Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема № 6. Разговорная речь
Моя дорогая Ирочка! Моя милая! Как трудно писать письмо, которое может стать последним! На послезавтра назначена операция. Правда, я еще боюсь, что М.И. в последний день откажет, но вероятность этого мала. Я убедил его, что у меня нет выхода. Сегодня я привожу в порядок свои дела: пишу тебе письмо и собираю записки. Все будет оставлено М.И. Не сомневаюсь, что ты придешь к нему. Но помни, что и после смерти близкого человек должен прилично себя вести. Так захотелось написать тебе нежное, красивое письмо — и не получается. Завтра мне уже некогда будет писать. Днем придут посетители, а вечером меня напичкают лекарствами. Ты знаешь, как нарастает страх с каждым часом, по мере приближения конца? Я себе внушаю, кричу — не смей! Держи себя в руках! Стараюсь думать о науке, о Сереже, о тебе, а он, страх, где-то все копошится и нет-нет да и подкинет мыслишку, совсем невинную, вроде: «Если бы мне пару недель, то я бы мог разобрать вопрос о программах рефлекса подражания...» Бессилен! Он прямо не выдает — «откажись», а действует замаскированно, стороной, из подсознания.Но я все вовремя разоблачаю и пресекаю. Я математик. Никаких двух недель уже нет. И все равно страшно. Иногда всплывают разные образы — какие-нибудь бури, грозы или сцена острой дискуссии, или ты, как когда-то. Моменты, когда была сила, подъем, острота чувства. Так начинает щемить сердце, Ирочка! И лезут в голову жалостливые сетования, вроде: «За что? Почему именно я?» Наверное, я пишу не то. Я всегда не любил длинных писем, а сегодня никак не вижу конца. Ты уж меня извини. Я стал слабым, и мне хочется наговориться перед смертью. Я ведь не заблуждаюсь и хорошо знаю размеры опасности. Только перед врачами и женой делаю вид, что совершенно уверен. Пусть они думают о «воле к жизни». Медицина считает, что она очень помогает в лечении. К сожалению, мой моральный уровень совсем низкий. Я настаиваю на операции потому, что просто не могу поступить вопреки самой простой логике: операция — это маленькие шансы, без нее — никаких. Поэтому я стараюсь держаться, не плакать, чтобы не включать программу горя. Она развивается с положительными обратными связями. Кроме того, меня поддерживает в твердости усталость. Я устал болеть, устал жить больным, во многом разочаровался (Н. Амосов). Упражнение № 100. Выполните стилистический анализ текста.— Как вы себя чувствуете? — очень тихо спросил кто-то, чьи очертания я лишь смутно угадывал рядом с кроватью. — Не очень, — честно прошептал я. — Голова сильно болит. Где я? Что со мной? — Вы в больнице. Вы попали в аварию. — Не помню... — Как вас зовут? — Андрей Михайлович Корин. Документы... — Что? — В машине были документы, паспорт, права... разве их не нашли? — Нашли, не волнуйтесь. — Тогда почему вы спрашиваете мое имя? — Так надо. Вы устали? — Нет... Да... Где это случилось? — А вы сами не помните? — Нет... Я ехал по Садовому, перестраивался, чтобы свернуть к трем вокзалам... Где-то там, да? — Когда это было? — Не знаю... сегодня, наверное... Может быть, вчера... Около восьми вечера. Сколько времени я здесь нахожусь? — Сутки. Авария произошла вчера. Какое было число? <...> — Вчера было восемнадцатое июля, — добросовестно вышептал я, стараясь как можно активнее шевелить губами. <...> — Почему здесь так темно? Почему нет света? — Вам нельзя ни света, ни громких звуков. Отдыхайте, Андрей Михайлович, постарайтесь уснуть. Упражнение № 101. Выполните стилистический анализ текста.Кира вошла. — Ты, который столько лет!.. — Чего тебе не хватает? Скажи, чего не хватает нам? Но я уже оправдывался. Неудач стыдятся, как болезней, стыдно быть неудачником. — Ты правильно сказал однажды: если человек лишен мужества, ему не поможет и Господь Бог. И сына так воспитал. Ужалила. Даже сердце сдавило. — При чем тут сын? — Такой же точно. — При чем тут сын? — Я поднялся. — Неужели все в жизни определяется только этим? — Я показывал на вещи в доме. — Быт, заслонивший бытие! — Ты, пожалуйста, не повышай голоса. Я ведь тебя не боюсь, ты знаешь. Тебе там самолюбие отдавили, а здесь ты кричишь. Так приучить всех не уважать себя! Так позволить плевать себе в лицо! Тебе было обещано! Нет, ты скажи, тебе было обещано? Сколько лет живем, я не могу привыкнуть к этим мгновенным переходам от самого лучшего к озлоблению против меня. Так хорошо все было только что, и такая вдруг ярость. — В общем, так: первой дамой факультета тебе не быть. Переживешь. В оставшиеся годы я намерен написать книгу, есть у меня еще планы... Переживешь. — Эту твою книгу? — Она с таким пренебрежением сморщилась, словно увидала дохлую мышь на полу. — Да, эту. К счастью, мне есть что сказать... — Чего тебе сказать? Да говори, пожалуйста. А то времени у него другого не будет... говори! Кажется, я со своей стороны только способствую. Не знаю уж, какая тебе только нужна жена. Сказать ему надо... Мой первый муж знал, чего хотел. <...> Он имел цель и шел к ней, а тебя надо вести за руку (Г. Бакланов). Упражнение № 102. Выполните стилистический анализ текста. Открыв, я, к своему удивлению, узнал Ёлку, новую возлюбленную Короля, с ней была незнакомая рослая девушка с влажными глазами оленихи и прыщавым подбородком. — Слава те Господи! — сказала Ёлка. — С утра названиваю, хоть бы кто трубку снял. Думала — перемерли. Я тут клипсу обронила. — Какую еще клипсу? — А вот такую, — она показала на правое ухо, в розовой мочке голубела поддельными сапфирчиками дешевенькая клипса. — Мы с Королем в ванной обжимались. Наверное, там. Она прошла в ванную комнату и сразу вернулась, привинчивая клипсу к мочке. — Порядок! Пива там не осталось? — Нет. — Вот свиньи, все вылакали. А Оська где? — В школу пошел. — В какую еще школу? — В обыкновенную. — А зачем ты его продаешь? — сказала она с упреком. — Он врал, что работает. Оказывается — школьник. — Он и работает. Помогает отцу. У него отец выставку оформляет. — Все равно ты его заложил. Он скрывал — про школу. — Я этого не знал. Пусть врет умнее. А если всерьез — может, оставите мальчишку в покое? — Ты его воспитываешь? — Это вы его воспитываете. И довольно вонюче. — Не дешевись! Пи-да-гог! Несмотря на задиристый тон, она была симпатична (Ю. Нагибин). Упражнение № 103. Выполните стилистический анализ текста. Ольга смотрела на старуху и видела, как на лоб ей сел маленький черный жучок и подполз под платок, в щелку над теменем. — Жучок, — сказала она. — Чего? — не поняла старуха. — Жучок вам под платок заполз. — И ляд с ним! Как заполз, так выползет... Андрей-то Петрович век свой прожил, — пустилась в рассуждения бабушка. — Хоть жизнь его не больно баловала, знал и войну, и плен германский, а солнце ему, всеж-ки, посветило. Кого жалко, так это Пашку. Золотой мужик, хоть пыли много. И семью его жалко, аж не знаю как. — А что с ним? — внутри у Ольги все мелко и часто дрожало, но голос звучал ровно. — Приятеля на поминках в висок убил. — За что? — Да это он Косого-придурка. Тот вплел, кто Андрея Петровича сковырнул, и не сказал. Побоялся. Два, говорит, амбала здоровенных, а с ними еще бабища, кобыла, прости Господи! Это она Андреем Петровичем распорядилась и еще орала на всех. Видать, из начальства. С таким свяжешься — жизни рад не будешь. — А номер?.. Чего же он номер-то не запомнил? — Нешто он понимал в номерах? Говорю — дурачок. А глаз на личность имел вострый. Вот он и ляпнул на поминках: а я знаю, кто твоего батьку ухайлакал. Так чего же молчал? А боялся. Ну, Пашка с обиды и ахнул ему в висок. Кузнец!.. А у дурачка кость слабая. Восемь лет Пашке впаяли, прокурор вовсе десятку требовал. Была семья — нету семьи: старики па погосте, сын в тюряге... Постой, милка, ты куда? Может, тебе в правление зайтить? Глядишь, и сдадут избу Андрея Петровича. Все равно пустует. — Спасибо, бабушка, я зайду. — Правление как раз за магазином. — Знаю. Спасибо. До свидания. — Привози мальца-то. Здесь воздух — хрусталь (Ю. Нагибин). Упражнение № 104. Выполните стилистический анализ текста. Затем Шаймерден прохрипел: — Едике, дорогой, только ты, того самого, голову мне не морочь. Если умер, то что ж теперь... У меня людей нет. Чего тебе понадобилось сидеть рядом? Покойник, того самого от этого не подымется, как я думаю... — А я думаю, понятия у тебя никакого нет! — возмутился Едигей. — Что значит голову не морочь! Ты здесь второй год, а мы с ним тридцать лет проработали вместе. Ты подумай. Среди нас человек умер, нельзя, не положено оставлять покойника одного в пустом доме. — А откуда ему знать, того самого, один он или не один? — Зато мы знаем! — Ну ладно, не шуми, того самого, не шуми, старик! — Я тебе объясняю. — Ну что ты хочешь? У меня людей нет. Что там будешь делать, все равно ночь кругом. — Буду молиться. Покойника буду обряжать. Молитвы буду приносить. — Молиться? Ты, Буранный Едигей? — Да, я. Я знаю молитвы. — Вот те раз — шестьдесят лет, того самого, Советской власти. — Да ты оставь, при чем тут Советская власть! По умершим молятся люди испокон веков. Человек ведь умер, а не скотина! — Ну ладно, молись, того самого, только не шуми. Пошлю за Длинным Эдильбаем, если согласится, то придет, того самого, заступит вместо тебя... А сейчас давай, сто семнадцатый подходит, готовь на вторую запасную... И на том Шаймерден отключился, щелкнул выключатель переговорника (Ч. Айтматов). Упражнение № 105. Выполните стилистический анализ текста. — Что это? — прошептала Марго, выуживая наружу найденное. — Пудра, губная помада и прочая дрянь, — буркнул Глеб. — Но как они сюда [в духовку] попали? — недоумевала наивная Маргоша. — Я не пользуюсь такими дорогими вещами, тут сплошной Диор! <...> — Правильно, — затопал вдруг ногами Глеб, — ты вообще ничем не пользуешься. Погляди на себя, просто бочка с салом! Отвратительная, бесформенная. Да с тобой стыдно куда-нибудь пойти! Что за одежда? Где ты откопала эту юбку! А сапоги! Говнодявы! Такие носили во времена Наполеона! Отчего ты не оденешься нормально? Просто позор! С тобой поговорить стало не о чем, клуша! Да, у меня есть другая, но в том, что она появилась, виновата только ты, ты, ты и больше никто (Д. Донцова). Упражнение № 106. Выполните стилистический анализ текста. — Чудный ковер!— Какой пушистый!— Замечательный рисунок! — сказала художница. Это, пожалуй, пятнадцатый век.— Тринадцатый, — поправил хозяин. — В пятнадцатом уже не было этой наивности, — видите?Он показал пальцем на наивность ковра, действительно поразительную.— А вот знаменитый дамасский клинок. Это — знаменитая сталь, настоящая «бэ-мэнэ». Вот, видите, на нем вычеканена арабская буква. Это знак Эль-Джамана. Священный знак, показывающий, что меч этот принадлежал одному из потомков пророка. По легенде, этим мечом лукавая принцесса Бэмэнэ отрубила голову своему мужу. Не трогай, Костя, — ты порежешь руку.Но гимназист уцепился за клинок обеими руками.— А я прочел! — радовался он. — Вот под этим завитком... вот, смотрите: «Зо-лин-ген» — совсем у них буквы простые были.— Что?.. Что?...— Где?— Быть не может!Мерангов схватил свое «бэмэнэ».— Какая подлость! — прошептал он побелевшими губами. — Подделка!Немецкая подделка. А старый Эль-Джаман клялся мне бородой пророка!..Он долго в полном отчаянии рассматривал опозоренный Золингеном клинок... (Тэффи).Упражнение № 107. Выполните стилистический анализ текста.
Date: 2015-10-18; view: 630; Нарушение авторских прав |