Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ленин трижды реабилитирует Малиновского 5 page13. А. Симанович, стр. 90-91. 14. В. Семенников. «Политика Романовых и т. д.», стр. 126-27. 15. «Голос Минувшего», 4-6 кн., 1918. Записи В. Каррика от 22 и 28 ноября 1915 г. 16. «Союз русского народа», М., 1929, стр. 191. 17. «Былое» № 23, 1924, стр. 281. 18. «Дело Народа», от 2 марта 1917 г. 19. В. Семенников. Стр. 126-129. К. Бецкий и П. Павлов. «Русский Рокамболь». Изд. «Былое», Ленинград, 1925, стр. 226-229. 20. Алексей Суворин. «Как «Новое Время» было продано. Заседание совета «Н. В.» 16 декабря 1914 г.», стр. 17. 21. Падение царского режима, т. VII, стр. 412. 22. Ю. Оксман. «Русская Воля, банки и буржуазная литература». «Литературное Наследство» № 2, 1932. В. Алексеев. «Подкуп «Нового Времени» царским правитель-ством» — «Красный Архив», кн. 21. 1927 г. 23. В. Каррик. Запись 28 ноября 1915 г. 24. «Новое Время», 7 мая 1915 г. «Должны победить» СХХ. 25. «Новое Время», 25 мая 1915. 26. «Новое Время», 27 мая 1915. 27. «Новое Время», 11 июня 1915. 28. «Новое Время», 29 мая 1915. 29. «Новое Время», 14, 18, 22, 26 августа. 2, 4, 13 сентября 1916. 30. <Новое Время», 25 октября 1916. 31. <Новое Время», 11, 13, 18 ноября 1916. 32. П. Курлов. «Гибель императорской Росии», Берлин, 1923, стр. 162-163. 33. Б. Алмазов. «Распутин и Россия», стр. 74-75. К. Бецкий и П. Павлов. «Русский Рокамболь», стр. 226-29. 34. В. Семенников. «Монархия перед крушением», стр. 142-43. 35. Б. Алмазов, стр. 100-101. 36. Б. Алмазов, стр. 176-79. 37. Запись В. Каррика от 15 июля 1916. «Голос Минувшего». 38. К. Бецкий и П. Павлов, стр. 183-84. 39. Б. Алмазов, стр. 100-101. 40. В. Семенников. «Политика Романовых и т. д.», стр. 118-120. 41. К. Бецкий и П. Павлов, стр. 183-84. 42. «Падение царского режима», т. I, стр. 32. 43. Дж. Бьюкенен. «Моя миссия в России», т. I, стр. 178, Берлин, 1924. 44. А. Деникин, т. I, стр. 17. 45. Бецкий и Павлов, стр. 183-84. 46. Б. Алмазов. Стр. 176 и др. 47. Переписка Романовых. Т. II, стр. 202, 205. 48. «Былое» № 23, 1924 г., стр. 231. 49. «Падение царского режима», показания Добровольского. В. Семенников. «Политика Романовых», стр. 122-123. 50. «Новое Время» от 6 декабря 1916. 51. Падение царского режима, т. VII, стр. 376. 52. В. Семенников, стр. 118 и др. 53. Бецкий и П. Павлов. Русский Рокамболь. 54. "Germany and the Revolution in Russia 1915-1918." Edited by Z. A. B. Zeman. London, 1958, p. 92. 55. «Падение царского режима», т. 7. Именной указатель. 56. «Падение царского режима», т. 8., стр. 74-75. 57. А. Тыркова-Вильямс. «На путях к свободе», 1952, стр. 398. 58. «Падение царского режима", т. 1, стр. 157. 59. «Падение царского режима», т. 7. Именной указатель. 60. С. Ю. Витте. Воспоминания, т. 3. Москва, 1960, стр. 576 и др. 61. Б. Никитин. «Роковые годы», Париж, 1937, стр. 64, 73 и др. 62. С. П. Мельгунов. «Золотой немецкий ключ большевиков», Париж, 1940, стр. 96-97, 103. 63. «Падение царского режима», т. 5, стр. 189. 108 МАСОНЫ В РУССКОЙ ПОЛИТИКЕ 1. КОНСПИРАТОРЫ Существовала в России, может быть, немногочисленная, но политически влиятельная организация, представители которой играли весьма видную роль в переломные годы русской истории, — в 1915-1917 годы, в эпоху первой мировой войны и февральско-мартовской революции. Особенностью этой организации была прежде всего ее засекреченность, доходящая до того, что спустя много десятилетий ни один из ее участников не разгласил ни тайны ее состава, ни тайны ее деятельности. Другой отличительной чертой этой политической организации является пестрота, разномастность, разношерстность деятелей, которых она объединяла, — людей, принадлежавших к разным, подчас враждующим между собой партиям и группам, но стремящихся несомненно создать активный политический центр, не межпартийного, а надпартийного характера. Таковы были русские масоны, члены последней по времени — до октябрьского переворота — масонской организации, сведения о которой могут быть собраны не без труда из разных, рассеянных то тут, то там фактов или намеков. Достаточно привести десяток имен известных русских политиков и общественных деятелей, принадлежавших к масонской элите, — чтобы подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело не только с существенным фактором русской политики указанного времени, но и с редким феноменом, мимо которого, однако, прошли почти все историки эпохи, и о котором ничего не знает, кроме вызывающих скепсис слухов, рядовой читатель. Вот несколько имен из списка масонской элиты, которые на первый взгляд кажутся совершенно не укладывающимися в одну организацию, на деле, однако, тесно связанных между собой на политическом поприще: князь Г. Е. Львов* и А. Ф. Керенский, Н. В. Некрасов и Н. С. Чхеидзе, В. А. Маклаков и Е. Д. Кускова, великий князь Николай Михайлович и Н. Д. Соколов, А. И. Коновалов и А. И. Браудо, М. И. Терещенко и С. Н. Прокопович. Что поражает в этом списке, это буквально людская смесь, в которой так неожиданно сочетаются социалисты разных мастей с миллионерами, представители радикальной и либеральной оппозиции с лицами, занимающими видные посты на бюрократической лестнице, — вплоть до... бывшего директора Департамента полиции. Что за странное явление, особенно непривычное в русской общественной жизни, для которой всегда были характерны полярность воззрений, сектантское начало во взаимоотношениях, взаимные отталкивания! Неудивительно, что многие, краем уха слышавшие о масонах, берут под сомнение самый факт их существования, во всяком случае не без недоумения встречают сообщения об их роли. Как? Масоны? — говорят они. — Мы знаем в годы первой мировой войны о распутинской клике, имевшей связи при царском дворе, мы слышали о великих князьях и генералах, пытавшихся уговорить двор пойти на компромисс с Государственной Думой. Широко известно было о политических домогательствах кадет, о выступлениях трудовиков и социал-демократов. В газетах мелькали имена ведущих русских политиков: А. И. Гучкова, П. Н. Милюкова. Но о масонах ничего не приходилось ни слышать, ни читать. Может быть, только о... «жидо-масонах», об этой фантасмагории, сочиняемой в черносотенной печати и в тайной полиции, над которой принято было смеяться?** * Автором получено опровержение о масонстве князя Г. Е. Львова с ссылкой на церковные настроения первого председателя Временного Правительства... **Вот образец трактовки этого вопроса черносотенным «Рус ским Знаменем»: «Человечеству угрожает новая опасность... международный жидовский санхедрин, существующий до сих пор только тайно, превращается в явное и весьма признанное учреждение, которое будет первым шагом на пути жидовского всемирного господства, первым признанием всеми государствами высшей власти жидовства... Страшные сказки воочию осуществляются жидо-масонством, идущим твердо и неуклонно к тысячелетней своей цели, то есть к превращению всех народов в полных и покорных рабов народа богоубийц и сумасшедших преступников». (Цитата взята из книги П. Е. Щеголева «Охранники и авантюристы». М. 1930).
Для того, чтобы никому не было обидно, что он что-то важное упустил, чего-то существенного не заметил в русской политике, — стоит привести успокоительное сообщение, что мы все, ничего не знавшие в свое время о политическом масонстве, находимся не в плохой компании: П. Н. Милюков в своих воспоминаниях, написанных в начале 40-х г.г. и изданных в 1955 г., сознается, что он ничего не знал о масонах. Касаясь ряда явлений этого порядка, он не решается и сейчас называть это масонством и прибегает к довольно странным, окольным определениям: «Если я не говорю... здесь ясно, — пишет он, — то это потому, что, наблюдая факты, я не догадывался об их происхождении в то время и узнал об этом из случайного источника лишь значительно позднее периода существования Временного Правительства». Иными словами, такой осведомленный человек, как Милюков, стоявший в самом пекле политической и общественной жизни России, даже не догадывался о деятельности и роли масонов, и только случайно, только много позже февральской революции узнал об этом. Так основательно была, по-видимому, засекречена, законспирирована деятельность масонов! Так тщательно скрывали они факт своего существования и так усердно прятали концы в воду! В некотором противоречии с этим находится утверждение Милюкова, сделанное в другом месте — и, правда, связанное с его первыми соприкосновениями еще в начале 90-х г.г. с французскими масонами. Милюков рассказывает, что замечания одного встреченного им масона о «всемогуществе (масонов) во Франции... произвели (на него) очень сильное впечатление». В связи с этим он добавляет: «Мне неоднократно предлагали вступить в масонскую ложу. Я думаю, что это впечатление было одним из мотивов моего упорного отказа. Такая сила коллектива мне казалась несовместимой с сохранением индивидуальной свободы».1 Надо сознаться, что читатели мемуаров Милюкова не без удивления отметили его странную манеру выражаться, ни разу не упоминая имени масонов и ограничиваясь какими то намеками. Это тем более необъяснимо, что задолго до второй мировой войны в печати говорилось о масонах, назывались многие имена. Милюкову несомненно была известна работа С. П. Мельгунова, печатавшаяся отдельными главами в газетах и вышедшая в 1931 г. отдельной книгой («На путях к государственному перевороту»), в которой немало говорится о масонах. Он знал и мемуары И. В. Гессена «В двух веках», вышедшие в 1937 г., в которых дан конкретный материал о масонах. Сами масоны, говорят, связанные клятвой, молчат, но почему Милюков чувствует себя связанным в этой области, — непостижимо. 2. ИЗ ИСТОРИИ МАСОНСТВА Прежде, чем перейти непосредственно к интересующей нас теме о масонах в первую мировую войну и февральскую революцию, — будет уместно коснуться вопроса о русском масонстве в 20 веке вообще. Правда, заметной политической роли оно не играло, хотя вполне возможно, что масоны пытались организовать какие то кадры политической оппозиции. Это было так понятно в России, только что пережившей бурную эпоху 1905 года и первых двух Государственных Дум. Характерной чертой русского масонства тех лет был, по-видимому, факт связанности его с французскими масонскими ложами. Русские масоны как бы светили заемным светом с Запада. Так, по данным, опубликованным в печати (особенно Мельгуновым и некоторыми другими), в Москве в годы 1906-1911 существовала ложа «Астрея», связанная с именем психиатра Н. Н. Баженова, а в Петербурге — «Северная Звезда», возглавлявшаяся «оратором» М. С. Моргулиесом и «секретарем» кн. Д. Бебутовым. По тем же данным, в Петербурге существовала ложа «Космос», в которую вошли, — возможно, еще во Франции, — профессора Русской Высшей Школы в Париже 1906-07 г.г. Максим Ковалевский, Е. Вл. де Роберта, Е. Аничков, Ю. Гамбаров. Среди масонов этой французской выучки называли также Вырубова, Кедрина, Амфитеатрова. Об участии В. А. Маклакова уже в этот ранний период в масон- ском движении мы время от времени наталкиваемся в печати. Так, например, А. Тыркова-Вильямс описывает свою встречу с Маклаковым в Париже в 1905 году: «Маклаков в первый раз меня видел. Но это не помешало ему как-то незаметно сделать масонский знак. В Париже я смутно слышала, что проф. М. Ковалевский открыл в Париже русскую ложу. В нее вошли многие мои знакомые, включая Е. И. Аничкова».2 Это происходило заграницей. Но вот И. В. Гессен, касаясь этого вопроса, приводит некоторый материал уже о русском масонстве. «Насколько мне известно, — пишет он, — Ковалевский (М. М.) был родоначальником русского масонства конца прежнего века. Русская ложа, отделение французской «Ложи Востока» была им торжественно, по всем правилам обрядности, открыта, а через несколько лет, в виду появившихся в «Новом Времени» разоблачений, была — за нарушение тайны — усыплена надолго и вновь воскресла уже в нынешнем веке... Замечательной для России особенностью было, что ложа включала элементы самые разнообразные — тут были и эсеры (Керенский), и кадеты левые (Некрасов) и правые (Маклаков), которые в партии друг друга чуждались, и миллионеры купцы и аристократы (Терещенко, граф' Орлов-Давыдов) и даже члены Ц. К. эсдеков (Гальперн), которые открыто ни в какое соприкосновение с другими организациями не входили».3 Последняя часть цитаты из воспоминаний Гессена подводит нас ближе к участию масонов в русской политике в 1915-17 г.г. Между тем есть кое-какие упоминания о масонах более раннего периода, представляющие некоторый интерес. Так, заслуживает внимания, — под углом зрения изучения масонства, — известный эпизод с разоблачением главы эсеровской Боевой Организации Азефа, провокаторскую роль которого раскрыл не кто иной, как бывший директор Департамента полиции Лопухин, сосланный за это по приговору суда в Сибирь. Есть книжка, посвященная Александру И. Браудо, вышедшая в Париже, в которой ряд русских политических деятелей посвятил статьи ему, как общественному и культурному деятелю. В этой книге напечатаны статьи В. Бурцева и А. Аргунова, устанавливающие место А. И. Браудо в деле разоблачения предательской роли Азефа. Оказывается, что А. Аргунов, прибывший в Петербург нелегально по поручению засе- давшего в Париже суда над Азефом, и имевший поручение лично получить подтверждение из уст Лопухина, б. директора Департамента полиции, о роли Азефа, благодаря А. И. Браудо мог встретиться с Лопухиным на частной квартире адвоката Е. С. Кальмановича, и б. директор Департамента полиции сообщил делегату Ц. К. эсеров все нужные ему сведения. Как мог А. И. Браудо, сотрудник Публичной Библиотеки, еврейский общественный деятель, устроить эту встречу? Только по масонской линии. Как мог решиться Лопухин пойти на свидание к Кальмановичу с делегатом Ц. К. эсеров? Только по масонской линии. Как мог Лопухин выдать эсерам государственную тайну о провокаторской роли Азефа? Конечно, только по масонской линии. И хотя в упоминаемых эпизодах масоны ни разу не называются, — совершенно очевидно, что Лопухин и Браудо были связаны по линии масонства. Иначе даже нельзя понять этот эпизод, в котором скромный общественник-еврей Браудо мог располагать непосредственным контактом с главой политической полиции.4 Интересны некоторые подробности поведения А. А. Лопухина на суде, который состоялся 28-30 апреля 1909 г. в Петербурге, под председательством В. Н. Варварина, при прокуроре В. Е. Корсаке и защитнике А. Я. Пассовере. Лопухин заявил суду, что во всем этом деле, т. е. в сообщении, сделанном им об Азефе, «им руководили соображения общечеловеческого свойства». По поводу писем, посланных им Столыпину и другим после визитов к нему на квартиру Азефа и Герасимова, Лопухин заявил суду, что «с содержанием этих писем он познакомил двух лиц, назвать которых не желает по соображениям нравственного свойства». На суде Лопухин, рассказывая о посещении им одного приятеля, пришедшего предварительно переговорить с ним о возможности его встречи с делегатом Ц. К. партии социалистов-революционеров, заявил, что приятеля этого «назвать он не желает». И в объяснение своей роли в деле разоблачения Азефа Лопухин заявил на суде, что «поступал так в исполнение долга каждого человека не покрывать молчанием гнуснейшие из преступлений, к числу которых относятся совершенные Азефом».5 3. ТАЙНАЯ ПОЛИЦИЯ И МАСОНЫ Нет сомнений, что задолго до первой мировой войны политическая полиция время от времени проводила наблюдение над масонами. Результатом этих наблюдений явились статьи и заметки пресловутого Манасевича-Мануйлова («Маски» в «Новом Времени»), — конечно, о «жидо-масонах», на основании почерпнутых им сведений в недрах охранки. О возникавшем порой интересе к масонам даже у царя рассказывал генерал Герасимов, начальник Петербургского Охранного Отделения. «Второй предмет, который очень интересовал царя, — рассказывает генерал А. Герасимов в своих воспоминаниях, — это вопрос о жидо-масонских ложах. Он слышал, что между масонами и революционерами существует тесная связь, и он ждет от меня подтверждения этого слуха. Я возразил, что я не знаю, каково положение заграницей, но в России, по моим сведениям, отсутствуют жидо-масонские ложи, да и вообще масоны никакой роли не играют. Эта моя информация явно не показалась царю убедительной, потому что он уполномочил меня сообщить Столыпину, чтобы он представил исчерпывающий доклад о русских и заграничных масонах. Я не знаю, был ли представлен царю такого рода доклад; при Департаменте полиции работала комиссия, занимавшаяся вопросом о масонах, которая свою деятельность не закончила до самой революции 1917 г.».6 Эта беседа с царем имела место вскоре после убийства террористами петербургского градоначальника фон-дер-Лауница 3 января 1907 года. Для установления связи между русскими и французскими масонами был послан в 1910 году Департаментом полиции в Париж коллежский асессор Алексеев, донесение которого, кстати, дает возможность установить, что ген. Курлов и некоторые другие лица пытались (правда, неубедительно) через своих агентов записать убийство П. А. Столыпина в 1911 г. за счет масонов, якобы заинтересованных в его устранении. Красочное донесение Алексеева стоит частично процитировать, чтобы ближе ознакомиться с нравами охранки и, в частности, с той информацией, которая была представлена царю. Вот что доносит Алексеев генералу Курлову: «От лиц, стоящих близко к здешним масонским кружкам, удалось услышать, что покушение на г. председателя Совета министров находится в некоторой связи с планами масонских руководителей... Уже с некоторых пор к г. председателю Совета министров делались осторожные, замаскированные подходы, имеющие склонить его высокопревосходительство на сторону могучего сообщества. Само собой разумеется, попытки эти проводились с присущей масонству таинственностью и не могли возбудить со стороны г. председателя никаких подозрений... Масоны повели атаку и на другой фронт, стараясь заручиться поддержкой какого-либо крупного сановного лица. Таким лицом, говорят, оказался П. Н. Дурново, который сделался будто бы их покровителем в России, быть может, имея на это свои цели. Когда. масоны убедились, что у них есть такая заручка, они уже начали смотреть на председателя Совета министров, как на лицо, могущее им служить скорее препятствием... Масоны были обеспокоены тем обстоятельством, что у власти стоял г. председатель Совета министров. В печати проскользнула однажды статья, заявляющая, что его высокопревосходительство находится «под влиянием масонов, действующих на него через его брата А. Столыпина». («Гроза», ном. 153 и «Русская Правда», ном. 13)... Заграницей же на премьер-министра смотрят, как на лицо, которое не пожелает принести масонству ни пользу, ни вред. Это последнее убеждение... побудило руководителей масонства прийти к заключению, что г. председатель Совета министров является для союза лицом «бесполезным», и следовательно, в настоящее время, когда масонство собирается нажать в России все свои пружины — даже вредным для целей масонства... Масоны ожидали в июле месяце каких-то событий. Тайные парижские руководители не сообщали о том, в каком именно виде события эти выльются, и только теперь по совершении факта, здешние масоны припоминают о кое-каких слабых намеках на г. председателя Совета министров, политикой которого верховный масонский совет был недоволен. Говорят, что руководители масонства... подтолкнули исполнение того плана, который был только в зародыше. Чисто «техническая» сторона преступления и кое-какие детали обстановки, при которой возможно было совершить покушение, была подготовлена через масонов... При теперешней постановке этого дела (охраны) покушение возможно лишь при посредстве масонских сил. без помощи которых ни один революционный комитет не сможет ничего привести в исполнение». Этот пространный документ не имел, конечно, прямого отношения к масонам, но он проливает свет на попытки Департамента полиции по свежим следам убийства П. А. Столыпина направить внимание влиятельных кругов и царя на масонский след, якобы, причастный к этому убийству, и тем отвести усиленно циркулировавшие слухи о прямой ответственности ген. Курлова, на которого молва указывала пальцем, который был предан суду, отмененному по личному приказу царя.7 Мы указывали на тщательную засекреченность масонского движения в России, особенно в период, когда масоны стали активизировать свою деятельность. Но, конечно, трудно было бы предполагать,что для Департамента полиции эта деятельность оставалась тайной. На деле оказалось, что среди русских масонов действовало полицейское око. А. Тыркова-Вильямс в своих воспоминаниях довольно подробно характеризует князя Бебутова, кадета и масона, освещавшего деятельность и тех, и других по поручению тайной полиции. «Когда весной 1906 г., — пишет Тыркова, — понадобились деньги на устройство клуба, Бебутов привез Петрункевичу 10 тысяч рублей. Как выяснилось после революции, деньги дала охранка, чтобы ввести Бебутова в кадетские верхи». Он издал по-русски заграницей огромного размера сборник «Последний самодержец» (это было, примерно, в 1910 г.) и ему удалось ввезти и распространить его в России, вероятно, тоже при содействии охранки.8 Бебутов играл своеобразную роль в русской общественной жизни вообще. Пишущему эти строки известно, что он основал довольно обширную русскую библиотеку в Берлине, которую передал на хранение Правлению Германской Социал-демократической Партии (по договору, подписанному с А. Бебелем, Германом Мюллером и др. в 1911 году) о том, чтобы библиотека после освобождения России была передана русским социал-демократам, но при условии, если большевики объединятся с меньшевиками в одной партии. Бебутов был уполномоченным графа Орлова-Давыдова, члена Государственной Думы и масона, в своем дворце — по сообщению Мельгунова — собиравшего заседания военной масонской ло- жи. На средства Орлова организован был в Берлине Комитет по оказанию помощи русским, находившимся там во время первой мировой войны. Словом, Бебутов был пестрой и даже загадочной фигурой. В февральскую революцию, когда обнаружилась его связь с Департаментом полиции, по требованию известных адвокатов Зарудного и Соколова, он был подвергнут домашнему аресту (один из масонов, М. Моргулиес, считал недоказанным его службу в охранке, хотя Бебутов не отрицал, что он не то информировался, не то информировал Манасевича-Мануйлова). В.Л.Бурцев, с своей стороны, считал Бебутова немецким агентом, что получило подтверждение в вышедших в Англии документах из архива германского министерства иностранных дел-9 4. РИТУАЛ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МАСОНСТВА Да будет позволено в порядке личного отступления дать пишущему эти строки свидетельское показание об одной провинциальной ложе масонов, — рассказ, который мне привелось слышать осенью 1918 года на нарах большевистской тюрьмы от приятеля, почему-то решившегося нарушить тайну и исповедаться. Для меня этот рассказ прозвучал фантастически. «Помните, — рассказывает он, — как в 1915 году к нам приезжал по дороге на фронт член Государственной Думы, кадет Колюбакин. Он уж оттуда не вернулся — кажется, пал жертвой несчастного случая. Провел он у нас два дня, и за это время основал у нас масонскую ложу. — Я не был приглашен на заседание и в ложу не вошел, — продолжал мой сосед по нарам, — но довольно скоро после того к нам приехал другой член Государственной Думы К., с которым я был знаком с 1913 года. Вот тогда я был приглашен на собрание, и К. был тот, кто вводил меня в ложу. Я был к этому подготовлен. Один из друзей, обычный участник наших политических совещаний тех лет, запрашивал меня предварительно, согласен ли я вступить в ложу масонов. Не помню, какие мотивы он приводил. Он только, во-первых, требовал от меня обещания держать в секрете весь разговор и, во-вторых, спросил меня, «готов ли я всем пожертвовать, вплоть до самой жизни, в борьбе за истину и свободу». Когда я дал ему положительный ответ, он сообщил мне о предстоящей встрече с К. — К. принял меня в кабинете хозяина квартиры, служившей местом наших обычных политических совещаний. Меня удивил прежде всего ритуал приема в ложу. Я читал об этом и думал, что ритуал давно отменен... К. повязал мне глаза, поставил мне ряд вопросов (содержания их не помню), прочел формулу присяги, в которой были сакраментальные слова о готовности отдать жизнь за истину и свободу, — и я вслед за ним повторил эту формулу. По окончании присяги он вручил мне перчатки в знак посвящения, поцеловал меня и за руку ввел в другую комнату. Тут сняли повязку с моих глаз, и я увидел десяток своих старых знакомых, местных деятелей, ранее меня уже введенных в ложу. Мне было не по себе, когда эти люди, которых я обычно называл по имени-отчеству, величая меня «братом», говорили мне «ты», целовали и поздравляли с посвящением в ложу. — Спустя некоторое время,—закончил мой сосед по нарам, — стали появляться другие люди, не состоявшие членами ложи, пришли и вы, — открылось наше обычное политическое совещание: доклад прибывшего из Петербурга депутата на актуальные темы и оживленная дискуссия, в которой приняли участие присутствовавшие в качестве представителей той или другой партии или политической группировки». * * * Под впечатлением этого рассказа и некоторых других информаций, не раз я задумывался над политическим смыслом существования масонских лож. В основе их деятельности лежал принцип объединения, принцип коалиции разнопартийных сил. Но наши политические совещания, по общему решению, строились на этом принципе, который и не-масонами также разделялся. В России, в годы первой мировой войны влияние партий (не только в массах, но и среди интеллигенции) было невелико, их авторитет довольно таки поблек, — почему созыв коалиционных совещаний не встречал ни с какой стороны возражений. Не случайно даже немногие большевики, действо- вавшие в Петрограде или Москве, не говоря уже об эсерах и меньшевиках, охотно являлись на пестрые совещания, происходившие незадолго до революции у Коновалова, Горького, Кусковой. В 1915-16 г.г. все в России предчувствовали приближение великих канунов, грядущих исторических событий. Редко произносилось слово: революция. Ее призрака во время войны боялись, да кроме того среди либеральных и радикальных политиков преобладали оптимисты, весьма прекраснодушно смотревшие вперед и в душе, несмотря ни на что, надеявшиеся на «эволюцию». Двор и партия оголтелой реакции были изолированы в стране. В бюрократической твердыне был пробиты крупные бреши. Каждый офицерский кружок, каждая редакция либеральной газеты представляли собой очаг недовольства и требовали перемен. В этих условиях масоны, как политически беспартийная организация, абсолютно ничем не отличались от других. Единственное, может быть, что в глазах масонов оправдывало их существование, это засекреченность организации, которая была продиктована, по-видимому, своеобразной философией масонов, «теорией элиты», которую они разделяли, воззрениями, в которых, если угодно, даже были элементы вождизма. В обоснование этой теории был положен довольно верный факт весьма низкого уровня политической культуры в России, молодость, слабая организованность и незрелость политических партий. Но вот с наступлением февральской революции, казалось бы, должно было прекратиться засекреченное существование конспиративных кружков. Создалась обстановка, при которой на политической арене действуют открыто, под контролем общественного мнения легальные политические партии, со своими Ц. К., с ежедневной печатью, со своими фракциями и представительством в муниципалитетах и земствах, в органах революционного самоуправления, таких, как Советы, наконец, во Временном Правительстве и во всех совещаниях или учреждениях со всеми их исполнительными органами. Зачем же и в этой обстановке сохранили свое существование масоны? Естественно возникает у не-масонов вопрос: почему в 1917 г. сохраняли масоны свои конспиративные кружки при свете дня, — как это было во мраке ночи? Неужели они видели корректив к слабостям и недостаткам русской политики в том, чтобы закулисная и не носившая никакой ответственности "элита" взяла на свою совесть судьбы страны и революции и в своих засекреченных кружках решала и вязала все трудные вопросы о войне и мире, о власти и анархии, о корниловщине и большевизме? Вопрос этот не лишен значения в историческом и политическом разрезе. И теперь, когда все тайное постепенно становится явным, особенно остро этот вопрос задевает и волнует русских политиков, которые не принадлежали к масонским кружкам, но бесспорно играли роль в русской политике в эпоху первой мировой войны и февральской революции. И если мы начали изложение — для конкретности — со списка деятелей, вошедших в русскую политику с позиций масонства, то, пожалуй, будет уместно привести перечень русских деятелей разных партий, которые никогда не были масонами. А ведь удельный вес их в русской жизни был не мал! Достаточно назвать П. Н. Милюкова, И. И. Петрункевича, В. Д Набокова, М. М. Винавера, П. Б. Струве, Ф. И. Родичева, И. В. Гессена из кадет, Г. В. Плеханова, А. Н. Потресова, И. Г. Церетели, Ф. И. Дана, Ю. О. Мартова из меньшевиков, В. М. Чернова, А. Р. Гоца из с.-р., С. П. Мельгунова, Л. М. Брамсона, В. Мякотина из народных социалистов, чтобы понять, какой фактический раскол вносили масоны в русскую политику, во все партии, в эпоху войны и в февральскую революцию.
|