Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 8. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования
§ 1. Прокурорский надзор за законностью расследования
В ходе расследования должны строго соблюдаться права и законные интересы личности, интересы общества и государства. Эти вопросы нашли закрепление в Конституции РФ, Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", УПК РФ. Осуществляя надзор за законностью, прокурор руководствуется названными законодательными актами. Статья 2 Конституции РФ провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Эти установления Конституции РФ подкрепляются конкретными нормами как самой Конституции РФ, так и УПК РФ и Закона "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, наряду с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Осуществляя надзор, прокурор должен помнить предписания Конституции РФ о том, что решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46); каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ст. 51); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52)*(546). Уголовно-процессуальное законодательство регламентирует защиту названных и других, защищаемых Конституцией РФ, прав и законных интересов личности, общества и государства. Оно определяет порядок производства по уголовным делам и порядок обеспечения законности при проведении следственных и процессуальных действий, соблюдение уголовно-процессуальной формы, сущность которых нами рассмотрена в предыдущих главах. Особое внимание при расследовании преступлений прокурор должен уделять вопросам соблюдения компетенции должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование; соблюдения подследственности; соблюдения формы процессуальных документов, порядка их производства и оформления; наличия основания и условий проведения следственных и процессуальных действий и принятия решений об их проведении; соблюдения правил и порядка собирания доказательств; решению вопросов применения мер уголовно-процессуального принуждения, уделяя пристальное внимание применению мер пресечения; соблюдению правил получения разрешения суда и процессуального порядка оформления такого решения; наличию оснований привлечения лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого и процессуального порядка предъявления обвинения, допроса в качестве обвиняемого и соблюдению прав и законных интересов как обвиняемого, так и других участников процесса в этот ответственный момент; строгому соблюдению оснований и условий приостановления и возобновления расследования по делу, порядка оформления этого этапа расследования; особое внимание должно уделяться решению о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Это итоговое решение, оно влечет за собой не только обеспечение прав обвиняемого, но и доступ потерпевшего к правосудию, обеспечение защиты интересов общества и государства, заинтересованных в неотвратимости ответственности лица (лиц), совершивших преступление*(547). Требует пристального внимания прокурора принятие решений по делам в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, лиц, страдающих психическими или физическими недостатками, которые лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы. К нормативным актам, регулирующим организацию и осуществление прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного расследования, относятся приказы и указания Генерального прокурора РФ, которыми руководствуются все нижестоящие прокуроры*(548). Наиболее остро затрагивает интересы участников уголовного судопроизводства окончание расследования с направлением уголовного дела в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом. Об эффективности прокурорского надзора за расследованием свидетельствуют следующие статистические данные: прокурорами возвращено для дополнительного расследования следователям МВД России в 2003 г. 4,8% уголовных дел. Возбужденно прокурорами из отказных материалов органов МВД России в 2003 г. 87 809 уголовных дел. В целом за 2003 г. прокурорами отменено 249 034 решения следователей и 395 894 решения органов дознания*(549).
Date: 2015-10-21; view: 553; Нарушение авторских прав |