалисты, — лишь порой тронутые червоточиной в духе «кающихся дворян», — был окрашен народническим крестьянофильством, — и крестьянская струна в нем звучала громче и отчетливее всех других струн. В этом пункте и наблюдалось некоторое скрещение путей либерального и революционного народничества, — ибо в годы, последовавшие за великими реформами Александра II, — когда явно наметилась линия декаданса этих реформ, когда власть перешла в руки Шувалова и Дмитрия Толстого, стремившихся повернуть вспять колесо истории, — замаячил впервые с исключительной силой исторической Немезиды — призрак революции. С 1886 года примерно были биты надежды либерализма на конституцию, его ожидания правопорядка. И так уже с того времени повелось. Шла историческая битва на протяжении десятилетий, и не было конца «поединку роковому» между реакцией и революцией: в последние 15 лет царствования Александра II, в пятнадцатилетие царствования Александра III и в 20 слишком лет последнего царствования. Было только естественно, что в столкновении реакции и революции брала верх изредка революция, а чаще победа оказывалась на стороне реакции. Но в обоих случаях жертвой оказывался либерализм. Ибо политическая концепция либерализма и, можно сказать, весь смысл его существования сводились к тому, чтобы обеспечить для России правовой режим, конституцию, народное представительство, ответственное правительство, демократические свободы — без примеси реакции и без давления революции, — или точнее — против реакции и против революции. Задача русского либерализма в 80-х и 90-х годах прошлого века, а затем и в 20-м веке сводилась к тому, чтобы помочь России найти средний путь политического развития и удачно проскользнуть между Сциллой реакции и Харибдой революции. По Гомеру, Сцилла и Харибда были мифологическими чудовищами, охранявшими мессинский пролив, чудовищами с 6 головами и 12 лапами. Одним словом, это были пресловутые «гидры» реакции и революции, мимо которых пытались либералы провести русский государственный корабль. Повесть о русском либерализме и вводит нас в историю попыток земских конституционалистов и представителей умеренной интеллигенции осуществить свою особую миссию в русской политической и общественной жизни, — поможет нам вскрыть причины постигшей их великой неудачи и понять фатальную неизбежность при создавшихся условиях эволюции либеральной мысли в сторону революции. 2. ЛИБЕРАЛЫ «УГОВАРИВАЮТ» РЕВОЛЮЦИЮ В исторической части своих воспоминаний «Из записок общественного деятеля», один из первых земских конституционалистов, а впоследствии руководителей кадетской партии, И. И. Петрункевич подводит яркие итоги управления Россией после смерти Петра Великого. Он упоминает о либеральном баловстве Екатерины II-ой, захватившей престол убийством полоумного мужа, — о Павле, задушенном своими приближенными в ответ на проявленный им произвол, граничащий с безумием, о Николае I-м, самонадеянно думавшем, что он поднял Россию железным кулаком на высоту могущества, а перед смертью убедившемся на опыте поражений Крымской войны в разложении и гниении самодержавия, построенного на крепостном праве. Александр II-ой, отягощенный наследием предыдущего царствования, вынужден был откровенно сознаться, что лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, когда оно само освободит себя снизу. «Самодержец освободил крестьян от крепостной зависимости, а затем настала очередь освободить Россию от самодержца, — пишет Петрункевич. — Такова логика истории».1 Политические свои первые шаги Петрункевич и его 146 друзья делали в качестве земских конституционалистов. По их инициативе, Черниговское земство в верноподданническом адресе сформулировало свои скромные пожелания, но и эти пожелания не только оказались не ко двору, но были встречены враждебно. Для Петрункевича отношение самодержавия к земским требованиям явилось серьезным уроком. Он опасался угрозы новой вспышки революционного движения в стране. «Для меня было очевидным, — пишет Петрункевич, — что борьба государственной власти и революционного движения вступает в новый фазис». Эта борьба, — пишет он, — «может принять такой беспощадный характер, который станет опасностью не только для старого режима, утратившего всякий смысл, — так как он не умел и не хотел приспособиться к требованиям нового времени, к естественной эволюции страны, к росту сознания народа, но и к нароставшему в течение двух веков сближению с западно-европейской культурой и цивилизацией». Правительство возлагает все надежды на «даровых сто тысяч полицеймейстеров», и земские конституционалисты, тогдашние либералы, перед лицом назревающих событий вынуждены были выбирать: либо поддержать полицейские методы решения самых актуальных вопросов русской жизни, либо по-прежнему в создавшихся неблагоприятных условиях продолжать свои усилия в борьбе за конституцию, за превращение России в правовое государство. «Нам предстоит выбор, — пишет Петрункевич, — между зачислением себя в армию полицеймейстеров, либо защищать свободу как против самодержавия, так и против террора».2 Было дело в 1878 году. Именно в этом году И. И. Петрункевич сделал попытку, с исторической точки зрения чрезвычайно знаменательную. Убедившись на печальном опыте земского конституционализма, что правительство не склонно прислушиваться к предостерегающим голосам умеренных земцев, он решил подойти к вопросу с другого конца, а именно: попытаться убедить революционеров отказаться от террора. Для этой цели он бросился, так сказать, в самое пекло революции. В Киеве, по инициативе земцев Петрункевича и Линдфора, состоялись переговоры, в которых со стороны революционеров приняли участие Дебагорий-Мокриевич, Осинский, Ан- тонов, Ковалевская, Софья Лешерн, Волошенко, Людмила Волкенштейн.3 Вот рассказ Петрункевича об этом почти единственном в своем роде совещании: «Вопрос, поставленный с нашей стороны, заключался в том, согласны ли террористы временно приостановить всякие террористические акты, чтобы дать нам, земцам, время и возможность поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требование коренных реформ в смысле конституции, гарантирующей народу участие в управлении страной, свободу и неприкосновенность прав личности?» Петрункевич затем подводит положительные итоги этой встречи с революционерами. «Мы... разошлись под впечатлением, что наше предложение имело некоторый психологический успех и что если нам удастся сдвинуть общественное мнение с мертвой точки равнодушия, то террористы поймут необходимость приостановить свою активную деятельность. Мы убедились, что если бы правительство проявило хоть сколько-нибудь готовность сговориться со страной, террор потерял бы под собою почву. Мы убедились также в том, что если правительство не пойдет на уступки, то террористы скорее пожертвуют своею жизнью, чем сделают малейшую уступку власти, ненависть к которой была у них беспредельна».4 Как известно, политический результат попыток «защитить свободу» и против правительственной реакции, и против террористической революции на деле был ничтожен. Как раз в последующие годы царствования Александра II-го реакция подняла голову. Подняла голову и революция. В 1878 году раздался выстрел Веры Засулич. В 1879 году в результате раскола «Земли и Воли» образовалась «Народная Воля», видевшая свое призвание, главным образом, в терроре. Царя террористы преследовали по пятам, — и в свою очередь усилились преследования правительством террористов. Ряд участников Киевского совещания были повешены в Киеве и Одессе. Упорствовавший в легальности конституционалист Петрункевич вынужден был свою брошюру «Ближайшие задачи земства» переправить для напечатания заграницу... Следует отметить, что после акта 1 марта 1881 года в кругах «Народной Воли» стало созревать настроение в пользу отказа от террора, — разумеется, если... если правительство поймет необходимость политических уступок и реформ. Эта тенденция получила свое выражение в известном письме Исполнительного Комитета Народной Воли к Александру III от 10 марта 1881 г. (Как известно, автором этого письма был Н. К. Михайловский). Приведем в извлечении этот интересный политический документ: «Из положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение Верховной Власти к народу в интересах родной страны, во избежание напрасной гибели сил, во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию. Исполнительный Комитет обращается к Вашему Величеству с советом избрать второй путь. Верьте, что как только Верховная Власть перестанет быть произвольной, как только она твердо решится осуществлять лишь требования народного сознания и совести... Исполнительный Комитет сам прекратит свою деятельность, и организованные около него силы разойдутся для того, чтобы посвятить себя культурной работе на благо родного народа. Мирная, идейная борьба сменит насилие.которое противно нам более, чем Вашим слугам, и которое практикуется только из печальной необходимости». Далее формулируются требования, которые Народная Воля рассматривает, как необходимые условия «для того, чтобы революционное движение заменилось мирной работой». «Мы не ставим, а только напоминаем их», и главными среди них являются: политическая амнистия, созыв народных представителей, гражданские свободы. «Легализация Верховной Власти народным представительством, читаем мы далее, может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно... Заявляем торжественно, перед лицом родной страны и всего мира, что наша партия с своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания... и не позволит себе никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием». Еще отчетливее сознание необходимости отказа от террора прозвучало в другом документе: в заявлении Исполнительного Комитета по поводу убийства президента С.-А. Со- единенных Штатов Гарфялда, в котором мы читаем: «Выражая американскому народу глубокое соболезнование по случаю смерти президента Джемса Авраама Гарфилда, Исполнительный Комитет считает своим долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито. В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, — в такой стране политическое убийство, как средство борьбы, есть проявление того же деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно проявляется против насилия».
|