Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ленин трижды реабилитирует Малиновского 2 page»»» Сотни страниц у Шавельского рассказывают о Распутине. И несмотря на то, что об этом злом гении последней династии и России накопилась уже обширная литература, и мудрено, казалось бы, что-нибудь новое прибавить к ней, — мемуары Шавельского читаются с неослабным интересом. Читатель втягивается во все перипетии происходящего, и вновь, и вновь переживает с душевной болью и обреченностью приближение трагического финала. Мемуарист стоял близко к царю, к царице, встречался с ними в интимной, семейной обстановке. На его глазах происходила борьба двух дворцовых партий, — распутинцев и их противников, возвышения первых и опалы вторых. Он наблюдал министерскую чехарду, при которой одни ничтожества сменяли другие, и авантюристы и шантажисты по рекомендации «святого старца» делали в 24 часа головокружительные карьеры. И с подлинным знанием дела, в качестве члена Синода, о. Георгий приподымает завесу над управлением православной церкви, где командные посты занимали князья церкви, опять таки ставленники Распутина. Г. Шавельский не жалеет красок, давая портреты героев распутинщины: Хвостова, Штюрмера, Белецкого, Саблина, Раева, Протопопова, Питирима, кн. Жевахова, затем портреты ген. Сухомлинова, Рененкампфа, Воейкова, Борисова. Под его пером, как живые, встают царь и царица, его советники и ее окружение с Вырубовой во главе. Г. Шавельский подробно выясняет вопрос о влиянии Распутина на царицу и о роли его в царской семье, — и в сущности после его откровенного рассказа становится понятной, с одной стороны — мысль о заточении в монастырь Александры Федоровны, с чем носился Ник. Ник., и роковая обреченность старого режима — с другой. Когда в декабре 1916 г. был убит Распутин, и все — даже в ставке — поздравляли друг друга, «целуясь, как в день Пасхи», — открылся какой-то просвет, какая-то возможность сговора с Государственной Думой, с ее прогрессивным блоком. Но, по-видимому, все сроки, отпущенные историей старому режиму, были уже пропущены. Приблизился час исторической немезиды, и неудивительно, что февральскую революцию приготовили не столько с.-д. и с.-р., сколько великие князья и генералитет. * * * Что представляла собою ставка верховного главнокомандующего русской армией, когда ее возглавлял великий князь Николай Николаевич? К личности великого князя Шавельский относится даже положительно. Но у него было пять адъютантов, а «об их службе можно сказать, что она состояла, главным образом, в ничегонеделании». Все это были «дачники», в безделье проводившие время. Был при ставке граф Менгден, но он ежедневно гонял голубей или дрессировал барсука и лисицу. Или полковник Щелоков, известный под именем «Ваньки-Каина», тупой, надменный, грубый и нечистоплотный человек, — характеризует его Шавельский. Чины штаба с ненавистью относились к нему. Или генерал-майор Ронжин, занимавший пост военных сообщений, ленивый сибарит, прославившийся собиранием «коллекции этикеток от сигар», — Николай Николаевич образовал в этой коллекции отдел своих «великокняжеских» этикеток. Был при ставке генерал Данилов, упрямый и ограниченный человек, о котором Шавельский роняет следующее замечание: «Вести огромную армию он не мог, пойти за ним армии было небезопасно». Особенно хорош был начальник штаба Янушкевич, назначение которого на этот пост в мае 1914 г. явилось «большой неожиданностью в военном мире». До войны Янушкевич служил в канцелярии военного министерства, одно время был профессором по административным делам в Академии генерального штаба. Но понятия не имел ни о стратегии, ни о тактике, — был «совершенно неподготовлен к должности начальника штаба Верховного Главнокомандующего». Любопытный портрет Николая Николаевича дает Шавель- ский в качестве друга и почитателя великого князя. Он "был искренне религиозен». Вставал и ложился спать с продолжительной молитвой на коленях с земными поклонами. Но он был «слепо религиозен»: верил в сверхъестественное вмешательство свыше, и военные неудачи и несчастья объяснял тем, что так Богу угодно. «Нравственная же сторона религии, требующая от человека жертв, подвига, самовоспитания... стушевывалась в сознании» великого князя. Николай Николаевич очень хорошо знал и любил сельское хозяйство. Подробно рассказывал, «как надо разводить овощи, ухаживать за садом, ловить рыбу, солить капусту» и т. д. Он «должен был хорошо знать деревню с ее нуждами и горем, — пишет Шавельский, — и, однако, я ни разу не слышал от него речи о простом народе», о поднятии его благосостояния и пр. В его имении в Першине образцовая псарня поглощала до 60 тысяч рублей в год, и ни копейки из великокняжеской казны не тратилось на просвещение или другие народные нужды. Шавельский говорит о «решительности» Николая Николаевича, но эта решительность пропадала там, где начинала угрожать серьезная опасность. Великий князь был эгоист, до крайности оберегавший свой покой и здоровье. «Он ни разу не выехал на фронт дальше ставок главнокомандующих»..., а при больших несчастьях он впадал в панику или плыл по течению. У него был патриотический восторг, но ему недоставало патриотической жертвенности. Если таков был Верховный Главнокомандующий, то легко представить себе, каковы были генералы. Достаточно назвать генерала Ренненкампфа, который «в своих донесениях неудачи замалчивал, успехи преувеличивал и раздувал». Ренненкампф был одним из прославленных виновников русских поражений в первую мировую войну. Как известно, против Николая Николаевича велась усиленная кампания. Ему приписывались честолюбивые, далеко идущие планы. «Многозначительно говорили о ходившем по рукам портрете великого князя с подписью «Николай III».1 С ним связывали план заточить царицу в монастырь. Партия царицы добивалась его смещения с поста Верховного Главнокомандующего, а Распутин и его ставленники, вместе с генералом Сухомлиновым, которого обвиняли в неподготовленности России к войне и даже в измене, твердили, что великий князь неспособен и бездеятелен. Наконец, он был смещен, и верховное командование под влиянием царицы и Распутина взял на себя сам царь. Ставка переехала в Могилев. Шавельский подробно рассказывает о многочисленной свите в окружении царя. Его приближенными в ставке были: генерал Воейков, прославившийся своей «кувакой» — минеральной водой, которой он успешно торговал не без покровительства властей; престарелый министр двора Фредерикc, который представлял собой «лицо без лица»; адмирал Нилов, честный служака, но всегда «под хмельком»; князь Долгоруков, уж больно «простой умом»; граф Граббе, любивший поесть, выпить, поухаживать да почитать скабрезные романы; бесцветнейший генерал Максимович; распутинец капитан Саблин. Вот, по описанию Ша-вельского, галлерея лиц, составлявшая ближайшее окружение царя в ставке. Полковник Дрентельн и князь Орлов, бывшие вместе с Николаем Николаевичем противниками Распутина, были принесены в жертву. И Шавельский восклицает: «Ужель в своем 180-миллионном народе не мог государь найти десяток таких лиц, которые были бы не только его сотрапезниками, компаньонами на прогулках, партнерами в играх, но и советниками и помощниками в государственных делах?..» Как же действительно обстояло дело с советниками и помощниками? Неужели у царя не было в окружении людей, с которыми он мог бы держать совет о делах государственных? Шавельский приводит слова царя, переданные ему в июле 1916 г. министром иностранных дел Сазоновым. Царь сказал министру: «Я стараюсь ни над чем не задумываться и нахожу, что только так и можно править Россией». В этой философии царя, полагает Шавельский, не только отразился его фатализм, — в ней явно сказывается и «нечто патологическое». — «Кто хотел бы заботиться исключительно о сохранении своего здоровья, — пишет Шавельский, — для того такой характер не оставляет желать ничего лучшего. Но в государе, на плечах которого лежало величайшее бремя управления 180-миллионным народом в беспримерное по сложности время, подобное настроение являлось зловещим».2 Тот же Шавельский подводит нас к роковой черте, когда констатирует, что «область государственных дел для лиц свиты государем тщательно закрывалась. В эту область имели право вторгать- ся, кроме «специалистов», еще императрица, Распутин и Вырубова, для влияния которых уже не существовало никаких преград и границ»... Несколько интересных попутных замечаний мы находим здесь к характеристике нравов, царящих при Дворе, — в частности в связи с воспитанием наследника престола. Военный министр Редигер как-то рассказывал Шевельскому, что, ожидая в Царском Селе царя, задержавшегося на прогулке, он увидел Николая II-го с пятью девочками. Зная, что у царя только четыре дочери, Редигер не удержался и спросил царя, что это за маленькая девочка, которую он вел за руку. — «Ах, это Алексей Николаевич, — смеясь, сказал царь. — Он донашивает платья своих сестер. Вот вы и приняли его за девочку».3 И вот другая деталь к воспитанию наследника. Болезнь его сильно влияла на воспитание и на образование. Отсталость в науках бросалась в глаза. Ему шел уже 13-ый год (осенью 1916 года), а он, напр., не знал дробей. Арифметике обучал его генерал Воейков. «Что за чушь! — восклицает Шавельский. — Воейков занимался лошадьми, солдатами, кувакой, а не науками». Но царя убедили, что так будет дешевле. Отдельный преподаватель дорог. «При выборе воспитателей и учителей наследника российского престола — берут того, кто дешевле будет». Генерал Воейков до самой революции обучал наследника арифметике. * * * Беспощадно рисует Шавельский князей церкви в распутинский период русской истории, — Святейший Синод, в котором он заседал полтора года. Его рассказ читается, как потрясающий обвинительный акт против этого высокого учреждения. «Члены Синода боялись друг друга. Атмосфера недоверия царила в Синоде. Члены Синода делились на распутинцев, антираспутинцев и нейтральных».4 Занимались преимущественно бракоразводными делами и наградными и при этом все знали, что кругом царят ложь, обман, клятвопреступления. Достаточно привести некоторые штрихи к портретам тех, кто оказались во главе Синода в качестве преемников некогда всемогущего оберпрокурора Победоносцева. Вот, например, Саблер. Из него, — пишет Шавельский, — «может быть вышел бы хороший анекдотист-рассказчик, а судьба поставила его у кормила церкви в самую серьезную пору жизни русского народа... Это был какой-то не то шутник, не то искатель приключений». Но вот Саблер вышел в отставку, и на место оберпрокурора Синода был назначен ставленник Распутина, Раев. Одна внешность этого человека обращает на себя невольное внимание: «В парике ярко-черного цвета с выкрашенными в тот же цвет французской бородкой и усами, с чуть ли не раскрашенными щеками, в лакированных ботинках — он производил впечатление молодившегося старика довольно неприятного тона».5 Шавельскому и книги в руки в характеристике князей церкви, и все же буквально оторопь берет, когда читаешь у него такие описания: «В предреволюционное время каш епископат в значительной своей части представлял коллекцию типов изуродованных. Тут были искатели приключений и авантюристы, честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалованные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, самодуры и деспоты, смиренные и благочестивые инквизиторы».
А теперь мы переходим к самой сильной главе свидетельских показаний Шавельского: о таинственном старце Распутине, сыгравшем через императрицу Александру Федоровну такую роковую роль в истории падения старого режима. «От всей его фигуры, слов и речей веяло какой-то особой таинственностью: острые, страшные, засевшие в глубоких впадинах глаза, узкий лоб, нависшие волосы, оригинальная борода, отрывистая туманная речь, резкие движения. Суждения его смелы, дерзновенны, повелительны. Распутин посещал церкви, ежедневно молился на дому, а в промежутках творил всевозможные гадости и пакости. Беспутство его всем известно. Его половая распущенность была ненасытной, вакханалии были его стихией... Распутин обладал чрезвычайной магнетической силой. Причину ее надо искать не в религиозной, а в физиологической области». После отстранения великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего Распутин стал все- могущ. Его влияние в Царском Селе было огромно. Перед отъездом в ставку, царь всякий раз принимал благословение Распутина, причем целовал его руку. Распутин стал как бы обердуховником царской семьи. Через царицу, которая слушалась его во всем, он стал решающей инстанцией в управлении страны и проводил на должность министров своих сторонников и людей, угождавших ему. Своим назначением ему были обязаны министры: Алексей Хвостов, Белецкий, Штюрмер, Добровольский, Протопопов, — не говоря уже о Сухомлинове и Саблере. Ряд духовных карьер был тоже обязан Распутину. Пьянствуя в ресторанах, он безобразничал и хвастался своими назначениями и своими связями с царской семьей. Министра Хвостова он называл «Алешкой», а петроградского митрополита «Питиримкой», — и так их вызывал по телефону,— рассказывает Шавельский. «На приемах у Распутина кого только не бывало? Члены Госуд. Совета, министры, генералы, архиереи, митрополиты, князья и княгини, графы и графини... Известен большой сонм архиереев, преданных Распутину. Он возглавлялся митрополитом московским Макарием; среди них был митрополит петербургский Питирим, Алексей Владимирский, Серафим Тверской, Палладий Саратовский... Слово Распутина было всемогущим».6 А Варнава? А епископ Исидор? Илиодор? Он публично похвалялся и своими отношениями с царицей и царевнами: «Вишь рубаха... сама мама вышивала. А хошь— сейчас девок к телефону позову» — приводит Шавельский образцы распутинской похвальбы. Распутин чем дальше, тем больше себя чувствовал в царской семье своим человеком, как дома, и вел себя порой совершенно без удержу. Уже в 1912 году фрейлина Тютчева, воспитывавшая царских дочерей, рассказывала Шавельскому, что «Распутин начал бесцеремонно врываться в комнаты царских дочерей даже в то время, когда они бывали раздетые, в постели, и вульгарно обращаться с ними». Тютчева говорила об этом с царем, но он не обратил внимание на ее слова. А когда она повторила свой протест, то ее за это уволили.7 *• * * «Чтобы разгадать секрет влияния Распутина на царскую семью, — пишет Шавельский, — надо прежде всего разгадать характер императрицы, фактически во всем доминировавшей в семье, дававшей тон всему ее строю. Немка по рождению, протестантка по прежней вере, доктор философии по образованию, она таила в своей душе природное влечение к истовому в древнерусском духе благочестию. Это настроение было как бы родовым настроением ее семьи». Ее сестра Елизавета приняла монашество в России, другая сестра Ирен, жена Генриха Прусского, очень увлекалась православным богослужением.8 Любопытно, что царица вводила в русское церковное зодчество древнерусский стиль 16 или 17 века. В связи с этим говорит Шавельский о падении церковной архитектуры под влиянием навязчивых идей царицы. Говоря о федоровском соборе в Царском Селе, в котором иконы для большего сходства со старинными были написаны на старых, прогнивших досках, а вся остальная техника кажется анахронизмом, Шавельский восклицает: «Точно пророческим символом был этот собор, — символом того, что Россия скоро, во время разразившейся над нею бури, стряхнет с себя все новое, современное, сметет все, что было достигнуто за последние века гением лучших его сынов, трудами поколений, всей ее историей и вернется к 16 или 17 веку»... А царь и царица, «а за ними и покорные во всем, не исключая и вкусов, угодливые рабы, восхищались, восторгались, превознося старину и умаляя современность».9 Причиной всему был мистицизм, характерный для царицы. «Но мистицизм такого рода — пишет Шавельский — не может обходиться без знамений и чудес, без пророков, блаженных, юродивых. А так как и чудеса со знамениями и истинно-святых... Господь посылает сравнительно редко, то ищущие того и другого часто за знамения и чудеса принимают или обыкновенные явления или фокусы и плутни, а за пророков и юродивых — разных проходимцев и обманщиков, а иногда — просто больных или самообольщенных, обманывающих и себя, и других людей».10 К таким предпосылкам в условиях болезненного мистического настроения царицы надо прибавить еще ряд государственных и семейных катастроф, которые преследовали последнего царя до первой мировой войны и до революции. Как известно, Распутин был не первым, а последним «духовным» увлечением царицы. До него их был целый ряд: французский полу-знахарь, полу-фанатик и целый авантюрист Филипп, бла- женный косноязычный Митя, подвизавшийся при дворе. Во время Саровских торжеств в Дивеевской обители царь и обе царицы (Александра Федоровна и вдовствующая Мария Федоровна) посетили «блаженную» Пашу, — по-видимому, кликушу. Мария Федоровна о ней говорила, как о «злой, грязной и сумасшедшей бабе». — «Трудность борьбы с Распутиным, — пишет Шавельский, — заключалась в том, что приходилось бороться не столько с Распутиным, сколько с самой императрицей». Шавельский, между прочим, рассказывает эпизод о том, как блаженный Митя, — у которого были свои благодетели, своя партия — епископы Феофан и Гермоген, — попытались на свой лад расправиться с Распутиным. Последний был как-то приглашен к Гермогену. Там на Распутина набросились Митя, Илиодор и еще кто-то и, повалив, пытались его... оскопить. Операция, однако, не удалась. Распутин вырвался, а епископа Гермогена отправили в монастырь.11 Шавельский пишет: «Самые подлые, злые враги царской власти не смогли бы найти более верного средства, чтобы дискредитировать царскую семью». И со слов священника Васильева описывает две сцены, происшедшие в один день 5 ноября 1916 года. В этот день происходила закладка церкви-приюта, построенного Вырубовой. После целования креста и руки епископа, царица подошла к Распутину. Распутин протянул ей руку, а та почтительно поцеловала ее. Вслед за царицей к Распутину подошли ее дочери и также приложились к его руке. И это произошло на глазах всех: духовенства, офицеров, солдат, рабочих. В тот же день, в 4 часа дня, Распутин у Вырубовой. Потребовав вина и стакан за стаканом опустошив целую бутылку, Распутин опустился в кресло. «Императрица после этого подошла к его креслу, стала на колени и свою голову положила на его колени. «Слышь, напиши папаше, что я пьянствую и развратничаю» — бормотал заплетающимся языком Распутин».12 Как это ни странно, порой в окружении царицы были люди, смотревшие на Распутина ее глазами, — таким был, напр., духовник царя и царицы священник Васильев, интересный разговор с которым передает Шавельский. Васильев считал Распутина человеком, отмеченным Богом, особо одаренным, владеющим силой, какой не дано обыкновенным смертным. — Но ведь он же известный всем пьяница и развратник, — возражал Шавельский. — Слыхали же вы, что он — завсегдатай кабаков, обольститель женщин, что он мылся в бане с двенадцатью великокняжескими дамами, которые его мыли. Верно ли это? — Верно, — соглашался Васильев. — Я сам спрашивал Григория Ефимовича, правда ли это? Он ответил: правда. Я не отрицаю ни пьянства, ни разврата Распутина. У каждого свой недостаток. Однако, недостаток не мешает проявляться в нем силе Божьей.13 У царицы был повышенный интерес к юродству и юродивым. Со слов вдовы герцога Мекленбург-Стрелицкого, графини Карловой, Шавельский передает, что Александра Федоровна передала ей, порекомендовав прочитать, как весьма интересную, книгу «Юродивые святые русской церкви». В книге рукой царицы цветным карандашом подчеркнуты были места, где говорилось, что у некоторых святых юродство проявлялось в форме половой распущенности.14 К характеристике нравов двора следует упомянуть и фрейлину Вырубову, которая сама передавала Шавельскому слухи, будто она находится в связи с Распутиным. «Что заставило ее благоговеть перед старцем: разврат ли, глупость ли или безумие — судить не берусь, — пишет он. — Скорее всего благоговение царя и царицы перед старцем оказывало наибольшее давление на ее небогатую психику». Гораздо более загадочным представляется влияние Вырубовой на царицу: ведь «Вырубову все знавшие ее не без основания считали дурой. И однако, она была все для императрицы. Ее слово было всемогуще». Она была «соправительницей». Она постоянно говорила «мы», — мы не позволим, мы не допустим, — разумея не только себя, но и царицу и царя.16 * * * Некоторое внимание следует уделить освещению еврейского вопроса в годы войны и той волны антисемитизма, которая охватила руководящие военные круги в это время. Вос- поминания Г. Шавельского дают немало материала по этому поводу, к сожалению, весьма тенденциозного. Само собой разумеется, факты антисемитизма тех лет не идут ни в какое сравнение с чудовищным истреблением миллионов евреев, совершенным нацизмом Третьего Рейха во вторую мировую войну: не следует терять чувства меры и поддаваться преувеличениям. Но для того времени, для нравов, господствовавших в эпоху 1914-1916 г.г., испытаний, обрушившихся на долю русского еврейства, было более чем достаточно, чтобы вызвать возмущение даже среди... «непримиримых антисемитов» (как будет показано ниже). Поэтому так поразили проникнутые враждебностью замечания Г. Шавельского, проявившего в оценке общеполитического положения здравый смысл и верность моральным принципам и ставшего пленником предубеждений, как только дело зашло о евреях. Вначале16 он как будто сохраняет независимость суждений и в этом вопросе, рассказывая, как в военных неудачах фронт обвиняет ставку и военного министра, как ставка обвиняет военного министра и фронт, как военный министр все валит на Николая Николаевича, — и не без иронии отмечает, что «все эти обвинители, бывшие одновременно и обвиняемыми», начинают искать «еще одного виновного» и дружно отыгрываются на... евреях. Но в дальнейшем изложении Г. Шавельский неожиданно сам начинает повторять бредовые утверждения, и без тени доказательства, без попытки разобраться в вопросе, сам пишет о евреях — «трусах, дезертирах, шпионах», погружаясь с головой в сеть шпиономании, захватившей тогда военные сферы. «Не могли евреи быть такими верноподданными, как русские, — читаем мы у Шавельского, — а обман, шпионство и пр. подобные «добродетели» были, к сожалению, в натуре многих из них». Так, включаясь в антиеврейскую кампанию первой мировой войны, берет на свою совесть обвинения против евреев священник, отказываясь заранее даже «заниматься вопросом, насколько справедливо распространенное тогда обвинение против евреев». * * * Прежде всего отметим фактическую сторону той трагедии, жертвой которой стали евреи в качестве козла отпущения, которого нашли тогда бездарные и бессовестные герои фронта и тыла. Для этого мы воспользуемся двумя документами: во-первых, докладом по еврейскому вопросу Центр. Комитета кадетской партии на конференции летом 1915 года, а во-вторых, протоколами секретных заседаний Совета министров 16 июля— 2 сентября 1915 г., опубликованными помощником управляющего делами А. Н. Яхонтовым.17 Заслуживает внимания также декларация, оглашенная деп. Н. М. Фридманом в заседании Государственной Думы 26 июля, в которой было определено отношение еврейского населения к войне в следующих выражениях: «В исключительно тяжелых правовых условиях жили и живем мы, евреи, — и тем не менее мы всегда чувствовали себя гражданами России и всегда были верными сынами своего отечества... Никакие силы не отторгнут евреев от их родины — России, от земли, с которой они связаны вековыми узами... В защиту своей родины евреи выступают не только по долгу совести, но и по чувству глубокой к ней привязанности». Как же на эту декларацию, на эти заверения ответили антисемиты на фронте, заинтересованные в том, чтобы снять с себя ответственность за поражения и переложить ее на евреев? Под предлогом измышлений о «еврейской измене» уже летом 1914 г. открылась первая глава шпиономании. Через три дня после оглашения в Г. Д. декларации о лояльности еврейского населения, 29 июля 1914 года началось принудительное выселение, и через 2 месяца после возникновения войны в одной Варшаве уже насчитывалось свыше 80 тысяч беженцев и выселенцев евреев. 27 и 28 апреля 1915 года военные власти издали приказ о поголовном выселении евреев из Курляндской губернии, а в начале мая — из Ковенской губернии. Из Курляндии были выселены 40 тысяч евреев, из Ковенской губернии— 120 тысяч, из Гродненской — 30 тысяч. Срок для выселения был дан в 24 часа, а в иных случаях — и меньший. По данным Всероссийского бюро помощи беженцам, общее число выселенных евреев составляло 199.895 человек, а по данным Еврейского Комитета помощи, на его иждивении находилось свыше 250 тысяч. «Выселялись раненые солдаты, только что вернувшиеся с поля битвы, жены, дети и родители сражающихся, 80-летние старцы и новорожденные. Ездившие на места выселений пи- сатель Н. Коробка и член Гос. Думы А. Ф. Керенский видели в пути целые богадельни, состоящие из немощных калек и сумасшедших, выселенные в целом составе, и приюты из младенцев-сирот в полном составе», — читаем мы в отчете кадетской партии. В комментариях А. Н. Яхонтова к заседанию Совета министров от 30 июня 1915 года сообщается следующее о «принудительных еврейских переселениях», проводившихся «в массовых размерах»: «Что творилось во время этих экзекуций— неописуемо. Даже непримиримые антисемиты приходили к членам правительства с протестами и жалобами на возмутительное отношение к евреям на фронте... Печать, думские фракции, различные организации... требуют от правительства решительных шагов для прекращения массовых преследований. В союзных странах и особенно в Америке раздаются горячие призывы помочь страждущим в России евреям». Кроме насильственных выселений евреев, военные власти начали вводить институт «заложников» от еврейского населения (не только в Галиции, но и в русских губерниях), издавать приказы о недопущении евреев-врачей в санитарные поезда и о выселении русских евреев в сторону противника. Эта практика получила свое завершение в ряде измышлений о евреях-шпионах и изменниках.18 Наиболее нашумела история со шпионажем в местечке Кужи, около Шавель. Официальный военный орган «Наш Вестник» опубликовал 5 мая, что во время нападения немцев обнаружилось «возмутительное предательское поведение со стороны евреев», а именно: «во многих подвалах евреи спрятали немцев и по выстрелу подожгли Кужи со всех сторон». Это сообщение было перепечатано в «Правительственном Вестнике» и было объявлено по всей армии. Между тем, — как установлено было довольно скоро, — «все сообщение о Кужах есть ложь», о чем известно и правительству. Расследование произвел на месте Керенский, кужан допрашивал также деп. Фридман, и картина выяснилась такая: Местечко Кужи-Литовское; из 40 домов — только 3 еврейских. Всего еврейских семей в Кужах было 6. Подвалов там вообще нет, а из 5 погребов только 2 еврейских,— размером ниже человеческого роста. Когда немцы заняли Кужи, там ни одного еврея не было, а принадлежавшие евреям дома были сожжены. Тем не менее вся антисемитская печать долгое время питалась измышлениями о Кужах, — как о гнезде еврейской измены. Очень интересно отметить, — и, казалось бы, о. Г. Шавельскому это должно было быть хорошо известно, — что Совет министров, возглавлявшийся в это время И. Л. Горемыкиным, не раз писал в Ставку о недопустимости выселений евреев и взятия с них заложников (заседание 16 июня 1915 г.), на «необходимость отказаться от преследования еврейской массы и огульного ее обвинения в измене» (30 июля). Министр внутренних дел, кн. Н. Б. Щербатов, протестовал против бессмысленных распоряжений «всесильного ген. Янушкевича»: «В его планы входит поддержать в армии предубеждение против всех вообще евреев и выставлять их, как виновников неудач на фронте». Министр земледелия А. В. Кривошеин, говоря о действиях «фатального ген. Янушкевича», воскликнул на заседании 12 августа: «Присутствие Янушкевича в ставке опаснее немецких корпусов». Кн. Щербатов в заседании 16 августа характеризовал положение в следующих словах: «В сумбуре отступающих обозов и воинских частей, вольных и невольных беженцев, гонимых нагайками евреев, — происходит какая-то вакханалия, пьянство, грабежи, разврат...» Но ставка оставалась глухой к обращениям и письменным и устным Совета министров. Ген. Янушкевич писал Совету министров, что «все принятые в отношении евреев репрессивные меры» он находит «весьма слабыми» и что он «не остановился бы перед усилением их в еще более значительной степени». В результате еврейское население России становилось жертвой маньяков и фанатиков, а Россия... мы знаем, как жестоко пришлось расплачиваться среди других прегрешений старого порядка также и за бездарных генералов, пытавшихся ответственность за свои поражения в великой войне взвалить на давно изобретенного антисемитской идеологией козла отпущения! ПРИМЕЧАНИЯ 1. Г. Шавельский. т. I, стр. 265. 2. Г. Шавельский. Т. I, стр. 338. 3. Г. Шавельский. Т. I, стр. 57. 4. Г. Шавельский Т. II, стр. 151. 5. Г. Шавельский. Т. II, стр. 67. 6. Г. Шавельский. Т. II, стр. 59. 7. Г. Шавельский. Т. I, стр. 62. 8. Г. Шавельский. Т. I, стр. 51. 9. Г. Шавельский. Т. I, стр. 52-53. 10. Г. Шавельский. Т. I, стр. 54. 11. Г. Шавельский. Т. I, стр. 59.
|