Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 10. Лексическая сочетаемость





 

Упражнение № 133. Составьте и запишите словосочетания, раскрывая скобки. Уста­новите, какие значения будут приобретать прилагательные, если их поочередно соединять со словами, стоящими в скобках.

* Составьте и запишите сложные предложения, в которых данные прилагательные употреблялись бы в переносных значениях.

1. Легкий (груз, задача, дорога, материя). 2. Горячий (песок, время, чай). 3. Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). 4. Теплый (ветерок, встреча, вода). 5. Громкий (выстрел, дело, крик). 6. Холодный (ветер, чай, взгляд, комната).

Упражнение № 134. Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением многозначных слов. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга. 2. Долг врача — не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 3. На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей. 4. Защита нашей футбольной команды хромает. 5. На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят. 6. К вечеру погода разгулялась. 7. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 8. Врач, совершая обход в больнице, обошел пятую палату.

Упражнение № 135. Прочитайте следующие шутки, каламбуры. Укажите приемы языковой игры в создании комического эффекта.

1. Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя. 2. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев. 3. Жаль, что и близкие бывают недалекими. 4. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. 5. Одинокий фотограф срочно снимет ванную комна­ту. 6. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить еще раз. 7. Не бросайтесь словами — соблюдайте технику безопасности. 8. Нулей, — которые знают свое место, — считанные елиницы.

Упражнение № 136. В следующих предложениях устраните ошибки, вызванные наруше­нием лексической сочетаемости слов. Объясните, в чем в каждом случае заключается ошибка и какое требование к речи она нарушает. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина. 2. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване. 3. Гинекологическая классификация языков и карта языков мира созданы не сразу. 4. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 5. Эту передачу слушали по радио на двух континентах — в Арктике и Антарктике. 6. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. 7. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. 8. Раскольников убил бабушку. 9. Татьяна любит свою няню, эту седо­бородую старушку. 10. Притормозив коня, командир подождал Марусю. 11. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. 12. На улицах города состоялись вооруженные столкновения. 13. Вечером меня обычно сопровождал старший брат моей подруги, потому что уже быстро темнело. 14. Дети стали разыскивать дорогу домой. 15. В центре сквера построен памятник погибшим воинам-афганцам.

Упражнение № 137. В следующих предложениях устраните ошибки, вызванные наруше­нием лексической сочетаемости слов. Объясните, в чем в каждом случае заключается ошибка и какое требование к речи она нарушает. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. 2. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. 3. Скоро теплоход должен был уезжать. 4. Их новая встреча состоялась глубокой весной. 5. И в этом сраже­нии русские войска потерпели победу. 6. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение. 7. Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отды­хают в Крыму. 8. Императрица требовала от графа, чтобы он склонил колени перед княж­ной. 9. Из подъезда выскочила чья-то фигура. 10. На остановке он прождал ее круглый час. 11. Вся окружающая среда, которая там стояла, все были возмущены. 12. Победителю конкурса выделена премия. 13. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных богов и героев. 14. Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане пять дней: с 1 по 5 сентября. 15. С конца VI в. до н. э. поток греческих туристов устремился в Египет.

Упражнение № 138. Прочитайте следующие словосочетания и предложения. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

* Найдите примеры оксюморона, т. е. намеренного объединения в одном словосочетании изначально несовместимых по семантике слов. Например, светлая грусть, сладкая боль, горячий снег.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное-невероятное, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Упражнение № 139. (СР). В следующих предложениях устраните ошибки, вызван­ные нарушением лексической сочетаемости слов. Объясните, в чем в каждом случае заключается ошибка и какое требование к речи она нарушает. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается бурный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом участке, причем неплохо рабо­тает, но в последние годы у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Продается пожилой дом. 7. Уча­щиеся нашего класса добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 8. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 9. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 10. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки.

 

Date: 2015-10-18; view: 2103; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию